Библиографическое описание:

Даулетова Б. А. Использование информационных коммуникационных технологий на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2014. — №8.1. — С. 9-11.

К русскому языку и к кириллице мы должны

относиться столь же бережно, как к казахскому языку.

Всем очевидно, что владение русским языком

— это историческое преимущество нашей нации. [1]

Н. А. Назарбаев

(из Послания Президента РК

Н. А. Назарбаева народу Казахстана

Стратегия «Казахстан-2050»)

Изучение государственного языка и языка межнационального общения, русского языка, занимает в нашей республике одно из важнейших мест, в том числе и в воспитании патриотизма и интернационализма, толерантности, культуры.

Требования к специалисту в плане межкультурного общения в современном мире велики и предполагают овладение им на уровне пользователя не одним, а несколькими иностранными языками.

Инновационные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес учащихся к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в них чувство собственного достоинства, дают им ощущения творческой свободы и самое главное — приносят радость. В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий в обучении русскому языку. [2]

В практике преподавания русского языка на современном этапе обучения используются следующие технологии:

1) проектные технологии

2) информационные технологии

3) технологии языковых портфелей

4) модульно-блочные технологии

Наиболее доступными являются информационные технологии. Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках русского языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. [3]

При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов:

1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности преподавателя и студента;

2) учет уровня подготовки группы по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;

3) особенности подготовки преподавателя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе;

4) организация деятельности студентов и их взаимодействия с преподавателем; роль преподавателя на уроке;

5) развитие у студентов интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;

6) контроль деятельности студентов на уроке и усвоения ими учебного материала;

7) готовность студентов к новому виду учебной деятельности, т. е. владение приемами работы с компьютером.

Наша главная цель — это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки студента как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед преподавателем — словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. [4]

Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Обучение с помощью интерактивного оборудования существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает студентам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности; оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом. Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание студентов на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски. Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Можно, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как студенты его усвоили.

Метод компьютерной поддержки я использовала при проведении уроков по произведениям.

А. С. Пушкина «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Студенты показали свои творческие способности при создании слайдов, используя иллюстративные возможности интерактивной доски, создали целую галерею портретов отдельных персонажей, причем к каждому портрету составили характеристику. Презентации сопровождались видеофрагментами, музыкой известных композиторов.

При подготовке урока чаще всего использую такой прием, как «наложение», который уместен в тех местах презентации или флипчарта, где необходимо проиллюстрировать в компактной и образной форме суть построения ряда объектов или процессов, изложить последовательность происходящего языкового явления. Например, на уроке-поиске «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» провожу сравнительно-сопоставительный анализ предложений: «Комната, куда мы вошли, была темна. Комната, в которую мы вошли, была темна». Делаем вывод: замена союзного слова не отражается на значении предложения. Затем на доске появляется схематическая запись.

Студенты получают нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют студенту проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

1. творческая работа;

2. лингвистическое исследование текста;

3. подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

4. рисование обложек к литературным произведениям;

5. инсценировка художественного произведения;

6. создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

7. продолжение неоконченных произведений;

8. подготовка словарных диктантов;

9. составление вопросника к зачету по теме;

10. составление конспекта, опорных таблиц;

11. письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Студент может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли преподавателя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют студента обобщать, систематизировать материал по теме. На уроках русского языка эффективно использовать различные тестовые задания, которые проецируются на экране интерактивной доски. Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. [5]

Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Студенты объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.

4. При подготовке домашнего задания студенты пишут творческие работы, используя презентации. Таким образом, современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению русским языком в повседневном общении, профессиональной сфере. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Более того, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.

Делая выводы, хочу отметить, что использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка как неродного. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования

Литература:

1.                  Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050», Астана, 2012.

2.                  Концепция развития образования до 2015 года, Астана, 2004.

3.                  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005.

4.                  Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть5. Информационные технологии в образовательном процессе. Методические материалы. Ярославль, 2005.

5.                  Быстрай Е. Формирование межкультурной педагогической компетентности учителя Вестник высшей школы-2006-№ 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle