Библиографическое описание:

Борисов А. А., Борисова Л. П., Соловьёв А. В. Реализация программы здоровьесбережения в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 718-720.

Современная социокультурная, экономическая и геополитическая ситуация актуализирует значимость и ценность здоровья как условия успешного развития российского общества и национальной безопасности [3]. Только здоровый человек в полном объеме способен к активной саморегуляции поведения, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к продуктивной и творческой общественной деятельности, к воспроизводству и успешной социализации своего потомства.

Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья становится в настоящую эпоху не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений. Задачи формирования, укрепления и сохранения природного, генетически детерминированного здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоционально-комфортной среды общения и труда становятся приоритетными для человеческого сообщества [1].

Исследование и разработка модели реализации программы, обеспечивающей пути решения проблемы здорового образа жизни участников образовательного процесса предполагает комплексный подход, учитывающий как понимание различных аспектов здоровья (медико-биологический, психологический, информационный, духовно-нравственный и т. д.), так и практических мероприятий на основе гуманитарных технологий, ориентированных как на подготовку молодежи к осуществлении личноcтно-ориентированного здорового образа жизни, так и на подготовку специалистов, владеющих здоровьесберегающими технологиями для работы в различных социальных средах и институтах [14]. Особое внимание необходимо уделить проблемам наркомании, алкоголизации и асоциального поведения в молодежной среде [4].

Реализация комплексных мероприятий программы может рассматриваться как основа дальнейшей разработки новых образовательных программ, объединяющих междисциплинарные направления (например, технология профилактики девиаций в социальной сфере, технологии и профилактики аддиктивного поведения, технологии в сфере кризисного социального взаимодействия, гуманитарные технологии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, технологии социального мониторинга и многих др.) [13]. Разработанная модульно-компетентностная программа может встраиваться в систему подготовки специалистов разных направлений на базе различных вузов и регионов, а также в систему программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации работников социальной сферы [3].

Системообразующим ядром программы РГПУ им. А. И. Герцена по формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса является специально разработанные здоровьесберегающие технологии в образовательной среде.

Потребители (адресаты) программы: работники сферы образования, студенты, получающие образование в сферах социального обслуживания населения, образования, культуры, здравоохранения [6].

Цель реализации мероприятий программы — содействие формированию у участников образовательного процесса общекультурных и профессиональных ценностей и компетенций в области применения здоровьесберегающих технологий в различных социальных средах путем формирования культуры здоровья, создания оптимальных условий обучения и труда, использования физических упражнений, профилактики девиаций, а также современных психологических средств воздействия на личность [2].

Задачи программы:

1)                 совершенствование технологий здоровьеформирующей деятельности в РГПУ им. А. И. Герцена;

2)                 формирование среди студентов, профессорско-преподавательского персонала ценностей здорового образа жизни;

3)                 отказ от вредных привычек среди студентов и преподавателей [15];

4)                 сформировать знания о современных технологиях и методах здоровьесбережения в системе образования, спорта, профессиональной деятельности, военной деятельности, реабилитации и рекреации.

Приоритетными направлениями программы являются:

1)      создание условий для охраны здоровья и полноценного питания участников образовательного процесса [5];

2)      мониторинг состояния здоровья студентов и профессорско-преподавательского персонала;

3)      здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения с использованием современных информационных технологий;

4)      развитие физкультуры и спорта в РГПУ им. А. И. Герцена, в том числе материально-технического состояния спортивной базы;

5)      деятельность РГПУ им. А. И. Герцена по оздоровлению профессорско-преподавательского персонала, вовлечению педагогов в занятия физкультурой и спортом;

6)      положительная динамика отказа от вредных привычек среди студентов и педагогов.

Основные мероприятия программы:

1.      Внедрение вышеперечисленных технологий в практику социально-культурной деятельности обучающихся и профессорско-преподавательского состава и иных работников РГПУ им. А. И. Герцена.

2.      Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся через семинары.

3.      Просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия с обучающимися и профессорско-преподавательским составом, а также с иными работниками РГПУ им. А. И. Герцена.

4.      Укрепление физкультурно-спортивной и оздоровительной базы РГПУ им. А. И. Герцена с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся и профессорско-преподавательского состава и иных работников.

5.      Организация волонтерских групп из числа обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, привлечение к научным исследованиям по вопросам здорового образа жизни.

6.      Донорство в РГПУ им. А. И. Герцена (организация донорства крови и её компонентов).

7.      Профилактика социально-значимых заболеваний (ВИЧ, гепатиты, туберкулез и др.) [7].

Критерии оценки эффективности программы:

1)      деятельность образовательного учреждения по оздоровлению профессорско-преподавательского персонала и их образованию в сфере здоровьесберегающих технологий:

-        доля профессорско-преподавательского персонала и студентов, регулярно проходящих диспансерные осмотры;

-        количество профессорско-преподавательского персонала, прошедшее повышение квалификации по программам здоровьесберегающей направленности;

-        охват профессорско-преподавательского персонала оздоровительными занятиями;

2)      состояние здоровья основных участников образовательного процесса:

-        динамика распределения студентов по группам здоровья в направлении укрепления здоровья;

3)      образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни:

-        число образовательных программ и элективных курсов, используемых в образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни;

-        число учебно-методических разработок [8–10];

4)      физкультурная деятельность студентов:

-        охват студентов специальной медицинской группы занятиями по физической культуре;

-        регулярность проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

-        доля студентов, прошедших оздоровление в санатории-профилактории.

Ожидаемые результаты реализации комплексных мероприятий программы «Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде» распространяются на всех участников образовательного процесса, которые смогут:

-        применять знания в области психолого-педагогических и физиолого-гигиенических аспектов сохранения здоровья всех субъектов общества [11,12];

-        работать в группе специалистов различных направлений с целью решения проблем здоровьесбережения;

-        определять, формулировать и решать задачи профилактики и сохранения здоровья населения;

-        проводить экспертизу существующих технологий с позиций здоровьесбережения;

-        прогнозировать последствия напряженного характера учебной и трудовой деятельности, состояния здоровья участников учебного процесса;

-        обладать качествами здоровой личности (в физическом, психическом, социальном и духовном плане) и вести здоровый образ жизни, поддерживать личное и профессиональное здоровье;

-        эффективно взаимодействовать в рамках сохранения и укрепления здоровья с детьми и подростками;

-        разрабатывать индивидуальные программы сохранения здоровья, локальные модели применения здоровьесберегающих технологий в социальной сфере;

что позволит им полноценно учиться и работать.

Литература:

1.                  Бойков А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. — № 12. С.42–45.

2.                  Борисов А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 375–377.

3.                  Мануйлова Г. Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792–794.

4.                  Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. С-Пб, 2009. — 20 с.

5.                  Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков //Молодой ученый — 2013.— № 12. — С. 814–817.

6.                  Новожилова А. П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.

7.                  Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 90–95.

8.                  Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 1. — С. 29–30.

9.                  Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 522–524.

10.              Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

11.              Сорокина Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 2. — С. 29–32.

12.              Сыромятникова Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.

13.              Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ / С. П. Хвеженко, М. С. Матусевич // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 1. — С. 222–226.

14.              Чеснейший Т. А. Гигиеническое воспитание и обучение в профессиональной подготовке военнослужащих / Т. А. Чеснейший, А. Г. Зайцев, Н. Н. Плахов, А. В. Мухоротов // Материалы VI-й Международной научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования и экологии»; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. — 2009. — С. 150–151.

15.              Шатровой О. В. Модель виктимности [Текст] / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой //Молодой ученый — 2013.— № 9. — С. 306–307.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle