Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.06.2014

Статья просмотрена: 1806 раз

Библиографическое описание:

Холикова, Н. Ш. Золотошвейное искусство Бухары / Н. Ш. Холикова, М. У. Нуриддинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 298-301. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11433/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье приводится история золотошвейного искусства в Средней Азии, особенно в Бухаре, организация золотошвейного ремесла и изготовление золотошвейных изделий. Приведены также применяемые материалы и инструменты, техника производства, композиция, орнаменты и колорит золотошвейных изделий, предназначенных для бухарских эмиров и их придворных.

The history of art embroidery in Central Asia, especially in Bukhara, the organization of embroidery and manufacturing embroidery products is given in this article. Used materials and tools, technics of manufacture, a composition, ornaments and colour of embroidery products intended for Bukhara emirs and their court are also given here.

«Золотошвейное искусство Бухары» как один из высокоразвитых видов народного искусства Узбекистана XIX — начала XX вв. Золотое шитье более ранних времен не сохранилось. Но письменные источники сообщают о нем уже в XIV веке, а узоры и красочная палитра настенных росписей VI—VII веков нашей эры указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. К XIX веку золотошвейное производство сосредоточилось в столице Бухарского эмирата — Бухаре, где оно, прежде всего призвано было обслуживать эмира, дворцовую знать и высшие слои общества. Указание на существование золотого шитья в самой Бухаре в XVII в. Мы находим в отчете Бориса и Семена Пазухиных — послов от царя Алексея Михайловича к Абдулазизхану в 1669–1671 гг., где говорится, что перед отъездом из Бухары послы получили подарки —«щитый золотом кафтан, чалму и кушак». Так, в самых общих чертах устанавливается длительный путь развития этого своеобразного и интересного вида вышивального искусства, сохранившегося до наших дней в Бухаре. В XIX — начале XX вв. золотое шитье — зардузи — один из видов вышивального искусства — представляло специфическую особенность Бухары. В противоположность вышивкам шелками, широко бытовавшим среди различных слоев местного населения, золотое шитье — искусство, глубоко народное по своему содержанию, в силу своей пышности и дороговизны материалов носило характер официального придворного искусства, предназначенного обслуживать нужды эмирского двора и придворной знати и лишь в некоторой степени зажиточные слои городского населения. Сотни искусных потомственных мастеров-вышивальщиков были заняты изготовлением богатых золотошвейных одежд, которые являлись принадлежностью пышного придворного этикета бухарских эмиров. Почти вся золотошвейная продукция Бухары потреблялась эмирским двором, и только незначительная ее часть поступала для продажи на рынок.

Все памятники золотого шитья, за единичными исключениями, к XIX и началу XX вв.— ко времени последней магнитской династии, правившей в Бухаре с 1785 по 1920 годы.

Предметов золотого шитья, относящихся к первым представителям мангитской династии, до нас почти не дошло. Единственным памятником, сохранившимся от времени эмира Хайдара (1800–1826 гг.), являются шитые золотом «махеи»— сапоги с вышитой на них датой — «1224 год хиджры», что соответствовало 1809— 1810 гг. н. э. Это единственный встреченный нами случай датировки золотошвейного изделия.

Но только к концу 19 века это ремесло нашло широкое распространение, особенно при правление Бухарских эмиров. Особо почетных гостей и придворных даже награждали золотошвейными чапанами (халат). Золотошвейное искусство Бухары по художественному стилю является одним из самых необычных и уникальных. Значительное количество образцов золотого шитья принадлежавших эмирам Бухары Насрулло (1827–1860), Абдулахад — хану (1895–1911) и Алим — хану (1911–1920) до сих пор сохранились в музеях.

В коллекции золотошвейных предметов Бухарского музеязаповедника, которая насчитывает более 100 образцов представлены: парадная одежда, обувь, головные уборы, пояса правителей и военачальников, женская и детская одежда, убранство интерьера, попоны и чепраки.

Орнамент и композиция. Орнамент золотого шитья в основе своей почти исключительно растительный, в большей или меньшей степени геометризованный, реже геометрический. Сюжетом его являются различного рода цветочные и лиственные мотивы: розетки, пальметты, кусты, деревья, ветки, вазоны с цветами. Из изображений плодов и фруктов в орнаментальную композицию часто включалось миндаль, померанцы (турундж), гранат, черешня, виноград.

Бухарские золотошвеи пользовались различными видами золотого шитья; «зардузизаминдузи» сплошная вышивка фона золотом; «зардузигулдузи» шитьё по рисунку, вырезанному из бумаги; «зардузигулдузизаминдузи» комбинированная техника шитья; «зардузиберишимдузи», «зардузипулакчадузи» сочетание золотого шитья с нашитыми блёстками.

Бухарские роскошные золотошвейные изделия украшали драгоценными и полудрагоценными камнями: бриллиантами, изумрудом, жемчугом, сапфирами и другими. Широко применяли и ювелирные украшения: серебрянные, золотые и позолоченные бляшки различной формы — круглые, многоугольные, ромбовидные, украшенные чеканкой, филигранью, тиснением. Особенно популярны были металлические круглые куполки «кубба» из серебра с позолотой и украшение блестками—«пулякчи», представляющими собой мелкие кружочки с отверстием в середине, в которые

К XIX веку исторически сложились три основных вида композиций золотого шитья, известных народным мастерам старшего поколения под названиями: «даукур», «бутадор», «дархам».

«Даукур». Основа декоративного оформления украшаемого предмета — орнаментированная золотошвейная кайма («кур»). Ею обшиваются все края предмета (в одежде — полы, концы рукавов и подол). Все поле свободно от зашива.

Однако в любом случае в мужском или детском халате, в военных мундирах с композицией «даукур» на спине обязательный элемент узора — крупный, чаще всего центричного решения медальон («таук») с растительной стилизацией. В военных мундирах («калючи») в некоторых случаях орнамент в виде кругов («нишон»—знак отличия) располагался в нижних углах передних полок и на груди.

Акцент декора в композиции «даукур» падает на оформление каймы и медальона на спине халата. Кайма многих изделий отличается необычайным богатством и своеобразием орнаментальных форм.

Незашитое основное поле изделия с композицией «даукур» облегчало задачу мастеров, ускоряло выполнение заказов.

«Бутадор» (или «гулдузи»). Отличается зашивом всего центрального поля отдельными кустиками, чаще всего одинаковыми по рисунку узорами, расположенными на некотором расстоянии друг от друга.

«Дархам». Орнамент центрального поля представляет собой непрерывной узор, состоящий из элементов то соприкасающихся друг с другом по вертикали или горизонтали, то образующих сетку.

а) б)

Рис. 1. а) Мужской халат джоми — зардузи — гулдузи в стиле «даукур». Медальон на халате. б) Мужской халат джоми — зардузи — гулдузи в стиле «даукур». Спинка халата.

а) zardo'zlik sakkiz б) zardo'zlik titul on uch

Рис. 2. а) Деталь халата «бутадор». Бархат. Техника «гульдузи». б) Мужской халат джоми — зардузи –гульдузи в стиле «бутадор».

а)zardo'zlik to'rt б)zardo'zlik besh

Рис. 3. а) Деталь халата «дархам». Бархат. Техника «гульдузи» в композиции централього поля и каймы — узор «бодом». б) Мужской халат джоми — зардузи — гульдузи в стиле «дархам». Шелковый бархат.

Композиция орнамента золотого шитья традиционна: орнамент предметов одежды и крупных изделий декоративного характера (предметы убранства верховых коней, занавеси, покрывала) всегда обрамляются каймой, обшиваемой по внешнему краю узорной плетеной тесьмой «зех». Чрезвычайно богато содержание орнаментов золотого шитья. Много в нем мотивов геометрического характера, входящих в группу «заминдузи». Они имеют массу узоров, начиная от прямых и ломаных линий, кончая сложнейшими геометрическими построениями типа «гирих». Еще более богато представлены в орнаментике золотого шитья растительные узоры — листья, цветы, бутоны, кустики, побеги вьющихся растений, деревья, букеты. Они богато насыщают орнамент произведений типа «гулдузи» в композициях «бутадор» и «дархам». По техническим требованиям значительно стилизуются, не утрачивая, однако, пластичность изображения. Зооморфного характера в открытом виде орнаментика золотого шитья не имеет.

Он выступает по принципу показа «части за целое». Только по названиям некоторых геометризированных узоров можно предположить зооморфное происхождение: «чашми булбул» — «глаз соловья», «забони гунджешок» — «язычок воробушка», «морак», «илонча» — «змейка» и другие. В орнаментике есть и образы вещей бытового обихода, и отдельных природных и космогонических представлений: «кубба» — куполок, «китеба» — небольшое настенное панно с надписью, «каъби гул» — ваза для цветов, «кашин» — изразец, «мах» — луна, «ситора» — звезда, «маудж» — волна, «нишон» -круг, знак отличия. И совсем нет в произведениях старых бухарских мастеров сюжетных изображений.

С большим художественным вкусом выполняли в золотом шитье каллиграфические надписи, главным образом религиозного содержания. Их размещали на узорах «китеба» и в кайме отдельных композиций. Золотошвейное искусство Бухары, достигшее блестящего расцвета в руках мастеров — зардузов, занимает по своей художественной выразительности уникальное место в ряду прочих ремесел Бухары. На протяжении ряда столетий мастера выработали неповторимую технику шитья, доведенную до совершенства. Богатство техники давало возможность варьировать сочетания блестящих, как бы кованых, металлических узоров с матовыми, мягко переливающимися золотыми и серебреными поверхностями. С большим колористическим чутьем в золотое шитье вводились шелка ярких расцветок.

С неисчерпаемой фантазией создавались отдельные элементы и композиционные построения орнаментов. Несмотря на широкое использование традиционных мотивов, не менее традиционных композиционных схем, здесь нет застывших трафаретов и шаблонов. Все говорит о напряженном живом творчестве, которое позволило мастерам создать подлинные шедевры искусства, ценным вкладом вошедшие в общую сокровищницу культурного наследия народов Узбекистана.

Прекрасная золотая вышивка мастеров Бухары, демонстрируемая экспозициями многих музеев мира, представляет бесценные шедевры декоративноприкладного искусства узбекского народа.

Литература:

1.      П. А. Гончарова «Золотошвейное искусство Бухары». Ташкент, 1986.

2.      А. И. Сидоренко и др. «Золотошвейное шитьё Бухары» Ташкент, 1981.

3.      Министерство по делам культуры Республики Узбекистан Бухарский Государственный архитектурно — художественный музей заповедник Ташкент, 2004.

4.      Х. И. Исмаилов «Традиционная одежда узбеков» Ташкент, 1978.

5.      Н. Садыкова Музейное дело В Узбекистане. Ташкент: Фан, 1975.

Основные термины (генерируются автоматически): золотое шитье, Бухара, Мужской халат, композиция, VII, вышивальное искусство, Деталь халата, знак отличия, золотошвейное искусство Бухары, центральное поле.


Похожие статьи

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

Золотошвейное искусство Бухары. Автор: Тухсанова Вилоят Ражабовна.

– джома (мардона) — мужской верхний халат. Такие халаты носил эмир и лица

В наши дни традиционное, бухарское золотошвейное искусство стало искусством для народа, массовым искусством.

История золотошвейного искусства Бухары | Статья в журнале...

Бухара как столица культуры среднеазиатского востока издавна известна своим прикладным наследием — как золотошвейное искусство. Каждый предмет, который предполагалось украсить золотым шитьем (в дворцовой мастерской)...

Золотошвейные изделия бухарских эмиров | Статья в журнале...

золотое шитье, мастерская, Бухара, золотошвейное искусство Бухары, уникальное место, самый эмир, прочее ремесло Бухары, VII, детская одежда, художественная выразительность.

Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары

Особый подъем искусства золотого шитья наблюдается в XIX в.. Одежда состоятельных граждан непременно расшивалась золотом.

Литература: 1. П. А. Гончарова «Золотошвейное искусство Бухары». Ташкент, 1986. 2. А. И. Сидоренко и др.

Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы...

Золотошвейное искусство имеет определенные функции в украшении одежды народов Северного Кавказа.

Шнур применялся не только для обшивки нашитых деталей, но играл большую роль в организации всей композиции золотого шитья, что тоже было обусловлено...

Технические проблемы изучения истории технологии производства...

Две отдельно вышитые половины халата сшивались посредине спины, рисунок же подгонялся и дошивался на стыке.

Литература: 1. Гончарова П.А. Золотошвейное искусство Бухары. Ташкент, 1986 г., 112 с.

Техника производства золотошвейных изделий Бухары

Мужские золотошвейные халаты носились обычно с белой чалмой, шитой золотом, под которую

Основные термины (генерируются автоматически): золотое шитье, деталь халата, пол вышивки, халат типа, композиция, круг, орнаментальное поле, детская одежда...

Способы изготовления традиционно-национальных...

Объектом исследования выбран национальный золотошвейный мужской халат (чапан), который имеет большой спрос среди населения.

Журнал «Искусство». № 3, 4/2006, стр.6. Гончарова П. А. Золотошвейное искусство Бухары.

Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных...

Гончарова Т. История золотошвейного искусства Бухары. Т., 1989. золотошвейное производство, вырезание узоров, золотое шитье, изделие.

Похожие статьи

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

Золотошвейное искусство Бухары. Автор: Тухсанова Вилоят Ражабовна.

– джома (мардона) — мужской верхний халат. Такие халаты носил эмир и лица

В наши дни традиционное, бухарское золотошвейное искусство стало искусством для народа, массовым искусством.

История золотошвейного искусства Бухары | Статья в журнале...

Бухара как столица культуры среднеазиатского востока издавна известна своим прикладным наследием — как золотошвейное искусство. Каждый предмет, который предполагалось украсить золотым шитьем (в дворцовой мастерской)...

Золотошвейные изделия бухарских эмиров | Статья в журнале...

золотое шитье, мастерская, Бухара, золотошвейное искусство Бухары, уникальное место, самый эмир, прочее ремесло Бухары, VII, детская одежда, художественная выразительность.

Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары

Особый подъем искусства золотого шитья наблюдается в XIX в.. Одежда состоятельных граждан непременно расшивалась золотом.

Литература: 1. П. А. Гончарова «Золотошвейное искусство Бухары». Ташкент, 1986. 2. А. И. Сидоренко и др.

Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы...

Золотошвейное искусство имеет определенные функции в украшении одежды народов Северного Кавказа.

Шнур применялся не только для обшивки нашитых деталей, но играл большую роль в организации всей композиции золотого шитья, что тоже было обусловлено...

Технические проблемы изучения истории технологии производства...

Две отдельно вышитые половины халата сшивались посредине спины, рисунок же подгонялся и дошивался на стыке.

Литература: 1. Гончарова П.А. Золотошвейное искусство Бухары. Ташкент, 1986 г., 112 с.

Техника производства золотошвейных изделий Бухары

Мужские золотошвейные халаты носились обычно с белой чалмой, шитой золотом, под которую

Основные термины (генерируются автоматически): золотое шитье, деталь халата, пол вышивки, халат типа, композиция, круг, орнаментальное поле, детская одежда...

Способы изготовления традиционно-национальных...

Объектом исследования выбран национальный золотошвейный мужской халат (чапан), который имеет большой спрос среди населения.

Журнал «Искусство». № 3, 4/2006, стр.6. Гончарова П. А. Золотошвейное искусство Бухары.

Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных...

Гончарова Т. История золотошвейного искусства Бухары. Т., 1989. золотошвейное производство, вырезание узоров, золотое шитье, изделие.

Задать вопрос