Библиографическое описание:

Очилова М. О., Эргашева Г. Б. Основы организации самостоятельной работы учащихся // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 852-854.

С первых лет независимости под руководством Президента нашей страны в качестве приоритетных направлений были определены сфера образования, вопросы подготовки кадров, повышения духовности молодежи, идея формирования нового социального сознания. Для организации деятельности в сфере образования, подготовки кадров были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров. Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся.

Основные факторы успешной учебной деятельности в высшей школе все больше перемещаются из сферы репродуктивного обучения в сферу психических состояний и активного сознания, не доступных ни прямому, ни опосредованному внешнему контролю. В соответствии с этим решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей учебной деятельности.

«Стимулом» для самоорганизации человека являются его потребности. Вместе с тем, они могут быть также факторами, запускающими механизм обратной связи. Если потребности активируются через условия, которые существую внутри человека и вне его, то тогда они становятся мотивами для деятельности. Благодаря действию появляются результаты, изменяются условия, которые вызывают в человеке новые потребности.

С точки зрения теории самоопределения мотивации эти замечания подкрепляются следующим:

Теория самоопределения мотивации заявляет, что у людей есть внутреннее желание, исследовать свой мир, понять и принять его в себе. Мотивация для активного взаимодействия с окружающим миром уже дана на самых ранних стадиях развития и не нуждается во внешнем принуждении.

Если рассмотреть точнее, то это модельное представление еще неполное. Деятельности реализуются через действия, которые имеют цель, назначение. Выполнение действий так же как и регулирование выполнения действий оказывают влияние на условия или потребности или же изменяют их.

На рисунке 1 выборочно отмечены некоторые из этих обратных связей.

Рис. 1. Деятельность и действие в процессе самоорганизации

Эту взаимосвязь необходимо разъяснить несколько подробнее. Не давая точного определения, я уже отметил ранее, что мы в наших рассмотрениях не можем употреблять общепринятое понятие хаоса. Для разъяснения взаимосвязи нам необходимо подобным образом письменно зафиксировать понятие «порядок».

В динамической системе друг на друга действуют два противоположных принципа и ведут к динамическому упорядочению: между созданием и разрушением возникает порядок. После того, как было показано, что основной процесс развития осуществляется через деятельность и характеризуется обратной связью, необходимо произвести новое рассмотрение круга проблем обратной связи и развития.

Формирование самостоятельности в действиях учащихся является рекурсивным процессом, при котором становится отчетливым постепенное развитие учащихся в результате многократных обратных связей.

Уровень актуального развития учащегося можно было бы охарактеризовать тем, что все действия могут быть выполнены им самостоятельно. Самостоятельность в учебе — это способность выбирать и выполнять учебные действия достаточно независимо от поддерживающих указаний, предложений преподавателя или от создающих помех и воздействий. Если педагогически работать на этом уровне развития учащегося, то это не способствовало бы развитию, так как развитие личности было бы возможно только применительно к формированию действий.

Литература:

1.         Национальная программа по подготовки кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г.

2.         DECI, E. L.; RYAN, R. M.: Die Selbstbestimmungstheorie der Motivation und ihre Bedeutung für die Pädagogik. In: Zeitschrift für Pädagogik. (Теория самоопределения мотивации и ее значение для образования. В: Journal образования). 39 (1993)

3.         http://rudocs.exdat.com/docs/index-1421.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle