Библиографическое описание:

Адизова Н. З., Убайдова В. Э., Пулатова С. У. Исследование потребительского спроса на предметы фольклорного рынка с целью прогнозирования рационального ассортимента // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 125-128.

На сегодняшний день туризм в Узбекистане развивается бурными темпами. Гости и туристы, приезжающие в Узбекистан, в частности в Бухару, очень интересуются изделиями фольклорного рынка.

С целью определения стран, из которых наиболее часто приезжают туристы и выяснения наиболее предпочтительных видов товаров фольклорного рынка нами был проведён анкетный опрос мнения туристов, приезжающих в Бухару. Опрос туристов носил очный характер и проходил в два тура. Туристам предлагалось проранжировать факторы, присвоив наиболее значимому ранг 1, следующему по значимости ранг 2, т.д.

Таблица 1

Группировка туристов в зависимости от возраста и страны

Название страны

Возраст, лет

Всего

20–30

30–40

40–50

50–60

60–70

Чел.

%

1

Франция

3

2

4

4

4

17

17

2

Италия

2

3

5

4

5

19

19

3

Германия

2

4

4

5

4

19

19

4

Англия

1

2

4

5

4

16

16

5

Япония

1

4

5

4

4

18

18

6

Швеция

1

1

1

2

1

6

6

7

Другие страны

-

1

1

2

1

5

5

Всего

10

17

24

26

23

100

100

Рис. 1. Число туристов, приезжающих в Бухару из различных стран

В результате обработки результатов опроса методом априорного ранжирования факторов, было выяснено, что наибольшее число приезжающих в Бухару составляют туристы с Японии, Англии, Италии, Франции, Германии, США, Швеции (рис.1).

Вторая часть исследования заключалась в выяснении предпочтительных видов товаров фольклорного рынка. После обработки априорной информации с применением программы Ranger были получены суммы рангов по каждому виду изделий фольклорного рынка. Общая средняя степень согласованности ответов по всей совокупности признаков оценивалась с помощью коэффициента конкордацииW:

,                                                                                     (1)

S-сумма квадратов отклонений;

                                                                                                         (2)

ti- число связанных рангов в каждом ряду матрицы;

n- число опрашиваемых в группе;

m- число оцениваемых факторов.

Значимость коэффициента конкордации проверялось с помощью значения критерия Пирсона f2. Коэффициент конкордации и значения критерия Пирсона приведены в таблице 2.

В рассматриваемом случае с вероятностью 0,95 можно утверждать,что согласованность во мнениии опрошенных о ранжировании признаков не является случайной.

Таблица 2

Коэффициент конкордации и значения критерия Пирсона

Виды товаров фольклорного рынка

W

Расчётное значение f2

Табличное значение f2

1

Золотошвейные изделия

0,80

641,8

15,51

2

Миниатюры

0,70

563,3

15,51

3

Сюзане

0,85

663,9

15,51

4

Тюбетейки

0,97

779,7

15,51

5

Сувениры из керамики

0,67

541,2

15,51

6

Текстильные сумки с национальной вышивкой

0,80

632,6

15,51

7

Одежда с национальным орнаментом

0,89

678,7

15,51

8

Шарфы с национальным орнаментом

0,80

632,6

15,51

В результате проведенного анкетного опроса было установлено (рис.2), что наиболее широким спросом пользуются у туристов такие товары фольклорного рынка, как сюзане с ручной вышивкой, пиджаки и суртюки с ручной вышивкой, золотошвейные изделия, тюбетейки, шарфы, одежда и сумки с национальным орнаментом. Кроме этого, за годы независимости по мере возрастания национальных ценностей спрос на золотошвейные изделия и изделия с ручной вышивкой, возрос и на внутреннем рынке. Поэтому, большую часть товаров фольклорного рынка составляют золотошвейные изделия и изделия с ручной вышивкой.

 

                                        а)                                                                         б)

 

                                        в)                                                                        г)

 

                                        д)                                                                        е)

 

                                        ж)                                                                        з)

Рис. 2. Предметы фольклорного рынка, пользующиеся наибольшим спросом среди туристов (а) национальные музыкальные инструменты; б) национальные сюзане; в) национальные сумки; г) одежда из национальных тканей; д) миниатюра; е) покрывала и скатерти с национальной ручной вышивкой; ж) золотошвейные изделия, з) шарфы и ткани с национальным орнаментом.

Рис. 3. Гистограмма распределения признаков

Из приведённой выше гистограммы видно, что наиболее широким спросом у туристов пользуются сюзане с ручной вышивкой, пиджаки и суртюки с ручной вышивкой, золотошвейные изделия, тюбетейки, шарфы и сумки ручной работы с национальным орнаментом, современная одежда, украшенная национальным орнаментом. С целью удовлетворения потребительского спроса на эти виды изделий фольклорного рынка, нами разработаны рекомендации по расширению их ассортимента и улучшению качества.

Литература:

1.      Очерки об истории Бухары. Taшкент, 1999, с.12–15.

2.      Н.Садыкова. Национальная одежда узбеков Хорезма XIX-XX вв. Taшкент, 2007, с. 24–25.

3.      С.Абдуллаев. Одежда узбеков. Taшкент, 2006, с.72–85.

4.      Н.Садыкова. Национальная одежда узбеков Бухары и Самарканда XIX-XX вв. Taшкент, 2006, с.32–35.

5.      П. Гончарова. Золотошвейное искусство Бухары. Taшкент, 1996, с.94–68.

6.      Г. Хасанбаева, В.Чурсина. История костюма. Taшкент, 2005, с.515–245.

7.      A.Тихомиров. Теория планирования эксперимента. Moсква, 1985, с.154–178.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle