Библиографическое описание:

Недведцкий В. М., Лукашенков Н. А. Естественные монополии как объект государственного управления // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 551-553.

В статье выполнен анализ основного закона, регулирующего отношения в сфере естественных монополий. Изучены особенности функционирования естественных монополий в современной Беларуси.Делается вывод о необходимости государственного регулирования их деятельности.

Ключевые слова: естественная монополия, государственное регулирование, тарифная политика, контроль.

Естественные монополии как ключевой элемент экономики общественного пользования в рамках рыночных способов ведения хозяйства обладают определенными свойствами и попадают под особый контроль и управление со стороны государства. Наиболее важным аспектом регулирования их деятельности является цена и ее составляющие.

Немало исследований посвящено изучению деятельности естественных монополий: правовому регулированию и особенностям ценообразования — А. Никифоровой, В. Студенцова, А. Городецкого, Ю. Павленко, Н. Матвеевой, Ю. Метелевой, В. Венгера и др.

В общем, под государственным регулированием экономики понимается целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Это определение также может быть применено к государственному регулированию процесса ценообразования, так как цена является ведущим фактором, влияющим на результаты функционирования национальной экономики.

В ЕЭС сформулированы принципы регулируемого ценообразования, которые могут быть использованы в практике Республики Беларусь, и состоят в следующем:

-          регулируемые цены должны быть максимально рыночно ориентированными;

-          рыночная ориентированность достигается путем одновременного наличия в отрасли регулируемых и рыночных цен;

-          как производителю, так и потребителю предоставляется право выбора между регулируемой и рыночной ценой (данное право производитель получает при наличии у него лицензии на поставку);

-          правила регулируемого ценообразования равны для компаний с любой формой собственности;

-          цены должны обеспечить интересы производителя продукции или услуг — средние издержки + средняя прибыль;

-          цены должны способствовать организации эффективного производственного процесса и снижению себестоимости продукции или услуг;

-          регулируемые цены должны обеспечить интересы потребителя [2].

Многие страны имеют развитые системы железнодорожного и трубопроводного транспорта, линии передачи тепловой и электрической энергии, централизованное водоснабжение и водоотведение, услуги электрической и почтовой связи общего пользования, аэропорты, транспортные терминалы, порты, которые в значительной степени интегрированы между собой. В современных условиях государства самостоятельно определяют направления, условия, принципы функционирования данных социально и экономически необходимых отраслей народного хозяйства.

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность естественных монополий в странах СНГ, это закон «О естественных монополиях». Данный закон практически идентичен для каждой из стран СНГ — термин «естественная монополия» звучит одинаково; однако имеется и ряд отличий, например в Киргизии введено дополнительное определение «разрешенная монополия». Важно отметить, что предприятия, относящиеся к естественным монополиям в данных странах, осуществляют похожую деятельность, однако с точки зрения законодательства имеются свои особенности в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Большинство постсоветских государств имеют сои особенности в осуществлении государственного контроля исследуемых сфер деятельности. Законодательством Украины правила государственного контроля не определены. В Республике Беларусь, Российской Федерации, Киргизии ведется контроль за сделками по приобретению права собственности на основные средства, не предназначенные для регулируемой деятельности, контроль за инвестициями в нерегулируемую деятельность и контроль за полным или временным отчуждением основных средств, применяемых в регулируемой деятельности. Только в Российской Федерации и Киргизии контролируются сделки, сумма по которым превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу, а в Беларуси — 10 % стоимости чистых активов по последнему балансу. В Казахстане контролируется отчуждение имущества, если его балансовая стоимость более 0,05 % стоимости активов в соответствии с балансом на начало текущего года, а также наем имущества для регулируемой деятельности, балансовая стоимость которого более 0,03 % стоимости активов. В Азербайджане государство регулирует сделки по приобретению права собственности на основные средства, не предназначенные для регулируемой деятельности, если балансовая стоимость имеющихся основных средств превышает 10 % суммы уставного капитала по последнему утвержденному балансу [5].

Правовое регулирование как одно из основных составляющих государственного регулирования деятельности естественных монополий направлено на создание определенных ограничивающих рамок деятельности монополистов. Базовой задачей регулирования является доведение тарифов монополий к экономически оправданному уровню издержек. Из таблицы 1, в которой показаны индексы цен на продукцию естественных монополий по отношению к предыдущему году, и таблицы 2, демонстрирующей динамику и процент прироста тарифов на услуги естественных монополий за 2005–2012 гг. по отношению к соответствующим периодам, заметна постоянная динамика цен.

Таблица 1

Индексы цен производителей промышленной продукции за 2005–2012 гг., %

Отрасль промышленности

Период

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

114,0

115,0

134,3

117,5

125,2

132,4

248,8

103,6

Примечание — на основании данных статистического сборника «Промышленность Республики Беларусь».

Таблица 2

Динамика индексов потребительских цен на услуги в Беларуси и их прирост за 2005–2012 гг., %

Отрасль промышленности

Динамика индексов потребительских цен на услуги в Беларуси

Прирост индексов потребительских цен на услуги в Беларуси

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2005

2008

2009

2010

2011

2012

Услуги (всего)

111,5

116,2

111,9

106,0

164,9

136,1

11,5

16,2

11,9

6,0

64,9

36,1

электроснабжение

118,0

129,4

119,3

100,0

137,9

123,7

18,0

29,4

19,3

-

37,9

23,7

газоснабжение

118,0

190,9

102,8

100,0

188,1

-

18,0

90,9

2,8

-

88,1

-

водоснабжение и канализация

120,2

116,0

124,6

100,7

135,9

171,7

20,2

16,0

24,6

0,7

35,9

71,7

отопление

89,4

100,1

121,3

107,8

124,4

115,3

-10,6

0,1

21,3

7,8

24,4

15,3

Примечание — на основании данных статистического сборника «Беларусь и Россия» и ежеквартального бюллетеня «Беларусь и страны СНГ».

Тот факт, что тарифы в Беларуси растут, доказывает, что рост тарифов вносит значительный вклад в инфляционные процессы и является их важнейшим компонентом. Быстрый и значительный рост цен электро-, газо-, водоснабжение и канализацию и отопление обуславливает необходимость изучения обоснованности затрат (к примеру, на заработную плату, инвестиционную деятельность, социальные выплаты и т. д.) и соответствия качества предлагаемых услуг и продукции установленному уровню цен.

Государством создаются органы, осуществляющие регулирование деятельности естественных монополий и отвечающие за обеспечение желаемого баланса интересов потребителей и производителей товаров и услуг. Таким органом в Республике Беларусь является республиканский орган государственного управления, на который в соответствии с законодательством возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развитию конкуренции. Вышеупомянутый законодательный орган формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий; определяет методы регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии; контролирует в пределах своей компетенции соблюдение законодательства; вносит предложения по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции и осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Законом Республики Беларусь «О естественных монополиях» также предусмотрено: если деятельность субъектов естественных монополий направлена на удовлетворение потребностей отдельного региона, то функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий, могут быть делегированы в установленном законодательством порядке местным исполнительным и распорядительным органам [1].

В последнее время принимаются решения о значительном повышении внутренних цен на природный газ, электроэнергию, железнодорожные тарифы с одновременным формированием конкурентной среды [3], что отразилось на конкурентоспособности белорусских предприятий (также и предприятиях других стран) на внутреннем и внешнем рынках. Однако хорошо известно, что относительно низкие тарифы на энергоносители и грузовые перевозки, являются предпосылкой развития обрабатывающей промышленности.

Особенности формирования тарифов в Беларуси на электрическую и тепловую энергию от источников ГПО «Белэнерго» соответствуют существующей вертикально-интегрированной структуре управления электроэнергетической отраслью, когда субъектом хозяйствования осуществляется полный технологический цикл от производства энергии до ее сбыта потребителю. При такой организационной структуре управления электроэнергетической отраслью тарифы формируются и декларируются для конечных потребителей на полезноотпущенную энергию и включают затраты на производство, передачу, распределение и сбыт энергии [6].

Важно отметить, что имеющееся в стране перекрестное субсидирование искажает ценовые ориентиры для населения и ведет к неэффективному потреблению энергоресурсов. По сути, оно является скрытым налогом и влияет на конкурентоспособность отечественных предприятий.

Совершенствование тарифной политики в электроэнергетике предполагает поэтапное сокращение перекрестного субсидирования в тарифах с целью обеспечения рационального использования энергии. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.01.2013 № 52 предусмотрено применение для населения дифференцированных тарифов на электрическую энергию в зависимости от объемов электропотребления в месяц [4].

Изменения также затронули и сферы коммунальных услуг и услуг почтовой связи. Предполагается, что тарифы на услуги ЖКХ в Беларуси будут индексироваться ежеквартально: 1 марта, 1 июня, 1 сентября и 1 декабря, но не более чем на 5 долларов. Совету министров Беларуси поручено осуществлять регулирование тарифов на тепло, газ и электроэнергию. Кроме того, в последнее время в республике на 9,4 % выросли тарифы на оказываемые физическим и юридическим лицам услуги связи. К примеру, тариф на пересылку простых писем, почтовых карточек и бандеролей, чей вес составляет менее 20 граммов, повышается до 2 100 рублей (с учетом НДС), а для юридических лиц и ИП — до 1 750 рублей.

На современном этапе функционирования экономики, тарифная политика должна уходить от перекрестного субсидирования, что обеспечит в ближайшее будущее важную стратегическую задачу — снижение нагрузки на предприятия в расчетах за энергоносители. Оплата населением электроэнергии на уровне 100 % ее себестоимости позволит снизить тарифы для промышленности и это благоприятно скажется на экономике в целом, так как себестоимость производимой предприятиями продукции включает затраты на электроэнергию. Снижение себестоимости приведет к улучшению, как конкурентоспособности продукции, так и конкурентоспособности предприятия в целом.

Следует иметь в виду, что решение о постепенном повышении тарифов для населения принято с четким соблюдением принципов проводимой в стране социально ориентированной политики государства, что выражается в привязке роста платежей за жилищно-коммунальные услуги к темпам роста заработной платы и других доходов населения.

Таким образом, государственный контроль и регулирование деятельности естественных монополий должны быть направлены как в ближайшее будущее, так и в долгосрочной перспективе на доведение цен и тарифов к экономически обоснованному уровню; поддержание функционирования жизнеобеспечивающих инфраструктур; обеспечение надлежащего качества услуг; соответствие планов развития субъектов естественных монополий планам развития страны.

Литература:

1.         Закон «О естественных монополиях» стран СНГ.

2.         Метелкина К., Естественные монополии: регулирование, энергетические отрасли, зарубежный опыт / Метелкина К. // Экономика Финансы Управление. — ноябрь 2012.

3.         Новиков В. Е., Дербенева Г. Ф. Государственное регулирование цен как инструмент экономической политики России / Новиков В. Е., Дербенева Г. Ф. // Научный эксперт ежемесячное сетевое научное издание, выпуск 10, 2013 г. с.5–14.

4.         Постановление Совмина Республики Беларусь от 23 января 2013 г. № 52 «О некоторых вопросах снижения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и внесении дополнений и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 и от 4 февраля 2011 г. № 138».

5.         Сальков Д. А., Особенности правового регулирования деятельности естественных монополий постсоветских государств / Сальков Д. А. // Механiзм регулювання економiкi. — 2011. C. 67–70.

6.         Электронный ресурс: Тарифная политика Республики Беларусь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle