Библиографическое описание:

Кулиева Ш. Х., Каримова М. Н., Давлаткулова М. Х. Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 804-807.

Произведенные в нашей стране социально-экономические, культурно-политические, духовно-просветительские реформы изменили содержание образования. На сегодняшний день, под понятием содержания образования подразумевается — формирование в личности знаний, навыков, систему квалификаций, кругозора, личных и профессиональных качеств; развитие способности творческой деятельности. Ведь, образование занимает важное место в социально-экономическом, интеллектуальном и духовно-просветительском развитии общества. А это, ставит большие требования в выборе современных методов и средств обучения. Эффективность образования обеспечивается не только обобщенными мыслями ведущих педагогов-специалистов, но и системным подходом к процессу обучения.

Задача профессионального образования- в достижении воспитания хорошо осознающего личного и социального значений педагогической деятельности человека, чувствующего ответственность за её результат и формирование в нем профессиональных качеств.

Проведенные в нашей республике и зарубежных странах научно-педагогические исследовательские работы и изучение официальных документов дали возможность определить устойчивое направление в развитии профессионального педагогического образования. Профессионально-педагогическое образование является многоэтапным, многогранным и озадаченным; его непрерывная последовательность, согласованность, фундаментальный и интерактивный характер не только расширяют круг педагогической деятельности учителя профессионального образования, но и повышают качество профессионально-педагогической подготовки.

В настоящее время, повышение эффективности теоретической и практической подготовки учителя профессионального образования является необходимостью, потому что, с каждым днем, все больше повышаются требования к теоретической и практической подготовленности выпускников профессиональных колледжей. Такое положение обуславливает замены общепрофессиональных парадигм, переход к индивидуально-творческой форме от массово- репродуктивной формы и методов обучения; со стороны будущих специалистов- необходимость основательно осваивать квалификации, навыки и профессиональные знания.

Основная задача профессионально-педагогической подготовки - это подготовка хорошо освоивших методы и средства современного образования учителей, способных вести педагогическую деятельность, с широким кругозором и с высокой профессиональной культурой; имеющих способность саморазвиваться и приспосабливаться; умеющих по-новому подходить к моделированию и исследовать педагогический процесс.

Учитель, преподающий профессиональное образование по направлению (Сервис) образования, должен уметь вести следующие виды деятельности:

-       дать профессиональное образование;

-       производственно-технологическую деятельность;

-       организацию методических работ;

-       организационно-управленческую деятельность;

-       научно-исследовательскую работу;

-       культурно-просветительскую работу.

По этой причине, самая первичная задача профессионально-педагогической подготовки заключается- не только в подготовке будущих учителей профессионального образования, но и в обеспечении достаточных условий для их формирования и развития с профессионально-педагогической стороны.

Изучение результатов научных работ по профессионально-педагогической подготовке будущих учителей показывает, что исследованы в основном следующие аспекты квалификационной практики студентов в настоящем этапе развития предмета педагогики и практики образования:

-          цель, задача и значение квалификационной практики в профессионально-педагогической подготовке учителей;

-          определено, что педагогическая деятельность является основным фактором, обеспечивающим непрерывность теоретической и практической подготовки учеников;

-          изучены и определены диагностные, развивающие, образовательно-воспитательные и прививающие профессиональных навыков задачи квалификационной практики;

-          определены технология и содержание организации квалификационной практики студентов с учетом требований, предъявляемых деятельности учителя на данном этапе социального развития и своеобразие этапов развития учебных заведений нашей страны. Разработаны конкретные рекомендации для руководителей практики и студентов-практикантов;

-          определены необходимые условия для организации практической подготовленности, изучены вопросы осваивания методик исследования и научных исследований учителя; воспитательного влияния и его осуществления; всех отраслей направлений обучения учеников в педагогической деятельности будущего учителя и их методической обеспеченности.

При системном подходе в процесс подготовки будущих учителей профессионального образования выделяется особое значение содержанию анализа, оценивания, организации деятельности, цели образования и планированию. При этом, обучающий и обучаемый ведут совместную деятельность.

Теоретическое образование состоит из общих знаний, изучения общепрофессиональных и специальных предметов; оно ставит цели формирования систем знаний в нужном объеме для осознанного освоения более глубоко и прочно знаний осваиваемой специальности и повышению квалификации на практике.

Основная задача практического образования — формирование квалификации и необходимого профессионального навыка, научить применять полученные знания на практике, подготовка к ведению непосредственно профессиональной педагогической деятельности учителей профессионального образования, из которых, в последствии, формируются квалифицированные специалисты.

Основным критерием системного подхода, является обеспечивание органичной связанности между теорией и практикой.

Если в процессе подготовки будущих учителей профессионального образования на основе системного подхода, на теоретических и практических занятиях, испытать опыт использования проблемных ситуаций, то через его применение на практике, определяется эффективность.

Приведены примеры методики и виды выполнения обучения на основе системного подхода через проблемные ситуации, предмета “Методика профессионального образования” в процессе образования.

В процессе образования:

1.                  Перед нами- два учителя. Один — живой, быстрый, энергичный; другой- неторопливый, спокойный, сдержанный. Они оба решают одинаковую педагогическую задачу.

Первый учитель внедрил в процесс урока элементы соревнования. Ставит баллы за вовремя данные ответы и т. д. Урок проходит очень активно при помощи неожиданных педагогических ситуаций, даже, учитель едва успевает управлять уроком.

А второй учитель, заранее выбрал содержательную анкету, проявляющую активность, свои примечания для основательного ведения урока. Урок по теме, также, проходит при высокой активности учеников. При этом, учитель вызвав эту активность, спокойно сидит на своем рабочем месте.

Какой из этих двух учителей работает хорошо?

Что бы произошло, если первый учитель работал методом второго и наоборот? Можно ли оценить деятельность учителя через его личные качества?

2.                  В собрании педсовета потребовали внести четкий регламент в каждое занятие, внедрена работа на основе заранее составленного плана занятия. В результате, учителя должны были взять готовый план урока, вести занятия строго по намеченному плану.

Разве, в таких занятиях учитываются индивидуальные способности, новаторство учителя? Можно ли, при этом, учитывать степень подготовленности ученика, его способности и интересы?

Можно ли рекомендовать учителю вести уроки строго по плану? Подготовленность учителя к занятиям состоит из каких элементов? В чем особенности такой подготовленности?

3.                  На первой встрече, обстановка в группе была несколько сложной. С одной стороны — молодой специалист, с другой стороны- члены группы; они неправильно оценили молодого специалиста, потому что, некоторые старше его по возрасту. После ознакомления, начали его “испытывать”.

— Примите изделие, которое я сшила!- одна из учениц бойко подходит к учителю и притягивает изделие, которое сшила. Изделие выполнена очень некачественно, швы — неровные, вышивка не доведена до конца.

— Что это за изделие? Даже стыдно его кому-то показать!

Молодой учитель на глазах учеников искусно прошила все швы на машинке, произвела четкую вышивку. Даже, приукрасила изделие декоративными швами. Руками учителя подготовлено качественное изделие.

— Где вы этому научились?- только и смогла спросить ошеломленная ученица.

— На этом же учебном заведении.

На этом закончились “испытательные” работы.

Какой метод применил учитель в данной педагогической ситуации?

Какое влияние он оказал ученикам?

Какую роль играет педагогическое мастерство учителя в воспитании и обучении учеников?

Сосчитайте пути повышения педагогической квалификации учителя.

4.                  Один из учеников систематически опаздывает на занятия. Каждый раз придумывает какую-нибудь причину для ответа на вопрос учителя: “Почему ты опоздал?”. Если проверить эти причины — ни одна из этих причин не выдерживала проверку.

На следующий день, он опять опоздал на урок, и учитель его выгнал с урока. Дайте педагогическую оценку этому действию учителя.

Определите в данной ситуации поведение и характер учителя.

Как предупредить такие ситуации нарушения дисциплины, совершаемые учениками?

Покажите пути оказания педагогического влияния.

5.                  Учитель вел урок по специальному предмету. В процессе изложения нового материала, ему пришлось начертить на доске чертеж предмета. У него это не получилось по той причине, что доска была обработана мылом. “Кто это сделал?”. Вопрос учителя остался без ответа - все дружно молчали. Учитель понял, что ему не выдадут виноватого.

— Хорошо,- сказал учитель.- Каждый из вас выполнит чертеж дома и потом покажет мне.

Правильно ли поступил учитель?

В чем своеобразие этого способа?

Как вы бы поступили в подобной ситуации?

Учитель начинает удивляться такому поведению учеников; он просит срочно привести в порядок доску; задерживает учеников после урока, чтобы изучить новый материал- какой способ верный?

6.                  Учитель излагает новую тему на уроке спецпредмета. Он заметил, что сидящие на задних партах, заняты чем-то другим. Он подходит к ним, и видит, что они читают художественную литературу. Учитель, ничего не говоря, молча возвращается назад.

Почему ученики читают книгу на уроке?

Почему учитель не помешал чтению другой книги на занятии?

Приведите примеры из своего опыта в подобных ситуациях, и способы оказания влияния в таких случаях.

В применении тенденций обучения:

1.                  На уроке спецпредмета, ученики изучали тему: “ Правильный выбор иглы швейной машинки”. Учитель показал процесс работы на швейной машинке и спросил, почему же часто рвётся нить?

Ученики внимательно понаблюдали за работой швейной машинки, затем и сами шили на практическом занятии, а потом пришли к правильному выводу:

— Номер иголки не подходит номеру нитки и в нитке много узелков. Это приводит к тому, что нитка часто рвется.

— Итак, что нужно делать, чтобы нитка не рвалась?- спрашивает учитель. Основываясь на полученных теоретических знаниях, ученики отвечают: — Нужно, чтобы номер качественной нитки соответствовал номеру иголки.

Какие средства использовал учитель для активизации познавательной деятельности учеников?

Дидактически обоснуйте эту ситуацию.

Укажите на дидактические требования использования наглядных пособий.

2.                  На одном из занятий швейной технологии, учитель увидил, что некоторые ученики не соблюдают правила экономии. На следующем занятии, учитель на примерах объяснил, что при расставлении выкроек на ткань, необходимо соблюдать правила экономии; прежде чем выкроить ткань, нужно рассчитать, сколько же ткани расходуется на изготовление данного изделия; как можно использовать остатки материала. Вместе с этим, он рассчитал, что если купить необходимое количество метров для пошива нужной модели, и семейный бюджет только выиграет от этого. С этого дня, ученики стали экономно использовать материал.

Какие методы использовал учитель, при работе с учениками? В чем их эффективность?

Если бы учитель стал критиковать некоторых учеников за перерасход материала, наказал некоторых из них за это, показал на одном конкретном примере расход материала для одной модели — какие ситуации могли возникнуть?

Учитель, в процессе урока, должен эффективно использовать наглядные пособия для углубления знаний учеников.

Процесс приготовления какого-нибудь швейного изделия, можно объяснить используя поэтапно приготовленных наглядных пособий и образец готового изделия. Показывается наглядно порядок выполнения каждой операции, его методы. В процессе занятий используются кинофильмы, слайды и электронные учебники по теме.

Опыт работы показывает, что если одному из двух учеников с одинаковой подготовкой, полностью объяснить этап шитья изделия; а второму — ничего не объясняя, показать операции работы при помощи наглядных пособий, то второй ученик сразу начинает выполнять данное задание, а первый затрудняется выполнить это задание.

Какими дидактическими материалами воспользовался учитель при изложении темы?

Объясните эффективность использования этих материалов.

Укажите на дидактические требования использования наглядных пособий. Кто первым обосновал тенденцию наглядности?

При применении методов обучения:

1. В процессе объяснения темы “Обработка разрезных карманов”, учитель ведет беседу с учениками, с целью определения степени их знаний. Потом, при помощи кодоскопа демонстрирует виды разрезных карманов и их обработку. В то же время, он обращается к ученикам со следующими вопросами: “В каких одеждах чаще встречаются разрезные карманы?”, “Знаете ли вы этапы шитья таких карманов?”

Ученики стараются ответить на них на основании полученных знаний в прежних занятиях и в процессе практики. Ответы учеников дополняются со стороны учителя и комментируются. Если ответы слабые, учитель больше комментирует его и показывает каждый процесс через наглядные пособия. Ученики конспектируют эти ответы.

В чем эффективность применения этого метода?

Можно ли достичь через этот метод полной активизации учеников?

Учитываются ли в данном методе индивидуальные особенности учеников?

Анализ проведенных занятий показывает, что учитель направляет деятельность учеников к логическим операциям мышления: анализу, синтезу, сопоставлению, аналогии, обобщению, характиризованию и делать выводы.

Прикрепление теоретических знаний к практическим- является важной дидактической тенденцией, помогающей направлению осознания содержания педагогической деятельности. Это очень важно в овладении учениками, общепедагогических, методических организационно-управленческих навыков.

Общество, образование и развитие производства на сегодняшний день требует высококвалифицированных, прочно освоивших секреты практической деятельности специалистов, с высоким мастерством и культурой. Для подготовки таких кадров необходима непрерывная профессионально-педагогическая подготовка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle