Библиографическое описание:

Подаваленко Е. В. Особенности проектирования каталогов студенческих работ // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 752-755.

Создание каталога студенческих работ является важной методической составляющей учебного процесса. Издание такой направленности отражает совместную творческую деятельность студентов и педагогов.

Тема, разрабатываемая в статье, заслуживает внимания в связи с малым количеством информации в области каталога в целом и каталога студенческих работ в частности. Материал, представленный в статье, является результатом изучения каталогов различного назначения.

Самыми типичными и необходимыми разделами каталога студенческих работ являются разделы: 1) история учебного заведения; 2) данные о преподавателях; 3) работы студентов. Также возможно включение раздела с благодарностями (такие разделы преимущественно используются в каталогах конкурсов). Важной составляющей каталога являются данные о работах студентов: имя автора работы, год выполнения, имя ведущего преподавателя, название дисциплины.

Каталог студенческих работ может иметь различную тематическую направленность. Это может быть каталог студенческой выставки, каталог работ по отдельной дисциплине или циклу дисциплин; ретроспективный каталог, отражающий историческое развитие «школы», каталог пленэра, каталог конкурса, проводимого учебным заведением.

Каталог студенческой выставки может сопровождаться вступительной статьей о выставке, в которой приводятся данные о замысле и организации выставки, характере ее экспозиции, и, где могут быть представлены краткие биографические сведения об участниках. Издание также может включать краткую информацию об образовательном заведении, его истории, преподавателях, студенты которых участвуют в выставке, раздел с фотографиями работ, благодарности организаторам, данные о студенческих работах, экспонировавшихся на других выставках, содержание.

Каталог работ по отдельной дисциплине или циклу дисциплин может сопровождаться вступительной информацией об этих дисциплинах, структуре работ и требованиям к ним.

Ретроспективный каталог, отражающий историческое развитие «школы», обязательно включает историческую справку об учебном заведении и может быть дополнен информацией об учебных программах. При выполнении ретроспективного каталога можно опираться на примеры брошюр различных учебных заведений, так как в них, как правило, присутствует большое количество исторической информации и встречаются разделы с хроникой деятельности учебного заведения. Именно организация хроники в брошюрах вызывает наибольший интерес при выполнении ретроспективных каталогов.

Каталог пленэра содержит информацию о пленэре, месте проведения, задачах, поставленных перед студентами и преподавателями, включает фотографии студенческих работ, сделанных во время мероприятия, фотографии работ преподавателей, сделанных во время пленэра. Фотографии самих студентов и преподавателей — участников мероприятия.

Любопытен пример издания, посвященного Второму Всероссийскому пленэру имени Л. В. Туржанского. [5] В статье дан анализ этой брошюры в силу того, что она имеет организацию материала, сходную по структуре с каталогом. Обложка и страницы брошюры выполнены в едином стиле и цветовой гамме. Разница в подаче материала заключается в том, что на обложке расположена одна крупная иллюстрация, такой прием в решении разворотов не повторяется. Издание содержит большое количество иллюстративной и текстовой информации. Материал — насыщенный и плотно размещен во всей брошюре, в том числе и на внутренней стороне обложки, что является типичным приемом при издании небольших брошюр.

Брошюра состоит из восьми разделов. Первым разделом является «Вступительное слово министра культуры Челябинской области», далее следует «Посвящение Л. В. Туржанскому», художнику, имя которого носит пленэр. Статья проиллюстрирована одной из работ художника. Затем размещена статья, посвященная району, в котором проходил пленэр и его хроника. После просмотра, перечисленных статей становится понятно, что вся брошюра выполнена с активным включением цвета в фон страниц в виде плашек разного тона. Прием с использованием цветного фона страниц выбран автором макета каталога в силу того, что издание содержит большое количество разноплановых иллюстраций, а фон страниц помогает создать целостную цветовую гамму брошюры.

Отдельное внимание привлекает оформление хроники пленэра. Цветовая гамма этого раздела монохромна. Тон и оттенок этих страниц подобран так, что они органично соседствуют с наполненными цветом с разделами. Такое единство достигается с помощью того, что страницы напечатаны не черной и белой красками, а в градациях сложного серо-фисташкового цвета, благодаря чему создается образ хроники и не разрушается цветовое единство. Хроника богато иллюстрирована, фотографии расположены встык друг к другу. Этот прием помогает создать ощущение непрерывно происходящих событий, что придает изданию дополнительную образную выразительность. Описанное художественное решение является в брошюре не исключительным. В этой же стилистике выполнен раздел «Участники Второго Всероссийского пленэра имени Л. В. Туржанского», расположенный в конце брошюры, за статьей «Победители». В оформлении цветных разворотов встречаются монохромные фотографии и репродукции студенческих зарисовок. Такая организация материала помогает выделить необходимую информацию и способствует цельному восприятию издания.

За хроникой следуют две статьи, посвященные городам, в которых проходило мероприятие, и статья, посвященная методике работы на пленэре. Далее размещены два раздела, посвященные итоговой выставке пленэра: «Россия — родина моя» и «Победители выставки». Завершают издание статья «О пленере» и «Благодарности». Эти статьи решены в единой цветовой гамме, их верстка выполнена в едином стиле со статьями «Хроника» и «Участники Второго Всероссийского пленэра имени Л. В. Туржанского». В оформлении статей меняется только цветовое решение. Верстка всего издания является ритмической, в расположение текстовых блоков, заголовков и некоторых фотографий четко прослеживается, что при верстке использовался принцип модульной сетки.

Нумерация страниц отсутствует, но это не приносит затруднений при работе с брошюрой, т. к. брошюра имеет небольшой объем.

Каждый раздел включает большое количество иллюстраций, что помогает создать полное впечатление о прошедшем событии. В брошюре преобладает принцип сквозного расположения иллюстраций.

В оформлении макета использован прием, когда отзывы о пленэре отсканированы с рукописных источников и на некоторых разворотах включены в композицию из фотографий. В большинстве случаев они располагаются на фоне страницы, а на некоторых разворотах наложены на часть фотографий или расположены поверх фотоснимка. Рассмотренный художественный ход вносит в брошюру настроение некоторой спонтанности, присущей пленэрам. Этот прием в каталогах и брошюрах учебных заведений встречается достаточно редко и усиливает индивидуальность издания.

Между разделами включены развороты с фотографиями пленэра и фотографиями студенческих работ. Особенностью брошюры является отсутствие подписей репродукций студенческих работ, но при ее просмотре внимание на этом не заостряется, т. к. она посвящена пленэру как событию и передает его атмосферу и общее настроение.

Каталог конкурса, проводимого учебным заведением, отличается от брошюры тем, что вначале идет перечень спонсоров и благодарности организаторам. В таком каталоге могут быть представлены все работы, принимавшие участие в выставке. Часто в каталогах конкурса работы участников представляются в виде списка, а работы лауреатов и участников, занявшие места, печатаются в виде фотографий с пояснениями.

Одним из таких изданий является каталог «Художественная академическая школа. Рисунок, живопись, композиция, скульптура студентов художественных училищ и художественных отделений училищ искусств Уральского и приволжского федерального округов». Каталог посвящен 250-летию Российской Академии Художеств и издан в 2008 году. [4] Этот пример красочно иллюстрирует, чем каталог учебного заведения отличается от брошюры. Каталог состоит из вступительного слова администрации, статьи, освещающей выставку, раздела с фотографиями студенческих работ и статьи с данными об участниках выставки. Особенностью этого каталога является то, что студенческие работы сгруппированы по учебным заведениям, к которым они относятся, а подписи, с авторами и размером работ, не представлены. Вообще отсутствие информации об авторах работ, репродуцирующихся в каталогах выставок, является типичным при проведении выставок училищ. В брошюрах и каталогах, посвященных деятельности конкретного учебного заведения, подписи, как правило, присутствуют. Такая тенденция связана с тем, что характер представления материала на выставках и мероприятиях — разный. При проведении выставки или конкурса между учебными заведениями, оценивается уровень преподавания конкретного учебного заведения, и студенческие работы рассматриваются как материал, представляющий учебное заведение. В конкурсах и выставках, которые направлены на выявление дарований, рассматриваются работы каждого автора и в таком случае данные о работах указываются.

Выбирая цветовую гамму будущего каталога важно согласовать ее с используемыми в нем иллюстрациями. При наличии фирменного стиля учреждения необходимо учитывать его специфику. При проектировании издания ориентированного на взрослых и подростков необходимо использовать информацию, касающуюся психологии восприятия цвета. Подростки преимущественно считают более привлекательными открытые цвета. [3, с. 238] Взрослые в свою очередь тяготеют к более спокойным и сложным цветовым сочетаниям.

Если колорит каталога студенческих работ будет не выразительным, эффективность его станет значительно ниже. Гамма каталога складывается из цветового решения обложки и блока страниц. Особенность состоит в том, что в каталогах активное использование цвета применяется в оформлении обложки. В конце XX века каталоги крупных выставок в некоторых случаях выпускались в суперобложке. Эта составляющая издания обладает самой активной цветовой гаммой. Примером может служить каталог ежегодной фото-премии немецкой биржи, изданный в 2005 году. У этого каталога есть суперобложка в четырех вариантах исполнения для одного содержания, так как в выставке участвовало четыре фотографа. На каждой из обложек репродуцирован фрагмент работы одного из фотохудожников. Цветовое решение суперобложки — насыщенное, в то время как основная обложка каталога исполнена в монохромной серо-черной цветовой гамме с применением лакирования текста. Применение лакирования создает дополнительную глубину цвета. [1, с. 88]

Прием с разработкой суперобложки в каталогах художественных учебных заведений не встречается, но для освещения крупных событий этот элемент может быть использован в качестве дополнительного средства информирования и привлечения внимания зрителей.

Страничный блок в каталогах художественных выставок и каталогах учебных заведений в области культуры и искусства, как правило, выполняются с минимальным включением цвета. [2, с. 61] Цветовое решение блока страниц зависит от соотношения количества текста и иллюстраций. Цвет таких проектов опирается на колорит репродукций, так как в каталоге они являются главной составляющей. Когда иллюстративный материал преобладает, дизайнер решает цветовые характеристики заголовков, фона страниц и блоков текста, привязывая цвет к основным сочетаниям в репродукциях и фотографиях работ студентов и преподавателей. Но бывают вариации каталогов, в которых текст статей является важнейшей частью и имеет большой объем. В таких случаях основы цветового решения каталогов строятся на известных цветовых моделях, использующихся в искусстве и дизайне.

Сложность цветового решения таких печатных изданий заключается в том, что большая часть такого каталога неизбежно будет состоять из белого цвета листа и черного блока текста. В таком случае, специалист может создавать цветовую гамму, опираясь на цвет сырья, на котором будет производиться печать. Современная бумажная промышленность предлагает большой спектр видов бумаг для печати. Существующие виды бумаги имеют различные свойства в области оттенков белого цвета, тепло-холодности, фактуры, структуры и веса. Работая с блоком текста, дизайнер подбирает также текстовой шрифт, имеющий необходимую плотность набора, тем самым внося дополнительные тональные акценты, которые имеют влияние на цветовое решение.

Каталог воспринимается не только как интеллектуальная собственность, но и как пространственный объект. Учитывая этот факт, необходимо уделять пристальное внимание выбору формата будущего издания. При выборе формата каталога следует проанализировать иллюстративный материал и в зависимости от преобладающих в нем пропорций подобрать формат издания.

Информацию в каталоге необходимо располагать так, чтобы зритель воспринимал ее легко. Иначе возникает ощущение монотонности, и человек невольно перелистывает страницы без внимания или может вообще их не раскрыть. Одним из способов создания легкости в восприятии материала является использование ритмической организации макета каталога. Ритм, заданный расположением иллюстраций и текста, должен подчеркивать смысловые акценты в каталоге, соподчинение элементов. Основной фон страниц не должен замедлять восприятие текстовой информации. Иллюстрации должны быть активнее фона страниц. Это важно соблюдать, особенно при работе с каталогом выставки.

Подытоживая материал статьи, можно сказать, что, приступая к созданию каталога студенческих работ, необходимо быть осведомленным в различных сферах дизайна, полиграфии, фотографии, восприятия информации и цвета. Только обладая широким спектром знаний в сфере дизайна, можно создать грамотное и выразительное издание, которое будет интересно как молодым людям — абитуриентам, так и их родителям.

Литература:

1.             Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка. Роджер Фосетт-Танг. — М.: РИП-холдинг, 2006. — 192 с.: ил.

2.             Из истории художественной жизни СССР: Интернациональные связи в области изобразительного искусства, 1917–1940. Материалы и документы/ Сост. М вступ. Статья Л. С. Алешиной и Н. В. Яворской. — М.: Искусство, 1984. — 367 с.: ил.

3.             Типографика цвета. Практикум. Как выбрать шрифт. Тимоти Самара. — [Пер. с англ. С.Гилим]. — М.: РИП-холдинг, 2006. — 256 с.: ил.

4.             Второй Всероссийский пленер имени Л. В. Туржанского. Брошюра. Челябинск: Рекламная группа МАРК, 2008. — 20 с.: ил.

5.             «Художественная академическая школа. Рисунок, живопись, композиция, скульптура студентов художественных училищ и художественных отделений училищ искусств Уральского и приволжского федерального округов. Посвящается 250-летию Российской Академии художеств. Каталог выставки. Челябинск: Рекламная группа МАРК, 2008. — 20 с.: ил.800 экз.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle