Формирование готовности к непрерывному образованию у студентов педагогического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 29.05.2014

Статья просмотрена: 678 раз

Библиографическое описание:

Юринова, Е. А. Формирование готовности к непрерывному образованию у студентов педагогического вуза / Е. А. Юринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 906-908. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11338/ (дата обращения: 24.04.2024).

В ряду требований, предъявляемых к подготовке современного специалиста, важное место занимает готовность к непрерывному образованию, понимаемому как «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни» [2]. Актуальность этого требования связана с ускорением темпов технологического прогресса, что приводит к быстрому устареванию профессий и сфер деятельности и к необходимости адаптироваться в меняющихся социально-экономических условиях. Кроме того, стремление и готовность к самосовершенствованию характеризуют развитую личность как ценность для человека, общества и государства [6].

Готовность к продолжению образования на протяжении всей жизни является одним из компонентов профессиональной компетенции современного педагога [4] и фактором его конкурентоспособности на рынке труда [3]. Не вызывает сомнения, что уже в период обучения в педагогическом вузе у студентов необходимо сформировать:

-     мотивацию к непрерывному повышению уровня образования;

-     знания о целях, методах, формах и средствах продолжения образования на протяжении всей жизни;

-     умения и навыки, необходимые для осуществления непрерывного образования;

-     опыт постановки и достижения образовательных целей.

На сегодняшний день наиболее динамично развивающейся формой образования является дистанционное образование, использующее информационно-коммуникационные технологии, в частности, возможности сети Интернет. Было бы логично предположить, что эффективно формировать у студентов готовность к непрерывному образованию можно, включая их в различные образовательные проекты и программы, осуществляющиеся в виртуальной среде сети Интернет. Действительно, Интернет и всё, что с ним связано, обладает определенной привлекательностью для молодых людей, использующих его для поиска информации, общения в социальных сетях, интернет-шоппинга, скачивания файлов и для развлечений [1], [5]. Однако эта ситуация не так проста и однозначна, как кажется на первый взгляд. Рассмотрим ряд факторов.

Техническое обеспечение. Факторами эффективного обучения в сети Интернет являются: качество компьютерной техники, которую использует обучающийся; пропускная способность линии связи, обеспечивающая стабильное высокоскоростное соединение; современное программное обеспечение.

Уровень владения ИКТ. Все преимущества Интернета доступны только уверенному пользователю. В противном случае, решение серьезных учебных задач онлайн сопряжено с высоким уровнем стресса и неудовлетворенности условиями обучения.

Навыки управления временем. Для успешного обучения необходимо рационально организовать время, выявить и использовать периоды наибольшей работоспособности в течение дня, планировать занятия и отдых и т. д.

Психологическая готовность к непрерывному образованию. Для успешного продолжения образования необходимы: вера в свои силы, самодисциплина, упорство в достижении цели, умение работать на перспективу, преодолевать сиюминутные порывы.

Как показало исследование, проведенное в педагогическом вузе г. Ишима, указанные факторы для трети студентов реализуются в негативном варианте, затрудняя доступ к образовательным возможностям сети Интернет. Студенты:

-     имеют устаревшее оборудование (или ограниченный доступ к нему), низкую скорость Интернет-соединения, некачественное программное обеспечение;

-     демонстрируют низкий уровень компетенции в области ИКТ (используют неэффективные приемы поиска информации, некритично воспринимают результаты поиска, не владеют или владеют на элементарном уровне текстовыми, графическими, аудио- и видеоредакторами; поверхностно знакомы с логикой и структурой образовательного сайта);

-     проявляют нежелание посещать компьютерный читальный зал института;

-     не имеют привычки вовремя и качественно выполнять задания.

В отношении образования и самообразования студенты демонстрируют следующие психологические особенности: инфантильность, неумение ставить образовательные цели, готовность пожертвовать результатом ради сиюминутного удовольствия, развлечения; подверженность влиянию друзей, которые не включены в процесс обучения и др.

В условиях педагогического вуза представляется возможным преодолеть негативное воздействие указанных факторов и предоставить студентам возможность приобрести положительный опыт обучения в сети Интернет. Для этого была разработана и реализована шестинедельная программа «Расширяем горизонты образования». Девизом для неё послужила цитата из «Руководства по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни»: «Обучение на протяжении всей жизни является хорошей привычкой, которую следует приобрести» [3].

Цель программы состояла в комплексном сопровождении процесса обучения в сети Интернет.

Реализация программы осуществлялась в три этапа. На первом, подготовительном этапе решались следующие задачи:

1)        сформировать и поддерживать мотивацию студентов к обучению в сети Интернет;

2)        познакомить студентов с доступными способами такого обучения;

3)        помочь студентам сформулировать личностно значимые цели обучения в сети Интернет;

4)        ликвидировать существенные пробелы в информационной компетенции студентов, затрудняющие участие в выбранном курсе;

5)        обеспечить понимание студентами структуры курса и предъявляемых требований для успешного его изучения.

Формы работы на первом этапе были выбраны в соответствии с указанными задачами: ориентационная лекция, мозговой штурм, обсуждение в малых группах.

Второй, основной этап состоял непосредственно в изучении четырехнедельного дистанционного курса, разработанного сотрудниками бостонского центра Match Teacher Residency, «Surviving Your Rookie Year of Teaching» (Как учителю выжить в первый год работы в школе) в режиме реального времени на международном образовательном сайте Coursera [7]. Выбор данного курса определяется актуальностью его темы для студентов, готовящихся к работе в качестве учителей иностранного языка. Выбирая курс, студенты руководствовались следующими доводами:

-          данный курс является исключительно практико-ориентированным, следовательно, студенты смогут апеллировать к собственному опыту преподавания, полученному во время педагогической практики в средней школе, а также применять материалы курса в любом образовательном контексте;

-          данный курс ведется на английском языке, следовательно, участие в нем — дополнительная практика в изучаемом языке;

-          данный курс отличается новизной не только для отечественной методики; излагаемые в нем идеи и отдельные приемы — новое слово в мировой практике школьного образования;

-          международный образовательный сайт Coursera, на базе которого ведется выбранный курс, является одной из лидирующих, образцовых площадок получения образования в сети Интернет; опыт обучения на нем может быть экстраполирован на другие проекты подобного рода.

Важно отметить, что участие студентов в данном курсе не является нарушением условий использования материалов Coursera [8]. Каждый студент зарегистрировался на сайте и работал над заданиями курса самостоятельно. Необходимость аудиторных занятий, поддержки группы и контроля со стороны преподавателя видится, в основном, в комплексном мотивационном воздействии, поддержании стимула не бросать обучение, успешно окончить курс и достичь поставленной цели.

В течение четырех недель были проведены четыре семинарских занятия, каждое из которых строилось по следующему плану:

1)        определение задач на текущую неделю, уточнение сроков сдачи промежуточных тестов и контрольных заданий;

2)        обсуждение видеоматериалов текущей недели (прояснение ключевых понятий; критическое осмысление теоретических положений, излагаемых авторами курса; анализ фрагментов уроков, демонстрируемых в курсе, формирование собственной позиции по рассматриваемой проблеме и т. д.);

3)        подготовка к выполнению промежуточного теста или контрольного задания, запланированного на текущую неделю.

Начиная со второй недели обучения, семинар включал рефлексивный компонент, состоявший в подведении итогов работы на предыдущей неделе. Чтобы обеспечить объективность результатов обучения, все тесты и контрольные задания проверялись и обсуждались в группе только после того, как они были самостоятельно выполнены студентами и сданы ими на проверку.

Третий, рефлексивный этап состоял в подведении итогов обучения в сети Интернет и был проведен в форме мини-конференции, на которой каждый из участников рассказал о полученном опыте и перспективах использования ресурсов сети Интернет для решения личностно значимых задач непрерывного образования.

Проведенная работа дала следующие положительные результаты:

-          студенты получили опыт постановки и успешного достижения образовательных целей;

-          участники более широко освоили возможности имеющейся у них компьютерной техники и программного обеспечения, а также компьютерного читального зала; сформирована готовность прибегать к различным (в том числе общедоступным, но редко используемым) средствам обучения;

-          получили развитие умения и навыки управления временем, а также качества личности, благоприятствующие непрерывному образованию.

Итак, обучение в сети Интернет является эффективным способом формирования готовности к непрерывному образованию у студентов педагогического вуза.

Литература:

1.                  Для чего люди используют Интернет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://icq-rus.com/news/237.html. Дата обращения: 27.05.2014.

2.                  Кравченко, А. А. Непрерывное образование: гибкость и рост [Электронный ресурс] / А. А. Кравченко. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/09/29/nepreryvnoe_obrazovanie.html. Дата обращения: 27.05.2014.

3.                  Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] / Х. Лау. — М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. — 45 с. Режим доступа: http://www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/ifla-guidelines-en.pdf. Дата обращения: 27.05.2014.

4.                  Мощенко, Н. В. Непрерывное образование как компонент развития профессиональных качеств педагога [Электронный ресурс] / Н. В. Мощенко. — Режим доступа: http://ccenter.68edu.ru/docs/razvitie.rtf. Дата обращения: 27.05.2014.

5.                  Статистика использования интернета в Европе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://statistic.su/blog/europe_internet_statistics/2011–10–17–435. Дата обращения: 27.05.2014.

6.                  Холодкова, О. Г. Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: Спец. 19.00.07 / О. Г. Холодкова. — Барнаул, 2000. — Режим доступа: http://www.childpsy.ru. Дата обращения: 27.05.2014.

7.                  Surviving Your Rookie Year of Teaching [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.coursera.org/course/rookieteaching. Дата обращения: 27.05.2014.

8.                  Terms of Use [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.coursera.org/about/terms. Дата обращения: 27.05.2014.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, студент, Интернет, педагогический вуз, курс, сеть, текущая неделя, компьютерная техника, компьютерный читальный зал, международный образовательный сайт.


Похожие статьи

Использование информационных технологий при обучении...

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

− создание условий для непрерывного образования. Преимущества дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Применение компьютерной техники активизирует информационно-поисковую деятельности, автоматизирует процесс обработки результатов учебного эксперимента.

Дистанционное обучение студентов педагогических вузов по дисциплине «охрана труда».

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире»

1. Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей.

размещать сайт в Интернете. Т.о. внедрение электронных учебно-методических комплексов в...

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

Проект дает бесплатный доступ к образовательным курсам лучших учебных заведений

- введение и подробный учебный план на каждую неделю обучения

Следует отметить, что в рамках данной модели студенты могут обучаться дома или в компьютерном классе.

Учебные сайты для школьников и студентов | Статья в журнале...

- «Интернет» (сайт «Как устроен Интернет»)

7. Компьютерная лаборатория для учебных исследований / О. Е. Данилов. — Электрон. дан.

сайт, блог, форум, чат, учебные сайты, сайты для школьников и студентов, информационные ресурсы образовательного назначения.

Образовательная информационно-коммуникационная технология...

Создание индивидуальной образовательной среды студента современного вуза представляется невозможным без

модели непрерывного образования, является создание и развитие информационной Интернет/интранет среды, иначе — виртуальной среды обучения.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Ключевые слова: вебинар, онлайн обучение, Интернет, информационная система, компьютерные технологии, обучение в сети, средства электронного обучения, учебный курс, Moodle, IT-технологии.

Управление самостоятельной работой студентов...

компьютерные обучающие программы

− необходимость постоянного высокоскоростного соединения с сетью интернет

Эффективно работают тематические форумы, блоги, сайты, что позволяет студентам осуществлять обмен информацией.

Похожие статьи

Использование информационных технологий при обучении...

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

− создание условий для непрерывного образования. Преимущества дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Применение компьютерной техники активизирует информационно-поисковую деятельности, автоматизирует процесс обработки результатов учебного эксперимента.

Дистанционное обучение студентов педагогических вузов по дисциплине «охрана труда».

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире»

1. Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей.

размещать сайт в Интернете. Т.о. внедрение электронных учебно-методических комплексов в...

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

Проект дает бесплатный доступ к образовательным курсам лучших учебных заведений

- введение и подробный учебный план на каждую неделю обучения

Следует отметить, что в рамках данной модели студенты могут обучаться дома или в компьютерном классе.

Учебные сайты для школьников и студентов | Статья в журнале...

- «Интернет» (сайт «Как устроен Интернет»)

7. Компьютерная лаборатория для учебных исследований / О. Е. Данилов. — Электрон. дан.

сайт, блог, форум, чат, учебные сайты, сайты для школьников и студентов, информационные ресурсы образовательного назначения.

Образовательная информационно-коммуникационная технология...

Создание индивидуальной образовательной среды студента современного вуза представляется невозможным без

модели непрерывного образования, является создание и развитие информационной Интернет/интранет среды, иначе — виртуальной среды обучения.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Ключевые слова: вебинар, онлайн обучение, Интернет, информационная система, компьютерные технологии, обучение в сети, средства электронного обучения, учебный курс, Moodle, IT-технологии.

Управление самостоятельной работой студентов...

компьютерные обучающие программы

− необходимость постоянного высокоскоростного соединения с сетью интернет

Эффективно работают тематические форумы, блоги, сайты, что позволяет студентам осуществлять обмен информацией.

Задать вопрос