Библиографическое описание:

Юринова Е. А. Формирование готовности к непрерывному образованию у студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 906-908.

В ряду требований, предъявляемых к подготовке современного специалиста, важное место занимает готовность к непрерывному образованию, понимаемому как «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни» [2]. Актуальность этого требования связана с ускорением темпов технологического прогресса, что приводит к быстрому устареванию профессий и сфер деятельности и к необходимости адаптироваться в меняющихся социально-экономических условиях. Кроме того, стремление и готовность к самосовершенствованию характеризуют развитую личность как ценность для человека, общества и государства [6].

Готовность к продолжению образования на протяжении всей жизни является одним из компонентов профессиональной компетенции современного педагога [4] и фактором его конкурентоспособности на рынке труда [3]. Не вызывает сомнения, что уже в период обучения в педагогическом вузе у студентов необходимо сформировать:

-     мотивацию к непрерывному повышению уровня образования;

-     знания о целях, методах, формах и средствах продолжения образования на протяжении всей жизни;

-     умения и навыки, необходимые для осуществления непрерывного образования;

-     опыт постановки и достижения образовательных целей.

На сегодняшний день наиболее динамично развивающейся формой образования является дистанционное образование, использующее информационно-коммуникационные технологии, в частности, возможности сети Интернет. Было бы логично предположить, что эффективно формировать у студентов готовность к непрерывному образованию можно, включая их в различные образовательные проекты и программы, осуществляющиеся в виртуальной среде сети Интернет. Действительно, Интернет и всё, что с ним связано, обладает определенной привлекательностью для молодых людей, использующих его для поиска информации, общения в социальных сетях, интернет-шоппинга, скачивания файлов и для развлечений [1], [5]. Однако эта ситуация не так проста и однозначна, как кажется на первый взгляд. Рассмотрим ряд факторов.

Техническое обеспечение. Факторами эффективного обучения в сети Интернет являются: качество компьютерной техники, которую использует обучающийся; пропускная способность линии связи, обеспечивающая стабильное высокоскоростное соединение; современное программное обеспечение.

Уровень владения ИКТ. Все преимущества Интернета доступны только уверенному пользователю. В противном случае, решение серьезных учебных задач онлайн сопряжено с высоким уровнем стресса и неудовлетворенности условиями обучения.

Навыки управления временем. Для успешного обучения необходимо рационально организовать время, выявить и использовать периоды наибольшей работоспособности в течение дня, планировать занятия и отдых и т. д.

Психологическая готовность к непрерывному образованию. Для успешного продолжения образования необходимы: вера в свои силы, самодисциплина, упорство в достижении цели, умение работать на перспективу, преодолевать сиюминутные порывы.

Как показало исследование, проведенное в педагогическом вузе г. Ишима, указанные факторы для трети студентов реализуются в негативном варианте, затрудняя доступ к образовательным возможностям сети Интернет. Студенты:

-     имеют устаревшее оборудование (или ограниченный доступ к нему), низкую скорость Интернет-соединения, некачественное программное обеспечение;

-     демонстрируют низкий уровень компетенции в области ИКТ (используют неэффективные приемы поиска информации, некритично воспринимают результаты поиска, не владеют или владеют на элементарном уровне текстовыми, графическими, аудио- и видеоредакторами; поверхностно знакомы с логикой и структурой образовательного сайта);

-     проявляют нежелание посещать компьютерный читальный зал института;

-     не имеют привычки вовремя и качественно выполнять задания.

В отношении образования и самообразования студенты демонстрируют следующие психологические особенности: инфантильность, неумение ставить образовательные цели, готовность пожертвовать результатом ради сиюминутного удовольствия, развлечения; подверженность влиянию друзей, которые не включены в процесс обучения и др.

В условиях педагогического вуза представляется возможным преодолеть негативное воздействие указанных факторов и предоставить студентам возможность приобрести положительный опыт обучения в сети Интернет. Для этого была разработана и реализована шестинедельная программа «Расширяем горизонты образования». Девизом для неё послужила цитата из «Руководства по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни»: «Обучение на протяжении всей жизни является хорошей привычкой, которую следует приобрести» [3].

Цель программы состояла в комплексном сопровождении процесса обучения в сети Интернет.

Реализация программы осуществлялась в три этапа. На первом, подготовительном этапе решались следующие задачи:

1)        сформировать и поддерживать мотивацию студентов к обучению в сети Интернет;

2)        познакомить студентов с доступными способами такого обучения;

3)        помочь студентам сформулировать личностно значимые цели обучения в сети Интернет;

4)        ликвидировать существенные пробелы в информационной компетенции студентов, затрудняющие участие в выбранном курсе;

5)        обеспечить понимание студентами структуры курса и предъявляемых требований для успешного его изучения.

Формы работы на первом этапе были выбраны в соответствии с указанными задачами: ориентационная лекция, мозговой штурм, обсуждение в малых группах.

Второй, основной этап состоял непосредственно в изучении четырехнедельного дистанционного курса, разработанного сотрудниками бостонского центра Match Teacher Residency, «Surviving Your Rookie Year of Teaching» (Как учителю выжить в первый год работы в школе) в режиме реального времени на международном образовательном сайте Coursera [7]. Выбор данного курса определяется актуальностью его темы для студентов, готовящихся к работе в качестве учителей иностранного языка. Выбирая курс, студенты руководствовались следующими доводами:

-          данный курс является исключительно практико-ориентированным, следовательно, студенты смогут апеллировать к собственному опыту преподавания, полученному во время педагогической практики в средней школе, а также применять материалы курса в любом образовательном контексте;

-          данный курс ведется на английском языке, следовательно, участие в нем — дополнительная практика в изучаемом языке;

-          данный курс отличается новизной не только для отечественной методики; излагаемые в нем идеи и отдельные приемы — новое слово в мировой практике школьного образования;

-          международный образовательный сайт Coursera, на базе которого ведется выбранный курс, является одной из лидирующих, образцовых площадок получения образования в сети Интернет; опыт обучения на нем может быть экстраполирован на другие проекты подобного рода.

Важно отметить, что участие студентов в данном курсе не является нарушением условий использования материалов Coursera [8]. Каждый студент зарегистрировался на сайте и работал над заданиями курса самостоятельно. Необходимость аудиторных занятий, поддержки группы и контроля со стороны преподавателя видится, в основном, в комплексном мотивационном воздействии, поддержании стимула не бросать обучение, успешно окончить курс и достичь поставленной цели.

В течение четырех недель были проведены четыре семинарских занятия, каждое из которых строилось по следующему плану:

1)        определение задач на текущую неделю, уточнение сроков сдачи промежуточных тестов и контрольных заданий;

2)        обсуждение видеоматериалов текущей недели (прояснение ключевых понятий; критическое осмысление теоретических положений, излагаемых авторами курса; анализ фрагментов уроков, демонстрируемых в курсе, формирование собственной позиции по рассматриваемой проблеме и т. д.);

3)        подготовка к выполнению промежуточного теста или контрольного задания, запланированного на текущую неделю.

Начиная со второй недели обучения, семинар включал рефлексивный компонент, состоявший в подведении итогов работы на предыдущей неделе. Чтобы обеспечить объективность результатов обучения, все тесты и контрольные задания проверялись и обсуждались в группе только после того, как они были самостоятельно выполнены студентами и сданы ими на проверку.

Третий, рефлексивный этап состоял в подведении итогов обучения в сети Интернет и был проведен в форме мини-конференции, на которой каждый из участников рассказал о полученном опыте и перспективах использования ресурсов сети Интернет для решения личностно значимых задач непрерывного образования.

Проведенная работа дала следующие положительные результаты:

-          студенты получили опыт постановки и успешного достижения образовательных целей;

-          участники более широко освоили возможности имеющейся у них компьютерной техники и программного обеспечения, а также компьютерного читального зала; сформирована готовность прибегать к различным (в том числе общедоступным, но редко используемым) средствам обучения;

-          получили развитие умения и навыки управления временем, а также качества личности, благоприятствующие непрерывному образованию.

Итак, обучение в сети Интернет является эффективным способом формирования готовности к непрерывному образованию у студентов педагогического вуза.

Литература:

1.                  Для чего люди используют Интернет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://icq-rus.com/news/237.html. Дата обращения: 27.05.2014.

2.                  Кравченко, А. А. Непрерывное образование: гибкость и рост [Электронный ресурс] / А. А. Кравченко. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/09/29/nepreryvnoe_obrazovanie.html. Дата обращения: 27.05.2014.

3.                  Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] / Х. Лау. — М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. — 45 с. Режим доступа: http://www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/ifla-guidelines-en.pdf. Дата обращения: 27.05.2014.

4.                  Мощенко, Н. В. Непрерывное образование как компонент развития профессиональных качеств педагога [Электронный ресурс] / Н. В. Мощенко. — Режим доступа: http://ccenter.68edu.ru/docs/razvitie.rtf. Дата обращения: 27.05.2014.

5.                  Статистика использования интернета в Европе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://statistic.su/blog/europe_internet_statistics/2011–10–17–435. Дата обращения: 27.05.2014.

6.                  Холодкова, О. Г. Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: Спец. 19.00.07 / О. Г. Холодкова. — Барнаул, 2000. — Режим доступа: http://www.childpsy.ru. Дата обращения: 27.05.2014.

7.                  Surviving Your Rookie Year of Teaching [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.coursera.org/course/rookieteaching. Дата обращения: 27.05.2014.

8.                  Terms of Use [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.coursera.org/about/terms. Дата обращения: 27.05.2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle