Библиографическое описание:

Миронов Б. Б. Современные требования в области подготовки специалистов музыкально-инструментального искусства // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 830-832.

Подготовка квалифицированных специалистов нового поколения — это стратегическое направление развития сферы высшего профессионального образования, которое предполагает создание в образовательных учреждениях системы управления качеством подготовки студентов, гарантирующей удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг.

Требования, отображающие современные тенденции и оказывающие определенное влияние на качество подготовки специалистов, отражены в статьях закона РФ об образовании, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Государственных образовательных стандартах, позволяют рассматривать повышение качества подготовки будущего специалиста как актуальное направление междисциплинарных научных исследований.

Качественная профессиональная подготовка является фактором социальной защищенности человека в новых социально-экономических условиях. Однако практическое овладение механизмами управления качеством подготовки студента до сих пор остается ключевой проблемой, требующей от преподавателя не только профессиональных знаний, но и конкретных навыков в этой области.

Все вышесказанное в полной мере можно отнести и к качеству музыкально-инструментальной подготовки педагога-музыканта в вузе. В нем, как в компоненте профессиональной компетентности и основе музыкально-педагогической деятельности, интегрируются черты педагогики, искусства, культурный, духовно-нравственный и исполнительский опыт. На сегодняшний день можно констатировать, что на «выходе» качество инструментальной подготовки специалиста не всегда соответствует предъявляемым к нему требованиям.

Государственный образовательный стандарт является основополагающим государственным документом, который предъявляет требования, как к качеству организации учебного процесса, так и уровню подготовленности выпускника.

Говоря о квалификации педагога-музыканта нужно учитывать следующее: 1) какую подготовку он имеет; 2) отвечает ли эта подготовка современным требованиям; 3) занимается ли самообразованием, т. е. углубляет ли свои профессиональные знания и умения.

Специфика педагога-музыканта в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в школе (уроки музыки и различные внеклассные мероприятия) требуют от преподавателя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но прежде всего педагога.

Замечено, что педагог не всегда воспринимает свою специальность комплексно, порой выражая себя в какой-то одной области музыкально-педагогической деятельности (например, хорошо знает историю музыки, но слабо — теорию, умеет дирижировать, но плохо владеет инструментом). В соответствии же с современными требованиями специалист в области музыкального искусства должен быть разносторонне образованным.

Профессиональное мастерство специалиста характеризуется сегодня не только глубокими познаниями, умениями и навыками в рамках музыкальной специальности, её научно-практической сфере, но и такими способностями, как мобильность мышления, интеграция знаний, умений и навыков, их трансформация в изменяющихся условиях профессиональной и социальной сферы, стремление к формированию универсального профессионального мастерства в нескольких (в определенной степени смежных) областях.

Профессиональный музыкант сегодня выступает в обществе в нескольких ипостасях, востребованность которых обусловлена современными социальными взаимоотношениями, культурными приоритетами, образовательными потребностями.

Первая: музыкант — учитель и воспитатель.

Профессиональные функции: общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие подрастающего поколения, обучение музыкальному искусству и игре на музыкальных инструментах индивидуально и в группах.

Необходимые условия по осуществлению данной задачи включающие;

1.         Овладение необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности.

2.         Изучение принципов, методов и форм проведения урока в исполнительском классе, методику подготовки к уроку, методологию анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способы их разрешения.

3.         Воспитание у обучающихся потребности в творческой работе над музыкальным произведением, к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики.

4.         Применение рациональных методов поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, анализ различных методических системы и формулирование собственных принципов и методов обучения.

5.         Планирование учебного процесса, ведение методической работы, разработка методических материалов, формирование у обучающихся художественных потребностей и художественного вкуса.

Вторая: музыкант — организатор досуга.

Профессиональные функции: аккомпанирование (инструментальному солисту или вокалисту, хору, хореографическому ансамблю); подбор по слуху известных, популярных мелодий и аккомпанемента к ним, чтение с листа и исполнение незнакомых произведений (по просьбе слушателей, художественного коллектива исполнителей, при организации детских музыкально-досуговых мероприятий); транспонирование (в соответствии с диапазоном инструмента и тембром регистров, голоса солиста, самодеятельного или детского хора, для создания музыкально-эстетической атмосферы досуга).

Необходимые условия по осуществлению данной задачи включающие;

1.       Показ исполнительской работы (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, организация и подготовка творческих проектов в области музыкального искусства, осуществление связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.

2.       Осуществление художественного руководства творческим коллективом (самодеятельными/любительскими в области народного творчества), руководство учебными музыкально-исполнительскими коллективами в области образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования детей.

Третья: музыкант сольный исполнитель или ансамблист (участник инструментального или вокально-инструментального ансамбля).

Профессиональные требования: высокий технический и художественный уровень исполнительского мастерства, навыки игры в ансамбле, обширный концертный сольный и камерный ансамблевый репертуар.

Необходимые условия по осуществлению данной задачи включающие;

1.         Организацию практической деятельности: репетиционная (ансамблевая, концертмейстерская, сольная) и концертная работа.

2.         Постоянную и систематическую работу, направленную на совершенствование своего исполнительского мастерства.

3.         Овладение и постоянное расширение репертуара, соответствующего исполнительскому профилю.

4.         Составление программы выступлений — сольных и ансамблевых — с учетом, как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности.

5.         Осуществление исполнительской деятельности и планирование своей индивидуальной деятельности в учреждениях культуры.

6.         Работу по музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, при работе со звукорежиссером и звукооператором, использование в своей работе исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.

7.         Применение теоретических знаний в музыкально-исполнительской деятельности.

8.         Публичное исполнение сольных концертных программ, состоящих из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох.

9.         Исполнение партий своего инструмента в различных видах ансамбля.

10.     Изучение устройства своего инструмента и основ обращения с ним.

Как правило, выбор приоритетного направления музыкант осуществляет после получения начальной профессиональной подготовки.

Студенту специальности «Музыкально-инструментальное искусство» необходимо иметь некоторый практический опыт работы в данных направлениях, определенные знания, умения и навыки, составляющие методические и практические основы каждой из направлений. Следовательно, содержание начального обучения музыке требует выхода за рамки узкой специализации, реформирования подходов, принципов, методов и форм обучения.

В прогрессивном разрешении проблемы совершенствования процесса обучения музыке нуждаются профессиональные исполнители и участники художественной самодеятельности, педагоги, учащиеся, менеджеры, организаторы культурного досуга, любители музыкального искусства различных демографических групп и категорий.

Используя различные авторские методики при обучении студентов в средних и высших учебных заведениях, мы сможем дать им хорошие знания, умения и практические навыки, что и позволит решить основную задачу при подготовке специалиста — универсала, специалиста широкого музыкального профиля. Мы сможем поднять музыкальное образование на достойную профессиональную ступень и через инновационность, сохраним достойные традиции русской музыкальной школы, которые выработаны и сформированы корифеями музыкального искусства.

Занимаясь вопросами обучения и воспитания студентов в сфере музыкального искусства, нельзя не заметить, что развитие музыкального образования в России ставит перед учебными заведениями, учёными и практическими работниками новые, весьма актуальные задачи, направленные на совершенствование систем и методик обучения музыкальному искусству, как одному из самых массовых и распространённых направлений. И, те проблемы, которые возникают в процессе обучения детей и юношества музыке, должны решаться учёными и педагогами музыкальных факультетов различных вузов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle