Библиографическое описание:

Брезгин Ю. И., Шигабутдинова Л. Р. Методика определения профессиональных качеств управленческого персонала строительной организации для рейтинговой оценки // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 145-150.

В современных условиях рыночных экономических отношений деятельность (СРО) строителей направлена на обеспечение её конкурентоспособности и востребованности строительной продукции, услуг на рынке. Это требует от инженерно-технических работников соответствующей профессиональной и экономической подготовки, умения прогнозировать инфраструктуру рынка, обосновывать принятые решения на основе экономического анализа производственно-финансовой деятельности. Иначе говоря, уровень подготовки инженерно-технических работников приобретает первостепенное значение. Чтобы оценить этот уровень, нужно сформировать требования для инженерно-технических работников, определить качества, которыми они должны обладать. [7;8]

Одной из важнейших задач СРО строителей в новых экономических условиях является выбор оптимальной структуры организации (предприятия), которая бы наилучшим образом соответствовала целям, задачам и условиям выполнения поставленных задач. Организационная структура СРО строителей позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников на достижение поставленных целей. Для реализации выше перечисленных целей СРО строителей ОУ в первичных звеньях строительного производства необходимо постоянно проводить рейтинговую оценку инженерно-технических работников, которая определяется уровнем развития науки, техники, производства, культуры и подвергается наиболее интенсивным изменениям, связанными с содержанием и характером рынка труда на данной территории РФ. Для этих целей требуется «Методика определения профессиональных качеств управленческого персонала строительной организации для рейтинговой оценки» в первичных звеньях строительного производства СРО строителей. [1;2]

На современном этапе рыночной экономики, уровень профессиональной подготовки инженерно-технических работников СРО строителей приобретает первостепенное значение. Чтобы оценить этот уровень нужно сформировать требования к инженерно-техническому персоналу и определить профессиональные качества, которыми он должен обладать в первичных звеньях строительного производства СРО строителей.

Под профессиональными качествами инженера строителя нами в исследовании будут приниматся его индивидуальные способности, знания, умения, опыт. Позволяющие управленцу инженеру — строителю за определенное рабочее время реализовывать наилучшим образом выполнения поставленных задач соответствующих целям и условиям производства или оказания инжиниринговых услуг СРО строителей. [5;6]

В разрабатываемой методике оценки профессиональных качеств инженерно-технических работников используется метод экспертных оценок и метод относительных предпочтений. [1;2;3] Методика определения профессиональных качеств управленческого персонала в первичных звеньях строительного производства (СРО) строителей для рейтинговой оценки включает три этапа:

Первый этап — определение бальной оценки профессиональных качеств инженерно-технических работников (и.т.р.) в первичных звеньях строительного производства СРО строителей.

Исходя из содержания управленческого труда инженерно-технических работников и анализа, научных исследований в этой области следующих авторов: д.в.н. Ю. А. Мальцева, д.э.н. Б. М. Генкина, к.т.н. Лебедева А. И., д.т.н. Исаева В. В., к.т.н., Матурина К. Р. и др. Предлагается, для бальной оценки инженера, выделить шесть групп профессиональных качеств (критериев). [7;8] Они приведены в таблице 1. Бальная оценка инженера ранжируется по значимости экспертной группой ведущих специалистов СРО строителей, в результате чего каждому критерию присваивается вес и соответствующая оценка в баллах. Пример приведен в табл. 1.

Таблица 1

Значимость критериев оценки профессиональных качеств управленческого персонала СРО строителей (пример)

Типы критериев

Коэффициент значимости критерия

Баллы

1. Знания и опыт

0,25

250

2. Мышление

0,25

250

3. Профессиональное мастерство

0,15

150

4.Ответственность

0,2

200

5. Информационные связи и контакты

0,1

100

6. Персональные характеристики

0,05

50

Итого:

1

1000

После этого каждый из критериев подвергается более подробному изучению. Экспертная группа ведущих специалистов СРО строителей присваивает каждому критерию соответствующие признаки, показанные в табл. 2. [3;4–6]

Таблица 2

Уровни оценки профессиональных качеств управленческого персонала СРО строителей (пример)

№ п/п

Критерии

Коэффициент значимости критерия

Максимальное количество баллов

Признак

Коэффициент значимости признака в критерии

Максимальное количество баллов

Уровни (Ук.в.)

I

II

Ш

IV

V

1

Знания, опыт

0.25

2250

1.1. Профессиональные знания

0.30

75

15

30

45

60

75

1.2. Опыт

0.30

75

15

30

45

60

75

1.3. Навыки решения типовых задач

0.25

63

12,6

26

38

51

63

1.4. Дополнительные знания и опыт

0.10

25

5

10

15

20

25

1.5. Знания передового опыта работы

0.05

12

2,4

5

7,5

9,4

12

2

Мышление

20.25

250

1.1. Способность видеть главное

0.30

75

15

30

45

60

75

1.2.Адекватность мышления ситуации

0.30

75

15

30

45

60

75

1.3. Емкость мышления

0.15

37

7,2

14,4

21,6

22,4

37

1.4. Нестандартность

0.15

37

7,2

14,4

21,6

22,4

37

1.5. Интуиция

0.10

26

5,2

10,4

15.6

20,6

24

3

Профессиональное мастерство

10.15

1150

1.1. Квалифицированность, компетентность, современность

0.30

45

9

18

27

36

45

1.2. Точность оценки ситуации

0.30

45

9

18

27

36

45

1.3. Быстрота принятия решений

0.20

30

6

12

18

24

30

1.4. Самостоятельность

0.15

27

5,4

10,8

16,2

21,6

27

1.5. Теоретическая обоснованность

0.05

7

1,2

2,4

3.4

4.8

7

4

Ответственность

20.20

2200

1.1. За достижение цели

0.30

60

12

24

36

48

60

1.2. Профессиональная

0.25

50

10

20

30

40

50

1.3, Материальная

0.20

40

8

16

24

32

40

1.4. Индивидуальная

0.20

40

8

16

24

32

40

1.5. За соблюдение правовых норм

0.05

10

2

4

6

8

10

5

Информационные связи и контакты

10.10

2100

1.1. Умелое использование знаний специалистов

0.30

30

6

12

18

24

30

1.2. Внешняя коммуникативность

0.30

30

6

12

18

24

30

1.3. Внутренняя коммуникативность

0.25

25

5

10

15

20

25

1.4. Использование информационных источников

0.10

10

2

4

6

8

10

1.5. Использование библиографических источников

0.05

5

1

2

3

4

5

6

Персональные характеристики

0.05

50

1.1. Эффективность труда

0.30

15

3

6

9

12

15

1.2. Лояльность к организации

0.30

15

3

6

9

12

15

1.3. Целеустремленность

0.20

10

2

4

6

8

10

1.4. Корректность поведения

0.10

5

1

2

3

4

5

1.5. Авторитет

0.10

5

1

2

3

4

3

Всего:

1

1000

11000

2200

4400

6600

8800

Признаки ранжируются по аналогии свыше изложенным методом ранжирования критериев. При этом общая сумма коэффициентов значимости всех критериев равна 1. В соответствии с присвоенным критерию коэффициента значимости определяется количество баллов, соответствующее каждому признаку (табл. 2) который может иметь несколько уровней оценки (Ук.в.). [3;4–6]

Например, признак «Профессиональные знания» критерия «Знания и опыт» может иметь 5 уровней таб. 2, выраженных в баллах и приведенных в первой строке табл. 1.

Эти уровни имеют следующее смысловое значение:

I — специалист не имеет достаточных профессиональных знании (если балл ниже, то специалист используется не по назначению);

II — имеет профессиональные поверхностные знания;

Ш — имеет профессиональные достаточные знания;

IV — обладает хорошими профессиональными знаниями;

V — обладает глубокими профессиональными знаниями, по многим вопросам может дать исчерпывающие консультации.

В таблице 2 приведены по пять признаков каждого из шести критериев. Таким образом, каждый оценивается по 6 критериям, 30 признакам, каждый из которых имеет 5 уровней оценки.

По результатам опроса эксперта из ведущих специалистов СРО строителей инженерно-технический работник (и.т.р.) может набрать сумму баллов (Sn); рассчитываемую по формуле

                                                                                                 (1)

где:

 — номер критерия ()

- номер признака в критерии ()

 — значение уровня в признаке()

Индивидуальная бальная оценка профессиональных качеств r-го инженера органа управления (Опк,r) рассчитывается по формуле:

                                                                                                               (2)

где:

- количество экспертов;

 — количество баллов r-го педагога, данная m-м экспертом

Второй этап — расчёт коэффициента профессиональных качеств инженерно-технических работников в первичных звеньях строительного производства СРО строителей.

Поскольку в первичных звеньях строительного производства (СРО) строителей используются работники разных категорий (программисты, операторы ЭВМ, инженеры, экономисты и т. п.) представляется целесообразным для каждой из указанных категорий разрабатывать свою оценочную таблицу, отражающую специфику профессиональной деятельности. Эта таблица содержит эталонное значение показателя профессиональных качеств (), которая устанавливается экспертным методом ведущих специалистов СРО строителей для каждой категории управленческого персонала. [3;4–6]

Частное от деления индивидуальной бальной оценки n-го работника (), на средний эталонный показатель бальной оценки () по должности дает возможность получить коэффициент профессиональных качеств работника ():

                                                                                                      (3)

где:

 — средняя бальная оценка по должности, полученная в результате экспертного опроса или нормативная по данной категории управленческих работ;

 — индивидуальная бальная оценка деловых качеств r-го работника орг.структуры ( =) в результате опроса М экспертов.

Коэффициент профессиональных качеств может облегчить решение большого круга задач, решаемых СРО строителей при формировании органа управления в первичных звеньях строительного производства, а также на стадии их совершенствования или рационализации функционирования (сокращение числа ОУ, перераспределения числа должностных лиц в 0У и т. п.) Например, по оценке деятельности ПТО, приведенной в таблице 1.3, очевидно, что второй исполнитель (Сидоров П. С.) имеет более высокие профессиональные качества. Его нужно сохранить при сокращении штата, и он обладает приоритетом при получении льгот, выдвижении на вышестоящие должности и т. п. [7;8]

Таблица 3

Оценка деятельности работников производственно-технического отдела по результатам за 1-й квартал (фрагмент)

№ п/п

Показатели работы и их признаки

Эталонный коэффициент профессиональных качеств

Коэффициенты профессиональных качеств инженеров отдела

Иванов С. В.

Сидоров П. С.

1

Техническая работа отдела

11

Составление текстовых документов

1,0

1,0

1,0

12

Подготовка и оформление расчетов

0,8

-

1,0

13

Выполнение схем

0,6

0,6

-

14

Выполнение и оформление расчетов

0,6

1,0

1,0

15

Составление и оформление инструкций

0,4

0,4

-

16

Соблюдение требований ГОСТ, СНиП

1,0

0,5

0,5

17

Обеспечение прохождения документа на предприятии

1,0

-

1,0

Итого:

5,4

3,5

4,5

Третий этап — определение загрузки инженерно-технических работников в первичных звеньях строительного производства СРО строителей с учетом коэффициента профессиональных качеств.

Трудоемкость работ в органе управления в первичных звеньях строительного производства СРО строителей () рассчитывается по зависимости:

                                                                                             (4)

где:

 — нормативная трудоемкость решения k-й задачи (i =) на i-м этапе работы орг.структуры (i =)

– количество задач на r-м этапе.

 — количество этапов работы орг.структуры

Полученная трудоёмкость органа управления позволяет определить численность инженерно-технических работников (ИТР), которая может быть рассчитана по приведённой методике.

Таким образом, трудоёмкость органа управления в целом на весь период его деятельности в соответствии с выбранной ситуацией рассчитывается как сумма необходимых затрат труда исполнителей на каждом этапе с учетом взаимодействия, целесообразной загрузки (), а также коэффициента профессиональных качеств (). [3;4–6]

Пример использования зависимости 4. иллюстрируется в таблице 4.

Таблица 4

Значение показателей на этапах работы органа управления (пример)

Показатели, единица измерения

Этапы работы

1

2

3

4

Время на отработку этапа Т, час

2

6

6

10

Трудозатраты ТЗkr, человек/час

20

40

60

140

Потребность л/с N, человек

10

6.7

10

14

Из таблицы следует, что на разных этапах потребность в инженерно-технических работников существенно различается. Её максимум приходится на четвёртый этап, где требуется 14 человек. Это количество ИТР и необходимо для бесперебойной работы органа управления СРО строителей.

,      (5)

В то время, как на первом этапе =0.71, на втором этапе =0.48, на третьем этапе =0.73 и на четвёртом этапе коэффициент напряжённости работ =1.

Если же определить численность личного состава от фактических трудозатрат на директивное время по зависимости 5. получим:

Таким образом, ошибка составляет три человека и на 4-м этапе этот орган с задачей не справится в установленный срок.

Расчёт численности личного состава Ni выполнен без учёта коэффициента профессиональных качеств , т. е. было принято, что=1. Результат будет более достоверным, если будет меньше единицы. Этот коэффициент должен рассчитываться для каждой категории управленческих работников отдельно, как показано во втором этапе данной методики.

В первом, приближении он может быть 0.85 или 0.9 с учетом этого значения полученная ранее численность ОУ составит:

Поэтому в расчёт потребности личного состава для орг.структуры (Ni) с учётом коэффициента профессиональных качеств, следует принять 17 человек.

Таким образом, трудозатраты, рассчитанные по зависимости 4, являются основным показателем для расчёта численности личного состава органа управления. Количество должностных лиц i-го органа управления СРО строителей () может быть рассчитана как отношение трудозатрат на время выполнения управленческих задач по всем этапам не правомерно и может привести к грубым ошибкам, более правильным следует считать зависимость:

                                                                                                     (6)

где:

 — трудозатраты на i-м этапе

- время выполнения на i-м этапе

При этом учитываются следующие ограничения:

 — коэффициент профессиональных качеств n-го исполнителя (усредненный 0.85–0.9)

 — коэффициент напряженности работы не должен превышать 0.9 (усредненный 0.3–0.45),

 — уровень квалификации n-го работника должен соответствовать сложности выполняемых работ.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная методика даёт возможность определить загрузку инженерно-технических работников органа управления в первичных звеньях строительного производства СРО строителей, а также более рационально и эффективно использовать управленческий персонал с учетом его профессиональных качеств. Оценка результатов деятельности инженерно-технических работников органа управления в первичных звеньях строительного производства позволяет руководству СРО строителей выявить лучших и реально поднять уровень их достижений. Оценка результатов деятельности персонала органа управления в первичных звеньях строительного производства СРО строителей служит трем важным целям: административной, информационной и мотивационной.

Литература:

1.                  Брезгин, Ю. И. Методика оценки профессиональных качеств персонала органов управления. [Текст] / Научно–технический сборник ВТУ, вып.5, Ю. И. Брезгин // Балашиха 2006.

2.                  Брезгин, Ю. И. Имитационная модель работы должностных лиц органов управления [Текст] / научно — технический сборник ВТУ вып. 4 ч.1, Ю. И. Брезгин // — Балашиха, 2006

3.                  Брезгин, Ю.И., Ивановский В. С., Управление повседневной деятельностью воинских формирований при Спецстрое России. [Текст] / учебник, вып.-2, Ю.И., Брезгин., В. С. Ивановский // Балашиха: ВТУ, 2006. — 478 с.: ил. Брезгин, Ю.И.

4.                  Методика определения профессиональных качеств педагогического состава для рейтинговой оценки. [Текст] / Ю. И. Брезгин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Орёл: ОрёлГТУ, 2007 –с. 108–114.

5.                  Брезгин, Ю. И. Диверсификация экономического образования инженера: монография [Текст] / Ю. И. Брезгин, Е. В. Андропова, В. Е. Медведев, К. В. Преснухин — М.: ИЭУСП, 2010. — 130 с.

6.                  Брезгин Ю. И. Содержание управленческих компетенций будущего инженера в условиях диверсификации производства [Текст] / Ю. И. Брезгин, Е. В. Андропова, В. Е. Медведев //Вестник Томского государственного педагогического университета. — Томск: ТГПУ, 2011.-с.153–156.

7.                  Брезгин Ю. И. Диверсификация как условие обеспечения качества подготовки инженера [Текст] / Ю. И. Брезгин, Е. В. Андропова, В. Е. Медведев //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — № 1. — Воронеж: ВГУ, 2011 (0.5 п.л.).

8.                  Брезгин Ю.И Воспитание информационно-технологической культуры будущего специалиста в условиях диверсификации образовательного пространства политехнического колледжа: монография [Текст] / Брезгин Ю. И., В. Б. Дудка, В. Е. Медведев, Е. В. Андропова. — Ростов на Дону: ДГТУ, 2011. — 142 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle