Библиографическое описание:

Кунцевич С. И. Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 808-812.

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей. Системный подход требует осуществления связей со всеми без исключения школьными дисциплинами. Межпредметные связи позволяют усилить возможности эстетического воспитания учащихся, поскольку они отвечают принципам системности, целостности, полноты и завершённости в образовании школьников, формируют научное понимание мира, ведут к формированию умений научного и духовно-культурного его освоения.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, нравственное воспитание, обучение физике, межпредметные связи.

The interdependence problem is a reflection of objective processes occurring in all areas of knowledge. This paper deals with the most common approaches to implementing the aesthetic education of students under of interdisciplinary connections. Systemic approach requires contacts with all school disciplines overall. It allows enhancing the possibility of aesthetic education of students as they meet the principles of systematic, integrity, completeness and perfection in education. This method really forms a scientific understanding of the world, leads to the formation of scientific skills and his spiritual and cultural development.

Keywords: aesthetic education, moral education, physics education, interdisciplinary connections

Проблема межпредметных связей (МПС) физики в средней школе становится всё более актуальной и является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях знания и познания. Для старшего школьника и, тем более, выпускника важным требованием жизни является овладение методом диалектического мышления, основанного на комплексном применении элементарных знаний из разных областей наук при решении любых учебных и жизненных задач. При этом одной из проблем современной методики физики, является также «повышение роли физики в воспитании подрастающих поколений, формировании у них научного мировоззрения и творческих способностей» [1, с.26]. Воспитывающие функции обучения могут эффективно реализовываться именно в условиях крепнущих межпредметных связей.

При этом эстетическому воспитанию отводится особая роль, поскольку обучение учащихся активному познавательному творчеству без развития у них эстетического вкуса, способностей к эстетическому созерцанию и эстетической деятельности невозможно. К тому же элементы эстетического присутствуют в любой сфере человеческой деятельности, значит, эстетическим компонентом пронизан весь процесс обучения и воспитания, вне зависимости от того, какую дисциплину ученики изучают в данный момент, и какие личностные качества мы в них воспитываем. Следовательно, можно предполагать, что межпредметные связи физики позволяют повысить эффективность эстетического воспитания учащихся при обучении в школе.

Исходными пунктами являются основные дидактические функций МПС, чтобы выяснить их значение для эстетического воспитания: «1. Координация учебных дисциплин в учебных планах; 2.Системообразование; 3.Обеспечение преемственности в обучении; 4.Формирование диалектического метода мышления и научного мировоззрения учащихся» [1, с.129].

Если рассматривать совокупность изучаемых дисциплин в школе как систему, то их координация есть установление целесообразного соотношения между элементами системы во всех их взаимодействиях [2]. С эстетической точки зрения координирование дисциплин в учебном процессе есть гармонизация системы учебных предметов, с целью добиться стройности системы и согласованности сочетания предметов во взаимодействиях. Только при реализации данных функций МПС учащиеся будут воспринимать знания, получаемые в школе, не как отдельные независимые фрагменты. Гармоничность этой системы и будет определять уровень значимости МПС для эстетического воспитания.

Функцию преемственности в обучении с эстетических позиций можно охарактеризовать как последовательность в приобретении знаний, умений и навыков, как переход от акта творческой деятельности к её результатам и далее вновь к деятельности, но уже более совершенной, более творческой. Без дублирования материала на разных предметах, без потери времени на «холостое» повторение. Сформированное диалектическое мышление учащихся предполагает целостный взгляд на мир, способность к абстрагированию и типизации, научной идеализации. Такое мышление требует отвлечения от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование значимых её моментов и дополнение образа информацией, полученной из других источников (на других предметах). Это возможность синтеза целого из разнородных элементов. Но по какому принципу синтезировать элементы — это уже творческая задача, перед решением которого необходимо, как минимум, иметь образ целого, отвечающий условиям и требованию. На этом уровне искусствоведческие и научные подходы совпадают, и в этой согласованности также скрыты возможности эстетического воспитания при реализации данной функции МПС, ибо речь идёт о создании образа, о научном моделировании, о формировании единой картины мира.

Кратко проследим практические возможности осуществления связи физики с некоторыми школьными предметами через призму эстетического воспитания учащихся. Объективно наиболее тесная связь у физики с математикой. Математика — мощный инструмент теоретизации физических знаний. Уравнения, функции, методы вычислений, изученные в математике, широко используются в физике при установлении количественных соотношений физических величин в виде законов и при решении задач. Массовая проблема с умением решать физические задачи в средней школе во многом объясняется откровенно слабой математической подготовкой учащихся, неумением осуществлять перенос математических знаний на физическое «поле». К тому же учащиеся «не видят» красоту структурно-логических проявлений эстетики физики в виде математических формул фундаментальных законов, методов исследования, рассуждений и выводов. Даже поверхностная, «внешняя» эстетика физических явлений воспринимается и эстетически оценивается ими не всегда. Научить видеть красоту (изящность, точность, доказательность, неопровержимость и, порой, парадоксальность) физического и математического мышления, поддержать робкие попытки ученика так мыслить с постоянным постижением своих сущностных сил, — сверхзадача учителя [3]. Эстетическое воспитание учащихся при осуществлении МПС с математикой немыслимо без совместных попыток учителя и ученика «проверить гармонию» физического мира «алгеброй науки». Показать обоснованность идеи Пифагора, что «всё есть число», и что почти любое физическое явление может быть объяснено физически и описано математически. Наконец, необходимо согласованное и глубокое изучение общих с физикой математических категорий, одной из самых важных из которых является понятие симметрии. К сожалению, содержание курса физики 7–11 классов не отражает эту необходимость. Акцентировано понятие упоминается лишь один раз в курсе физики 10 класса, хотя без него не обойтись, например, при изучении графика плавления и отвердевания тел в 8 классе, при расчете симметричных электрических цепей (типа «куб», «звезда») в 11 классе, при рассмотрении планетарной модели атома, особенностей строения кристаллов и т. д. Важность принципа симметрии в науке и искусстве, как основной человеческой идеи в познании порядка, красоты, совершенства окружающей действительности должна быть адекватно выражена и в учебном процессе.

К обучению музыке в основной школе традиционно относятся не совсем серьёзно. Между тем, использование средств этого предмета при обучении физике также способствует эстетическому воспитанию учащихся. Физику и музыку объединяет звук. Звук — это явление не только музыкальное, но и физическое. Мы живём в мире звуков. Музыка как искусство занимается изучением музыкального звука — музыкальных мелодий. Музыкальные мелодии могут оказывать на человека колоссальное эстетическое воздействие, вызывая сильные и глубокие эстетические переживания. Людьми созданы музыкальные инструменты. Возникла акустика. На уроках музыки учащиеся погружаются в удивительный и прекрасный мир музыкальных звуков. На уроках физики раскрываются физические основы музыки, рассматриваются главные характеристики звука — ритм, тон, громкость, высота, тембр и другие. Выделяются основные музыкальные эстетические категории, которые являются также и физическими категориями. Изучение физических основ построения музыкальных инструментов, явление резонанса и особенностей звучания инструментов великих мастеров показывает, как знания физики помогают из бездушного материала создавать, при непосредственном участии человека, по истине прекрасные произведения — инструменты и музыку. Но физика изучает не только музыкальные, но и другие звуки — шумы, а также звук, который мы не слышим, но который может оказывать воздействие на человека и широко им используется в различных областях — ультразвук и инфразвук. Целостный подход к изучению звуковых явлений на уроках физики и музыки позволяет делать обобщения, которые систематизируют знания, формируют обобщённый взгляд на науку и искусство в отношении физики и музыки, делает возможным их рассмотрение с единых научно-эстетических позиций.

При изучении физики умения и навыки, полученные на уроках по изобразительному искусству, также бывают весьма эффективны. В сочетании с чертёжными умениями и пространственным мышлением, развитым на уроках геометрии и черчения, изобразительное искусство необходимо при решении физических задач, требующих пояснительного рисунка, а также при изучении многих тем школьного курса. Вычерчивание различных схем во время объяснения учителя способствует лучшему запоминанию. Некоторым творческим детям не понятна задачная ситуация или физическое явление до тех пор, пока они не попытаются осмыслить их через изображение. Для включения мышления им необходима «картинка», они, особенно в среднем звене, даже на естественнонаучных предметах мыслят через художественный образ, даже если он отражает только задачную ситуацию или модель физического прибора. Поэтому элементы художественного творчества в виде изобразительного искусства должны быть на уроках физики. Если ученик слаб в логическом мышлении, аккуратность, воображение и красочность, не противоречащие физике рисунка, должны особенно поощряться. При изучении оптических явлений красота репродукций картин великих художников может рассматриваться как проявление удивительного сочетания цветов, развивающих понимание явления дисперсии света, особенностей смешивания цветов, поглощения и отражения. Большое воспитательное значение может иметь тщательно подготовленная тематическая экскурсия в картинную галерею с обязательным обсуждением её итогов.

Красота природы особенно потрясает, когда мы знакомимся с основами астрономии. Область восприятия человеком объектов Вселенной расширилась в связи с грандиозным событием 20-го века — полётом человека в космос. Человеку открылась величественная картина мира. Сама наша планета, наблюдаемая из космоса, прекрасна. Другие объекты космоса, начиная от Солнечной системы и заканчивая его самыми дальними уголками, доступными исследованиям, поражают воображение гармонией природы, вызывают желание размышлять о бесконечности мира, о его устройстве, о сущности Человека и судьбах Человечества. И надо использовать громадные возможности курса астрономии в эстетическом, патриотическом и нравственном воспитании учащихся, для философских и мировоззренческих выводов и обобщений. Во-первых, достижения астрономии и космонавтики были бы невозможны без открытий физики и их технических приложений. Жизненный путь отечественных космических учёных, конструкторов, испытателей должен быть представлен так, чтобы он мог стать эстетическим идеалом для школьника. Во–вторых, все астрономические объекты и явления должны быть рассмотрены с точки зрения строгих законов физики, что ни в коем случае не отрицает всей эмоциональности и восхищения в ходе их эстетического созерцания и понимания. В-третьих, изучаемый материал должен быть преломлен через человеческий фактор, для раскрытия вечной потребности человека в познании и эстетической сущности этого стремления.

Обеспечению практической направленности курса физики средней школы весьма эффективно может способствовать межпредметная связь физики с технологией (5–8 классы), осуществляемая, например, в рамках факультативных курсов прикладной физики, где реализуется обучение умениям в области технической эстетики с опорой на физический материал: изучение основ автоматики, механизации, физико-техническое моделирование. Основное время занятий отводится на конструирование учащимися приборов и моделей, основанных на физических явлениях и закономерностях. При этом наиболее полно удовлетворяются интересы учащихся, склонных к конструкторской деятельности, развиваются их творческие способности в попытке применить программные знания на практике. Умения, полученные на уроках трудового обучения, здесь чрезвычайно важны. При этом для осуществления эстетического воспитания, необходимо требовать в изготавливаемых учащимися устройствах и моделях сочетания их хорошей функциональности и эстетичности компоновки деталей и внешнего вида. Необходимо, чтобы они пришли к выводу, что физико-технические и эстетические характеристики устройства могут быть взаимообусловлены, и если такое сочетание присутствует, то в некоторых случаях можно говорить о техническом объекте как о произведении искусства. Напоминаем, что человек учится конструировать у природы, а природа объективно красива.

На уроках физики в школе также есть возможности использовать способности учащихся к конструированию и воплощению своих технологических идей в большом количестве домашних опытов, в изготовлении простейших физических приборов для школы, как по требованию программы, так и по собственному желанию, реализуя при этом как меж-, так и внутрипредметные связи [4]. Кроме знания программного материала, который используется в создании прибора или модели, важны и их эстетические свойства: аккуратность, пропорциональность, цветовая гамма, особенности сочетания деталей. Умение качественно и творчески работать с различными материалами с помощью инструментов с созданием отдельных деталей и целых предметов совершенно необходимо в практической физике. Во время конструирования на область теоретических рассуждений и идей свои существенные ограничения накладывают свойства конкретных материалов, требуемые технические характеристики создаваемого предмета, которые строго определены. Не случайно крупнейшие фирмы промышленной и бытовой техники серьёзно занимаются проблемами технического дизайна создаваемых изделий, эстетичность которых является немаловажным условием их конкурентоспособности. И учащимся в конструкторской работе необходимо говорить о соблюдении основных требований к самодельным приборам: «1. Надёжности установки; 2. Высокого качества исполнения; 3. Красивого оформления; Полезности прибора» [5, с.172].

МПС физики с технологией способствует практической направленности физики и эстетически воспитывает через обращение пристального внимания школьников на эстетические характеристики создаваемых изделий в процессе творческой деятельности. Современные технологии, с которыми учащиеся сталкиваются в быту, в транспорте, школьном обучении, обыденном общении, имеют глубокие физические основы [6].

Общим предметом изучения физики и физической культуры может быть человек. Испокон веков в эстетический идеал личности обязательно входили сила, выносливость, закалка. Красота человеческого тела, изящность движений, отличная осанка являются источником эстетического наслаждения.

А. А. Френкин считает, что в задачи эстетического воспитания на уроках физкультуры входит формирование «1) правильного представления о прекрасном; 2) чувства совершенства в движении; 3) выразительности движений; 4) телесной красоты» [7, с.5]. На уроках физкультуры ученики узнают, как с помощью физических упражнений построить своё тело, сделать его совершенным, гармоничным, красивым, приблизить к тому состоянию, которое можно назвать эстетическим идеалом. Процесс совершенствования человеческого тела, освобождение его от возможных недостатков неизбежно приводит к формированию морально-волевых качеств, содействует нравственному, патриотическому и эстетическому воспитанию. На уроках, в секциях, на спортивных площадках кроме индивидуальной работы много времени уделяется спортивным играм, в коллективе команды формируется личность. Для физики, прежде всего, интересна механика человека, изучение особенностей строения человеческого тела, его пропорций и движения.

Скелет человека может быть рассмотрен как сложная система рычагов, действующая удивительно согласовано и продуктивно, особенно при хорошей физической тренированности. Об этом нужно говорить уже в 7-ом классе (тема «Рычаги»). В старших классах при изучении сложных видов движения для эстетического воспитания учащихся необходимо рассмотрение наиболее эстетичных видов спорта, таких как художественная и спортивная гимнастика, фристайл, фигурное катание, бобслей, конькобежный и горнолыжный спорт и другие. Во многих скоростных видах спорта победителей от других участников соревнований отделяют лишь сотые доли секунды, выбор правильной траектории движения, например, в бобслее, очень важен. Полезен разговор о времени, расстоянии и силе с позиций главного олимпийского призыва: «Быстрее! Выше! Сильнее!». Кто как не спортсмен может глубоко осознать ценность мгновения, как промежутка времени, сантиметра, как одной из единиц расстояния, и значимость человеческих усилий. Примеры из спорта высших достижений на уроках физики могут быть интересны и тем, что они свидетельствуют о высоких возможностях человека, о его мужестве, выносливости, сообразительности, творческом решении спортивных задач. И всегда это триумф и драма выдающихся личностей, всё связанное с которыми интересно учащимся и имеет большое воспитательное значение, потому что для большинства школьников образ любимых спортсменов также может быть эстетическим идеалом.

Вариантов ведения спортивной борьбы множество, но часто только один — наилучший, и если говорить о соответствующем движении — то именно оно наиболее выразительно, впечатляюще, эстетично и изучение его характеристик также может содействовать эстетическому воспитанию. Важно спрашивать учащихся, почему-то или иное движение они считают красивым, и постепенно вместе с ними определять элементарные условия красоты и выразительности движения в каждом конкретном виде спорта. Например, для художественной гимнастики и фигурного катания это будут плавность линий, чёткость и непринуждённость движений, ритмика, пластика и так далее. Кроме механики движений в человеке физику интересуют и другие области, такие как физические основы работы зрения, дыхания, слуховой, пищеварительной и нервной систем, и даже мозга. Как молекулы кислорода проникают в кровь? Почему занятия физической культурой лучше всего проводить на свежем воздухе? В каком направлении кости человека прочнее всего и почему опасны неудачные падения во время спортивных упражнений? Для учащихся всегда поразителен пример с берцовой костью человека, в вертикальном направлении выдерживающей массу легкового автомобиля. На подобных примерах легко запоминаются сложные физические понятия, в данном случае — понятие анизотропии.

С точки зрения осуществления МПС человек — уникальный объект изучения, на основе которого могут быть получены знания по физике, химии, биологии, анатомии, музыке, истории и по другим предметам, причём, комплексно. Метод комплексов или проектов здесь может быть оправданно использован. И всегда мы будем видеть, что изначально человек — существо совершенное, гармоничное, но эта гармония нуждается в развитии. Эта гармония очень ранима, она также нуждается в защите. В этом — глубокий гуманистический смысл эстетического воспитания при отстаивании интересов духовности, красоты и нравственности [8].

Эстетическая общность исследовательских подходов в естественнонаучных и гуманитарных областях может быть продемонстрирована на примере связей физики и литературы [9].

Системный подход требует осуществления МПС со всеми без исключения школьными дисциплинами. Только так в обучении школьников можно подойти к формированию у них научного мышления и эффективному эстетическому воспитанию. Но такой подход является и наиболее трудным с технологической точки зрения. Межпредметные связи физики позволяют увеличить возможности эстетического воспитания учащихся, прежде всего потому, что отвечают принципам системности, целостности, универсальности, полноты и завершённости в образовании школьников [10], формируют действительно диалектическое понимание мира, ведут к формированию умений научного и духовно-культурного его освоения. Но для этого необходимо многообразие и гармоничное сочетание форм и методов обучения, совместные занятия специалистов на разных уровнях. Нужна заинтересованная целенаправленная работа единомышленников педагогического коллектива в самоотверженном служении знанию, истине и красоте.

Литература:

1.         Усова А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций. — Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. 157 с.

2.         Яворук О. А. Перспективы дидактики межпредметных связей //Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 188.

3.         Елагина В. С. Учитель в пространстве МПС //Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 91–93.

4.         Искандеров Н. Ф., Яворук О. А. Виды внутрипредметных связей в школьном курсе физики //Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 161–163.

5.         Межпредметные связи курса физики в средней школе/ Ю. И. Дик, И. К. Турышев, Ю. И. Лукьянов и др.; Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. — М.: Просвещение, 1987. 191с.

6.         Клещева Н. А. Курс «физические основы современных технологий» как интегративная дисциплина естественнонаучного цикла //Вологдинские чтения. 2002. № 28. С. 40–42.

7.         Френкин А. А. Эстетика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1963. 151c.

8.         Вульфсон В. Л. Нравственные императивы и задачи воспитания //Педагогика, 2006. № 10. С. 3–10.

9.         Кучина Т. Г. Организация исследовательской деятельности школьников по литературе //Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1. № 2. С. 334–336.

10.     Яворук О. А. Дидактические перспективы универсального знания //Вестник Югорского государственного университета. 2012. № 2 (25). С. 103–106.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle