Библиографическое описание:

Овчинникова К. А., Данилова М. В. Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 847-850.

В настоящее время особую озабоченность общественности вызывает беспрецедентный рост подростковой преступности. Это свидетельствует о неспособности значительной части подростков справиться с возрастающей сложностью социальной среды, сделать правильный выбор и найти свое место в жизни.

Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению криминализации общества. Усиливаются негативные девиации — насильственная и корыстная преступность, подростковая делинквентность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан [1, с. 73]. На современном этапе преступность несовершеннолетних становится острой проблемой. Об этом свидетельствует количество преступлений, совершаемых ими.

Преступления, совершаемые несовершеннолетними по данным МВД РФ на 2012 г. составили 21,8 %, что значительно выше по сравнению с 2000 г. — 16,6 %. По данным областного УМВД г. Владимира криминогенная обстановка несовершеннолетних правонарушителей в области характеризовалась следующими данными: на 2011 г. — 16,6 %, 2012 г. — 15,7 % [7].

Криминология объясняет нарушение правонарушителями общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения [5, с. 46].

Анализ психологической и социально-педагогической литературы так же показывает, что неустойчивость ценностных ориентаций и ценностных установок подростков при неблагоприятных условиях приводит к правонарушениям.

Ценностные ориентации в философском аспекте рассматривает В. П. Бранский, в социологическом — И. С. Кон, в социально-психологическом — Е. А. Климов, Д. А. Леонтьев, в криминологическом — Ю. М. Антонян.

По мнению Д. А. Леонтьева, подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [4, с. 362].

Как считает А. П. Тузов, ценностная ориентация несовершеннолетнего — это определенная структура его отношений к действительности. С одной стороны, ценностная ориентация выражается в конкретном проявление отношений подростка к фактам действительности, а с другой — в системе фиксированных установок, регулирующих поведение. Так, для несовершеннолетних правонарушителей соблюдение существенных норм и правил поведения — нередко менее значительная ценность по сравнению с другими [6, с. 91].

Согласно С. Л. Рубенштейну, механизмы становления ценностей в сознании несовершеннолетнего действует через организацию ценностно-ориентационной деятельности как особого рода активности, посредством которой человек воспроизводит себя в процессе социализации. Данная возрастная ступень развития личности в психологической и криминологической литературе обозначается как период самоопределения и становления ценностных детерминант личности через механизм утверждения ценностей [5, с. 57].

Практически у всех несовершеннолетних преступников слабо выражены высшие потребности, отсутствуют нравственные мотивы, у большинства потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды [1, с. 28].

С целью определения ценностных ориентаций у несовершеннолетних правонарушителей было проведено эмпирическое исследование с использованием методик: «Ценностные ориентации» (М. Рокич); ценностный опросник Ш. Шварца [3].

Работа выполнена на базе Центра Временного Содержания Несовершеннолетних Правонарушителей (ЦВСНП) г. Владимира. В исследовании принимали участие несовершеннолетние правонарушители в возрасте 14–16 лет в количестве 10 человек — группа 1. Группа 2 — законопослушные подростки в возрасте 14–16 в количестве 10 человек — учащиеся одной из СОШ г. Владимир.

По результатам методики «Ценностные ориентации» М. Рокич было выявлено среднее значение респондентов. Среди терминальных ценностей респондентами 1 группы приоритет отдается: материальному обеспечению (13,6); интересной работе (13,2); активной деятельной жизни (12,4). Такая ценность как счастливая семейная жизнь у подростков стоит на последнем месте и составляет 5,4 балла. Во 2 группе на первые места вышли такие ценности как, познание (13,9) — возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; развлечения (11,8) — приятное, необременительное времяпровождение; счастливая семейная жизнь (11,7). Результаты представлены на рис. 1.

Рис.1. Сравнение данных 1 группы и 2 группы по параметрам терминальных ценностей

Исследование ценностной структуры личности на основе опросника М. Рокича позволило выделить значимые различия между группой 1 и группой 2 практически по всем ценностным сферам представленным в методике.

Показатели 1 группы статистически различаются по шкалам «Активная деятельная жизнь» (гр.1–12,4; гр.2–8,6), «Материальное положение» (гр.1–13,6; гр.2–9,8), «Развитие» (гр.1–7,9; гр.2–11,3), «Познание» (гр.1–9,2; гр.2–13,9), «Счастливая семейная жизнь» (гр.1–5,4; гр.2–11,7).

Несовершеннолетние правонарушители характеризуются как лица, мало заинтересованные в изменении своей жизни, действуют в соответствии со сложившимися стереотипами (познания), не проявляют стремлений к разнообразию в деятельности. Утилитаризм, обнаруживающийся в шкале «Развитие», сказывается на ценностном отношении к собственной индивидуальности, где несовершеннолетние не стремятся сохранить своеобразие своей личности, склонны поддаваться влиянию массовых тенденций, не склонны отстаивать собственные взгляды и формировать свой стиль жизни.

На основании средних значений, полученных в результате исследования по методике оценки инструментальных ценностей (рис. 2), были выявлены различия по шкалам: «Аккуратность» (гр.1–2; гр.2–7,6), «Воспитанность» (гр.1–4,3; гр.2–7,2), «Ответственность» (гр.1–6,7; гр.2–14), «Честность» (гр.1–8,2; гр.2 -14,3). Среди инструментальных ценностей правонарушители выделили такие ценности, как «Высокие запросы» (12,4), «Независимость» (11,7), «Отставание своего мнения» (12,8).

Рис.2. Сравнение данных 1группы и 2 группы по параметрам инструментальных ценностей

По результатам методики Ш.Шварца «Ценностный опросник» было выявлено среднее значение ценностей (рис. 3). На первое место среди индивидуальных показателей подростки ставят такие ценности, как: «свобода» (5,3), «интересная жизнь» (5,0), «чувство общности» (4,6). Последние места заняли такие ценности, как: «мир во всем мире» (1,8); «стабильность общества» (1,8).

Рис.3. Статистически значимые различия индивидуальных показателей среди 1 и 2 группы по методике «Ценностный опросник»

Показатели 1 группы существенно ниже 2 группы по показателям: «Свобода» (гр.1–5,3; гр.2–4,1), «Чувство общности» (гр.1–4,6; гр.2–3,6). Это говорит о том, что большую часть своего времени подростки проводят вне дома, среди своих знакомых и сверстников. Для несовершеннолетних правонарушителей важна такая ценность, как свобода. Подростку приемлема независимость, свобода в своих действиях.

Среди социальных показателей (рис.4) правонарушители отдали приоритет таким ценностям, как: «уважение к родителям» (5,6); «наслаждение» (5,3); «уверенность в себе» (5,2). У подростков прослеживается тема отчаяния и боли из-за разлуки с родными.

Рис.4. Статистически значимые различия социальных показателей среди 1 и 2 группы по методике «Ценностный опросник»

Результаты исследования свидетельствуют о том, что для несовершеннолетних правонарушителей не характерно стремление планировать свою жизнь, менее выражено стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Правонарушители воспринимают свою жизнь как насыщенную внешними событиями, сопровождающуюся ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с внешними обстоятельствами.

Формирование ценностных ориентаций — это становление личности несовершеннолетнего, совершенствование его сознания, психологии, восприятие и принятие общественных идеалов. Вот почему систему ценностных ориентаций нельзя рассматривать как нечто навсегда сформировавшееся и неизменное. Она динамична и подвижна, отражает изменения, происходящие во взаимоотношениях личности со средой.

Литература:

1.      Антонян Ю. М. Причины преступного поведения. — М.,1992. — 62 с.

2.      Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Консорциум Социал. Здоровье России, 1993. — 198 с.

3.      Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь,2004–70 с.

4.      Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 487 с.

5.      Миллер А. И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. — Киев, 1985–149 с.

6.      Тузов А. П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. — Киев, 1982. — 198 с.

7.      Статистические данные правонарушений по России // URL://http://www.gks.ru (дата обращения: 20.05.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle