Библиографическое описание:

Емелин В. Н., Ведякова И. В. Некоторые аспекты социального аудита // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 463-465.

В настоящее время социальный аудит служит одним из механизмов системы управления, а также способом мониторинга, предназначенным для наблюдения за сферой социально-экономических отношений. Главной и универсальной целью социального аудита является повышение эффективности управления социальными отношениями, методами социального диалога на основе независимого и объективного аудиторского обследования социально-экономических отношений.

Для проведения социального аудита, руководство предприятие приглашает специалистов для проведения обследования. Они, опираясь на соответствующие информационные технологии, осуществляют аудит соответствия профессиональных качеств менеджера его функциям, заработной платы — трудовому законодательству, условий труда — нормам безопасности и экологическим условиям и т. д. Это помогает вскрыть причины социальной напряженности, узнать мнение персонала о своих руководителях. Результаты социального аудита позволяют руководителю предприятия наметить и обосновать программу поддержания в нормальном состоянии системы социальных отношений.

Составной частью социального аудита является аудит расчетов с персоналом предприятия по оплате труда. Эту работу можно разделить на три последовательных этапа.

На первоначальном этапе проводится аудит соблюдения законности трудовых отношений. Осуществляется проверка наличия и правильности оформления локальных нормативных актов, приказов о приеме на работу, приказов об увольнении работника, трудовых договоров.

Следующим этапом аудиторской проверки является аудит правильности начисления заработной платы (проверка правильности применения сдельной, повременной и иных систем оплаты труда), тарифных ставок, сдельных расценок и выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Заключительным этапом является аудит полноты и правильности раскрытия информации о затратах труда и заработной плате в финансовой отчетности, т. е. осуществляется сверка показателей финансовой отчетности с регистрами синтетического и аналитического учета по оплате труда.

Аудитор при проверках прежде всего исследует обязательные документы кадрового учета, а также документооборот по заработной плате: расчетные листки, лицевые счета работников, платежные ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера, реестры к платежным ведомостям в случае перечисления выплаты зарплаты на карточки работников и др.

Актуальность рассматриваемых проблем связана с наличием просроченной задолженности по заработной плате, которая характеризуется следующими фактами.

Таблица 1

Просроченная задолженность организаций по заработной плате работников за 2005–2012 гг. (млн. рублей) [2].

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего по обследованным видам экономической деятельности

5756

4159

2668

4674

3565

2400

1766

1560

Сельское хозяйство, охота и лесозаготовки

1778

1112

495

539

264

216

176

167

Рыболовство, рыбоводство

110

88

37

7

7

12

2

1

 Добыча полезных ископаемых

144

220

197

275

103

96

87

67

Обрабатывающие производства

1955

1083

833

1840

1690

1234

778

785

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

521

695

465

295

83

151

99

66

Строительство

346

215

114

518

416

343

346

266

Транспорт

316

266

205

860

773

234

175

100

Управление недвижимым имуществом

259

195

95

67

50

39

26

24

Научные исследования и разработки

190

110

112

188

150

61

60

69

Образование

34

52

45

44

9

8

4

4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

30

60

56

27

8

3

4

4

Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность

67

56

8

11

6

2

6

2

Деятельность в области культуры

6

7

6

3

6

1

3

5

По данной таблице видно, что наибольшая задолженность организаций по заработной плате составляет в обрабатывающих производствах, которая в 2012 году уменьшилась по сравнению с 2005 годом, но остается достаточно высокой.

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 апреля 2014г. составила 2546 млн. рублей, или 99,1 % общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 марта 2014г. она снизилась на 98 млн.рублей (на 3,7 %). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 23 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 марта 2014г. на 2 млн.рублей (на 10,6 %), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 0,1 млн.рублей, и снизилась по сравнению с 1 марта 2014г. на 7 млн.рублей (в 62 раза), бюджетов субъектов Российской Федерации составила 13 млн.рублей (увеличение на 9 млн.рублей, или в 3,7 раза), местных бюджетов — 10 млн.рублей (снижение на 0,4 млн.рублей, или на 3,8 %).

Аудитор обязательно должен проверить выплату денежных сумм по оплате труда, по оплате отпуска в установленный срок (не позднее чем за три дня до наступления периода отпуска), а также случаи невыплаты расчетных сумм в день увольнения работника.

При этом следует отметить, что денежные суммы считаются выплаченными не с момента отправки расчетных документов в банк, а с момента получения их именно работником. Особенно важно это учитывать в случаях, когда зарплата перечисляется на индивидуальный карточный счет работника в банке.

Работодатели, устанавливая в правилах внутреннего трудового распорядка дни выплаты заработной платы, часто считают своей обязанностью выплатить заработную плату в срок выполненной работы, если бухгалтерия работодателя направляет в банк расчетные документы в указанные для выдачи зарплаты дни. При этом образующаяся несвоевременная выплата причитающихся работнику сумм по оплате труда грозит не только компенсацией в полном объеме, но и привлечением работодателя к административной ответственности.

Поскольку социальный аудит имеет комплексный и многосторонний характер, инициаторами и заказчиками его проведения могут выступать практически все участники социально-экономических отношений. Это определяется такой принципиально важной особенностью российской модели социального аудита, согласно которой он рассматривается как инструмент системы социального партнерства. Включенность российского социального аудита в систему социального партнерства значительно расширяет круг заказчиков обследования социально-экономических отношений.

Так, если в зарубежном социальном аудите заказчиками в основном являются собственники и руководители предприятий или организаций, то в контексте системы социального партнерства заказчиками в российской модели социального аудита, кроме работодателей, могут выступать также службы управления персоналом, работники организации, профсоюзы, органы власти и неправительственные организации [3].

Социальный аудит можно определить как инновационный инструмент менеджмента, заключающийся в оценке социальных отношений внутри организации и вне ее, который позволяет провести анализ факторов социальных рисков организации и выработать предложения по минимизации их воздействия. Социальными рисками могут быть, например, риски, связанные с охраной труда. В современных условиях особенно уделяют внимание на состояние охраны труда. Так, с 1 января 2014 года был принят Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Суть его состоит в том, что каждый работодатель в обязательном порядке раз в пять лет должен провести специальную оценку условий труда на каждом рабочем месте, кроме рабочих мест надомников и дистанционных работников. Специальная оценка условий труда являетсяединым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников [1].

Цель этой оценки — выяснить, в каких условиях трудятся люди, какие вредные факторы и каким образом влияют на человека. Такую работу осуществляют только специальные аккредитованные компании.

Также следует выделить аудиторские риски при расчетах с персоналом по заработной плате:

-          отсутствие коллективных и трудовых договоров;

-          отсутствие заявлений работников о предоставлении им льгот по НДФЛ;

-          необоснованное списание на себестоимость продукции для целей налогообложения расходов на обучение, подготовку и переподготовку кадров;

-          начисление доплат, надбавок и иных выплат работникам, не указанных во внутренних локальных актах и трудовых договорах (контрактах);

-          невключение в базу для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выплат работникам, производимых за счет собственных средств организации (материальная помощь, премии, доплаты, оплата питания и т. д.);

-          оформление отпуска, выплата суточных и компенсаций работникам, выполняющим обязанности по договорам гражданско-правового характера;

-          многократное заключение гражданско-правовых договоров с одним и тем же физическим лицом на оказание одной и той же услуги в течение длительного периода времени.

Чтобы устранить вышеперечисленные нарушения, аудитор должен детально проанализировать первичные документы, убедиться в полной взаимоувязке формулировок, показателей и цифровых значений в конкретных документах. Их следует проверять как по форме, так и по существу, а также производить арифметический контроль данных, отраженных в первичных документах. Таким образом, особенности методики аудита расчетов по оплате труда обусловлены большим количеством нормативных актов и документов по учету заработной платы, постоянно меняющимся законодательством в области расчетов с персоналом, что требует их учета при проведении проверки. Все это позволит повысить качество аудита по данному направлению учета, а также прочих услуг в области аудиторской деятельности.

С каждым годом все больше возрастает роль социального аудита, который позволяет повысить прибыльность организации за счет выявления ее резервов внутрифирменных социально-трудовых отношений. Результатом аудиторской проверки является снижение рисков при проверках контролирующими органами, снижение конфликтных ситуаций с работниками. Все это говорит о том, что социальный аудит является одним из основных инструментов эффективного управления предприятием.

Литература:

1.                  Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2.                  Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/

3.                  В. Р. Мешков: Социальный аудит: российская практика // Общество и экономика: [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.finanal.ru/006/sotsialnyi-audit-rossiiskaya-praktika?page=0,0

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle