Библиографическое описание:

Зубарева А. Н. О поддержке инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 672-675.

Перспективы экономического роста России в первую очередь связаны с совершенствованием научной и технической базы и выходом на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией, усилением степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики, налаживанием системы правового регулирования инновационной деятельности [8].

Государственная поддержка инновационной деятельности как одно из ключевых направлений государственной инновационной политики является важнейшим условием на пути инновационного развития общества. Понятие «государственная поддержка инновационной деятельности» на уровне субъектов РФ трактуют по-разному.

В одних законах субъектов РФ государственная поддержка инновационной деятельности понимается, как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, например, Архангельская, Нижегородская, Орловская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Алтайский край, Республика Карелия.

В других субъектах РФ используется определение «меры поддержки инновационной деятельности», подразумевающая совокупность законодательных, экономических и организационных действий органов государственной власти субъекта РФ, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, например, Чеченская Республика, Саратовская область, Самарская область.

Основными формами государственной поддержки инновационной деятельности являются:

1)      Предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей.

Одной из наиболее значимых и приоритетных мер государственной поддержки инновационной деятельности является налоговое стимулирование, направленное на поощрение исследований, развитие науки и технологий, создание благоприятного инновационного климата. Налоговое стимулирование доказало свою эффективность в ведущих мировых державах, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики. Отдельные мероприятия в данном направлении принимаются и в нашей стране. Подтверждением этому являются нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение налоговых льгот, распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

В частности, для отдельных категорий субъектов инновационной деятельности налоговое законодательство предусматривает предоставление определенного вида налоговых льгот исходя из особого (специального) характера их деятельности. Например, ст. 9 Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» предусмотрено дополнение части второй Налогового кодекса РФ ст. 145.1, в которой для участников проекта установлено освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет. [1]

Представляется, что прямое указание на осуществление государством поддержки инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей способствует дальнейшему развитию и совершенствованию правовых механизмов финансового стимулирования и обеспечения инновационной деятельности.

2)      Предоставление образовательных услуг.

С учетом главенствующей роли научных знаний в инновационных процессах стали предъявляться более высокие требования к уровню квалификации работников, качеству подготовки кадров.

На первом месте сегодня стоит подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, формирование у работников умений вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе.

3)      Предоставление информационной поддержки.

Научно-техническая и инновационная деятельность, как никакие другие виды деятельности, нуждаются в соответствующем информационном обеспечении. Информация о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, информация о рыночной конъюнктуре в соответствующих сегментах, о патентах и ноу-хау, о предложениях на научно-технические и экспериментальные услуги является стратегически важным ресурсом в руках ее обладателя. Все это свидетельствует о важности создания и развития различных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, и на этой основе осуществления полноценного информационного обеспечения и информационной поддержки инновационной деятельности.

4)                 предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации также играет немаловажную роль на пути стимулирования инновационной деятельности. Проектный подход к развитию инноваций предполагает сложность многих организационных аспектов, что с неизбежностью требует квалифицированной помощи в документальном оформлении инновационного проекта.

5)                 Формирование спроса на инновационную продукцию.

Экономика в ее современном виде, основанном на рыночном подходе, сосредоточена на строго рациональных позициях соотношения доходов и расходов, организации общественной деятельности, направленной на получение прибыли.

Несомненно, государство, реализуя свою экономическую функцию, применяя властно-распорядительные рычаги управления, участвует в формировании спроса на рынке. В особенности это актуально для рынка интеллектуальных благ, рынка инновационной продукции, опыта формирования которого пока объективно недостаточно, и требуются специальные механизмы для его активного развития и функционирования.

Это может служить ориентиром при разработке правотворческих актов, с одной стороны, представляет самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой — самостоятельное средство государственного регулирования инновационных отношений наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера.

6)      Финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал).

Предоставление мер финансовой поддержки является важным и действенным стимулом на пути развития инновационной деятельности. Отдельные мероприятия в этом направлении уже активно реализуются в нашей стране. Например, грантовая поддержка. Предоставление гранта легализует поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок и осуществляется путем предоставления денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов в установленном порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Так, Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» учреждены гранты Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Выделение грантов Правительства Российской Федерации осуществляется в форме субсидий, предоставляемых российским образовательным учреждениям высшего профессионального образования, на базе которых будут осуществляться научные исследования.

Кроме того, предоставление денежных средств в форме грантовой поддержки предусматривается и ведомственными нормативно-правовыми актами. Необходимо подчеркнуть, что финансовая поддержка инновационной деятельности является одной из наиболее действенных и эффективных форм содействия развитию инновационной деятельности, и именно ей должно отводиться основное внимание со стороны государственных структур.

Большинство законов субъектов Российской Федерации приводят формы государственной поддержки инновационной деятельности в соответствие с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

При этом, следует отметить активность региональных органов государственной власти в создании правовых основ государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Особое значение среди перечисленных мер государственной поддержки, так же как и на федеральном уровне, придается вопросам льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности. Определение в региональном законодательстве налоговых мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности основывается на закрепленных в Налоговом кодексе РФ возможностях снижения налоговых ставок налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации [7].

Опыт зарубежных государств показывает, что эта форма поддержки одна из наиболее эффективных. «Исследования показывают, что налоговые меры в той форме, которая была применена в США, Канаде или Австралии, оказали довольно сильный стимулирующий эффект, и предприятия отреагировали на уменьшение цены НИОКР увеличением затрат на них. Например, в США оказалось, что сколько средств государство недополучило в виде налогов, которыми можно было бы финансировать подобного рода деятельность, примерно столько же фирмы вложили дополнительных средств на проведение НИОКР. Аналогичные примеры можно привести по другим странам. В целом до 40–60 % необлагаемой прибыли корпораций направляется в сферу НИОКР на обновление производства, основных фондов» [4]. Преимущества данной формы поддержки проявляются в том, что... «налоговое стимулирование является наиболее реальной альтернативой государственному бюджетному финансированию. Кроме того, эта форма стимулирования является наиболее простой и универсальной, а также нейтральной, с точки зрения коррупциогенности» [5].

Ряд субъектов РФ имеют отдельные законы о государственной поддержке инновационной деятельности, (Калужская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Алтайский край, Свердловская область) другие включают поддержку в законы об инновационной деятельности (Омская область, Курганская область, Кемеровская область, Республика Дагестан, Пензенская область) и инновационной политике. (Новосибирская область, Орловская область).

Следует отметить, что в большинстве законов субъектов РФ говорится о формах государственной поддержки, (Самарская область, Брянская область Мурманская область и др.) есть упоминание о мерах, Нижегородская область, Республика Башкарстан) о направлениях (Пензенская область), о формах и условиях, (Иркутская область, Республика Татарстан) о формах и мерах (Республика Коми) при этом содержания данного перечня в целом совпадает. Также следует, что не существует единообразия в определение категории, определяющей содержание данной совокупности действий органов государственной власти субъектов РФ.

Встречаются в некоторых субъектах Российской Федерации формы государственной поддержки, которые по сути, не являются таковыми. Например, закон Омской области от 13 июля 2004 года N 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области» к государственной поддержке инновационной деятельности относит разработку, утверждение и реализацию целевых программ Омской области в соответствии с федеральным и областным законодательством; контроль за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на организацию и осуществление инновационной деятельности; проведение аккредитации инновационно-технологических центров. Данные формы являются полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Другими словами, имеет место подмена категорий: полномочия, а по сути, обязанности органов власти рассматриваются как формы государственной поддержки.

В некоторых субъектах Российской Федерации в качестве формы государственной поддержки указывается и создание инновационных и венчурных инновационных фондов. (Архангельская область, Нижегородская область, Республика Коми, Самарская область). Подобные фонды могут финансироваться как из регионального бюджета, так и из негосударственных источников, следовательно, данную форму поддержки нельзя считать в чистом виде государственной.

Анализ законодательства выявил проблему классификации форм государственной поддержки. В большинстве законов субъектов Российской Федерации формы государственной поддержки не систематизированы, а приводится лишь их перечень.

Существуют лишь несколько субъектов, где формы государственной поддержки разграничиваются. Например, в законе Нижегородской области устанавливаются различные меры государственной поддержки: для субъектов инновационной деятельности и для субъектов инфраструктуры инновационной деятельности на ее территории. Закон Самарской области предусматривает формы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности (ст. 11) и государственной организационной поддержки инновационной деятельности (ст. 12).

Необходимо отметить, в получении государственной поддержки наличие административных барьеров. В большинстве законов субъектов РФ государственная поддержка предоставляется тем субъектам инновационной деятельности, инновационные проекты которых прошли экспертизу или экспертизу и конкурсный отбор либо кто имеет аккредитацию.

При отсутствии соответствующего качества правовой регламентации, прозрачности и открытости проводимых процедур данный подход уязвим для коррупционных проявлений. В то же время те субъекты инновационной деятельности, которые не прошли экспертизу, конкурсный отбор, остаются без государственной поддержки. Они могут рассчитывать на формы, которые не требуют бюджетного финансирования, а это, например, такая форма государственной поддержки, как нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности.

Такая форма государственной поддержки, как предоставление налоговых льгот, в ряде субъектов РФ предоставляется лишь при условии прохождения экспертизы, аккредитации субъекта инновационной деятельности. Некоторые авторы считают, что предоставление налоговых льгот субъектам инновационной деятельности уменьшит размеры налоговых поступлений в соответствующие бюджеты. Субъекты, желающие уменьшить размеры уплачиваемых налогов, применяют различного рода «серые» налоговые схемы минимизации и оптимизации налогообложения, сомнительным образом обналичивают денежные средства с расчетных счетов организаций. Злоупотребления правами в сфере налоговых правоотношений существуют вне зависимости от наличия или отсутствия налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности. Следовательно, опасения по уменьшению налоговых поступления в бюджеты является малоубедительным [5].

Таким образом, на сегодняшний день региональное законодательство в инновационной сфере демонстрирует большое разнообразие в вопросах определения форм государственной поддержки инновационной деятельности. Организация системы государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации находится в стадии формирования. Существующие проблемы административно-правового характера (определение понятия государственной поддержки инновационной деятельности; выявление наиболее значимых их форм, классификации; ограниченный доступ к предоставлению государственной поддержки; наличие административных барьеров в ее получении) уменьшают эффективность организации системы государственной поддержки инновационной деятельности.

Литература:

1.         Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

2.         Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

3.         Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования»

4.         Ашихин А. Н., Смирнов Ю. Г., Чернуха А. В. Состояние инновационной политики в зарубежных странах и РФ. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2009. — С. 23.

5.         Буртовой М. Ю. Административно-правовое регулирование инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2011. — С. 32.

6.         Васильев С. В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности: автореф. дис.... канд. юрид. наук. -М., 2009. — С. 14.

7.         Грибанов Д. В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве/ Д. В. Грибанов Д. В.// Бизнес, Менеджмент и Право. — 2013. — N 1.

8.         Друева А. А. Государственное стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2012. № 3. С.4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle