Библиографическое описание:

Кононова С. И., Цветкова М. В. Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 798-801.

Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужней и дороже, нежели обогащение разными знаниями.

Я. Корчак.

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности. Толерантность, как известно, является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность его вхождения в общество, т. е. результат его социализации.

Толерантность понятие широкое. Она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному взаимодействию представителей разных социальных групп. В современной отечественной педагогике феномен толерантности трактуется БВ. Вульфовым как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни».

Так как адаптация человека обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции, то можно заключить, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека.

Существуют несколько видов толерантности:

-          межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку;

-          социальная — к конкретной группе, обществу;

-          национальная — к другой нации;

-          веротерпимость — к другой вере;

-          коммуникативная толерантность — это степень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Коммуникативная толерантность как черта человека собирательная, в ней находят отражение:

-          факторы воспитания,

-          опыт общения, культура,

-          ценности,

-          потребности,

-          интересы,

-          установки,

-          характер,

-          темперамент,

-          эмоциональный стереотип поведения,

-          особенности мышления.

Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что является наиболее значимым в педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.

Толерантность — это искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность — это не уступка и снисхождение, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Ребенок с выраженными нарушениями интеллекта, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для успешного развития. На начальном этапе обучения происходит обогащение эмоциональной сферы ребенка и ее развитие в сторону большей осознанности, сдержанности, произвольности.

В данном возрасте значительные изменения происходят и в волевой сфере личности. В целом в волевых поступках учащихся начальной школы большую роль играют чувства, которые часто становятся мотивами поведения. Развитие воли происходит в постоянном взаимодействии. В процессе обучения и воспитания волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплинированность.

Межличностные взаимоотношения учащихся начальных классов с выраженными нарушениями интеллекта первоначально развиваются как функционально-ролевые. Дети ревностно относятся не только друг к другу, но и к отношениям учителя и своего одноклассника. Что проявляется не только в отношении ребенка к определенной ситуации, но в отклонениях в поведении (вплоть до агрессии, негативизма, отказа от общения с другими). С накоплением опыта дети больше начинают подмечать характеристики — доброту, честность, товарищество. Но дети, со сложными интеллектуальными нарушениями данные характеристики применяют только в отношении себя. Поэтому учителю-дефектологу, в первую очередь, необходимо научить детей данной категории считаться с желанием окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать свое мнение.

Ребенок младшего школьного возраста с выраженным нарушением интеллекта не способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Поэтому мы привлекаем старших школьников, у которых уже прослеживается смысловая основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок среднего школьного возраста с нарушениями интеллекта почти способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения будет соответствовать определенным нормам и приведет к поставленной цели. И поэтому, важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях.

Ребёнок развивается, познавая окружающий мир, а школьное обучение — одна из ведущих форм познания окружающего. Поэтому уроки организовываются таким образом, чтобы максимально создать оптимальные условия для развития познавательной активности, обеспечивая каждого ученика заботой и вниманием.

На основании выше сказанного мы решили провести эксперимент, в котором акцентировали свое внимание на том, что настоящая терпимость — признак силы, а не слабости человека. Так как терпимость — это признание реальных различий между людьми в сфере достижений и мировоззрений, то она стремится сохранить нечто более важное в человеческих отношениях. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости.

Актуальность нашего эксперимента ориентирована на решение главной проблемы — повышение качества обучения и воспитания детей с выраженными нарушениями интеллекта и попыткой разработать комплексно-коррекционный подход при формировании коммуникативной толерантности, позволяющий обеспечить дальнейшее гармоничное развитие детей в процессе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности.

Мы выделили следующие направления формирования знаний о толерантности у учащихся с выраженными нарушениями интеллекта:

-          знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

-          необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми;

-          понимание детьми принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

-          понимание учащимися принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).

Следовательно, цель эксперимента — это создать цикл уроков, который будет основываться на важнейшем дидактическом принципе развивающего обучения и строиться на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.

Ведущие задачи:

1.                 Создать:

-          благоприятные условия для полноценного общения учащихся;

-          условия для развития предметной деятельности

2.                 Обогатить связи учащихся 0-го и 6-ого классов с окружающим миром.

3.                 Развить интерес к доступным пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности.

4.                 Содействовать:

-          появлению у учащихся с выраженными нарушениями интеллекта предпосылок позиции субъекта деятельности (инициативное целеполагание, целенаправленную деятельность при элементарном контроле, достижение результата);

-          развитию элементов связной речи;

-          развитию личности ребёнка: самостоятельности в разных видах деятельности; коммуникативной толерантности; элементарной инициативности, способности управлять своим поведением на основе усвоенных правил.

5.                 Побудить каждого ребёнка к доброжелательным отношениям со сверстниками, старшими и младшими.

6.                 Взаимодействовать с родителями и специалистами с целью развития педагогической рефлексии для полноценного развития каждого ребёнка.

7.                 Воспитать интерес к трудовым действиям, поощрять желание, выполнять их самостоятельно,

8.                 Подготовить к жизни в современном обществе.

По отношению к ученикам 0-го класса основные цели коррекционно-педагогической деятельности состоят в том, что у детей необходимо вызвать и поддерживать интерес к учебному процессу, ориентировать их на содержательные моменты школьной действительности, на принятие образа «хорошего ученика».

В ходе этого эксперимента ученики шестого класса (под наблюдением педагога и с его необходимой помощью) стали готовить для младших задания разного типа (тренировочные, игровые и т. д.) и организовывать их выполнение на уроках математики, письма, чтения, ручного труда и др. После проведения таких «уроков» учителя-дефектологи обсуждали с шестиклассниками, что получилось по сравнению с тем, что было ими задумано, что — пока не получилось, какую дальнейшую работу надо провести и как это сделать.

Постепенно, помогая младшим школьникам в подготовке к урокам, шестиклассники стали заглядывать в их тетради, отвечать на вопросы, появляющиеся у тех. Оказалось, что ученики 0-го класса (не следует забывать, что у всех детей отмечается выраженные нарушения интеллекта) с повышенным вниманием относятся к замечаниям, объяснениям, вопросам учеников 6 класса. А те очень гордятся тем, что к ним прислушиваются, относятся с уважением.

Педагогический эксперимент по отношению к шестиклассникам ставит цели по созданию условий для развития у них:

-          эмпатии (как понимания чувств других людей, сопереживание и содействие им),

-          рефлексии, для систематизации знаний, полученных в начальной школе, а также для адекватного использования речевых средств при решении различных коммуникативных задач (построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи и др.).

При наблюдении мы отметили, что у учеников начальной школы начали развиваться познавательные и коммуникативные способности, потребность в вербальном (речевом) общении и, что чрезвычайно важно, младшие на примере старших начинают приобщаться к нравственному началу.

Разработанные уроки позволили создать условия, в которых дети стали испытывать определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывают испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогло детям прийти к выводам (конечно, при помощи учителя), которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время учебной и внеклассной деятельности, дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания дает учитель-дефектолог, который управляет коррекционно-педагогическим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения.

В основном уроки проводятся в игровой форме, а задания объединены общей лексической темой. Они позитивно настраивают детей, приучают их к самостоятельности, помогают максимально познать окружающий мир, развивают восприятие, мышление, внимание, память, формируют навыки культурного поведения, воспитывают полноценную и разностороннюю личность.

Опираясь на современные требования министерства образования, мы обязательно учитываем и индивидуальные особенности каждого ребенка, не забываем о необходимости развития личности ребенка, его психологическом комфорте, эмоциональном благополучии.

В настоящее время учителя-дефектологи нашего учреждения и многие наши коллеги единодушно признали, что нравственное воспитание как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. То есть, взаимодействие — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Где начинают проявляться особенности мышления ребёнка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.

В процессе нашей коррекционно-педагогической деятельности мы подтвердили правило, что свобода и самостоятельность детей в общении сочетается со строгим, безоговорочным подчинениям правилам общения. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания общения, его задач.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценным бывает общение (особенно педагогически направляемое) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим находить партнёров, ставить цель и выбирать средства для реализации общения. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребёнка, его привычки, интересы, представления об окружающем мире, различные умения, например умение, самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными правилами и нормами поведения, или умение самостоятельно организовывать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения поставленных задач.

При вполне благополучном или, как говорят, положительном общении могут проявляться (и явно, и скрыто) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения. Поэтому столь актуальным для учащихся с выраженными нарушениями интеллекта является проблема использования взаимодействия в общении в целях всестороннего воспитания, и в свою очередь формирования нравственной стороны личности. Например, общение, в котором учащиеся воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Обсуждая вопрос о взаимодействии как форме организации учебной и внеклассной жизни детей справедливо подчёркнуть: для того, чтобы нравственные нормы выполнялись учениками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных взаимоотношений следует подготовить внешнюю среду для их усвоения. Такая психолого-педагогическая среда создаётся путём надлежащей организации практики взаимоотношений детей, как в процессе учебы, так и в других видах деятельности.

В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, ученики приобретают положительный социальный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как отчётливо осознают высокие моральные принципы.

Важным этапом в развитии взаимодействия детей с выраженными нарушениями интеллекта в разных классах является проведение совместных уроков, внеклассных мероприятий. Предложенная система обучения на уроках способствует повышению уровню развития детского взаимодействия. Только совокупностью формирования всех видов деятельности — общения, труда, образования можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребёнка. В основе такого подхода лежит принцип целенаправленного воздействия на межличностное общение учащихся, установления связи между его содержанием и содержанием коррекционно-развивающей работы, где педагог-дефектолог выступает не только в роли обучающего, но и в роли организатора.

Литература:

1.         Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Собр. соч. Т.5. М., 1982.

2.         Гаурилюс А. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем окружении у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1995, № 2.

3.         Келлер Т. Кемпхильские общины в Великобритании // Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

4.         Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997.

5.         Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб., 2000.

6.         Школьникова Н. Н. Система развития коммуникационного поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. М., 1993.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle