Библиографическое описание:

Леонов В. В., Краснов А. М., Коростелева Н. А. Актуальность практического использования дистанционных образовательных технологий в вузах Казахстана с целью повышения качества образовательных услуг // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 814-817.

Статья посвящена проблеме эффективности и продуктивности практического использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования Республики Казахстан. Обоснованы преимущества использования дистанционного обучения в вузах с целью повышения качества образовательных услуг.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные услуги.

Традиционная система высшего образования удовлетворяла социальный заказ индустриального общества, и продолжает справляться с этой задачей в настоящее время. Однако модернизация системы высшего образования в условиях формирующегося информационного общества должна развиваться в различных направлениях, в том числе в направлении создания и развития специфических образовательных услуг, призванных обеспечивать потребности населения в формировании стартового капитала, вертикальной мобильности, получении востребованных знаний и умений. К таким образовательным услугам относится дистанционное образование (ДО), в том числе и сами дистанционные образовательные технологии (ДОТ) [1].

Общепризнанно, что уровень качества образовательных услуг еще существенно отличается в различных вузах и регионах Казахстана, что отражается на социально-экономической эффективности системы высшего образования в целом. Широкое использование новейших образовательных дистанционных технологий позволит выровнять неравенство качества образования в вузах РК. Создание эффективных систем дистанционного обучения создает условия социальной доступности качественному образованию для значительной части населения, содействует решению проблемы образования для людей, которые по различным причинам не могут воспользоваться услугами очного обучения. Особенностью получения дистанционного образования являются возможность построения индивидуального учебного плана, многовариантность выбора траектории образования и снижения тарифов на образовательные услуги [2].

Ключевым понятием данной публикации является понятие дистанционного обучения. Изучение научной литературы, словарей и энциклопедий стало основанием для вывода о том, что в настоящее время нельзя говорить о дистанционном обучении как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине в истории педагогической практики. Понятия «дистанционное обучение», «дистанционное образование» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению материала, а также в процессе обучения [3,4]. Дистанционное обучение и развитие современной техники и технологий неразделимы: одно способствует развитию другого. В настоящее время студент, где бы он ни жил, может учиться по программе практически любого западного университета, не выезжая из своей страны. Образование становится общемировым, опережая процессы политического и экономического объединения, происходящие в мире [5].

Сейчас практически во всех отечественных вузах ведутся различные разработки программ дистанционного образования. Такие программы обеспечивают удаленный доступ к учебным методическим материалам, после изучения которых, студент может проверить полученные им новые знания. По результатам ответов на вопросы студенту предлагается перейти на следующий уровень или сообщается, что его подготовка оставляет желать лучшего. В точных науках вопросы оценки знаний решаются относительно просто — здесь вполне оправдано тестирование, а вот в гуманитарных, конечно, нужен текст ответа. Имеющийся опыт внедрения ДОТ в систему высшего образования говорит о том, что контроль лучше проводить очно, как он проводится при заочной форме обучения.

Один из наиболее приемлемых, на наш взгляд, вариантов ДО, заключается в том, что к студенту поступает методическое обеспечение курсов, которое он изучает, а после сдает экзамен. Другой метод — информация выкладывалась на сервер, люди ее изучали и, допустим, через две недели должны были написать определенную контрольную. Так, блоками, они проходили всю программу, и в конце организаторы назначали время, в которое они сдают экзамен [6]. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, независимо от месторасположении. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения [7].

В своем историческом развитии дистанционное образование реализовало три стадии обмена информации с обучаемыми: с помощью обычной почты (обмен бандеролями), кейс-технологий, сетевых технологий (телекоммуникации, e-mail, Internet и др.) [8]. Цель развития ДОТ в будущем состоит в том, чтобы из любой точки земного шара, где организован процесс обучения по дистанционным образовательным технологиям, обеспечить доступ к информационным ресурсам, которые расположены в любой другой точке планеты. Можно предположить, что дистанционная форма обучения в скором будущем станет такой же привычной формой обучения как очная или заочная форма. При этом качество дистанционного обучения растет стремительными темпами и скоро сравняется и, может быть, даже превзойдет качество очной формы обучения [6].

В исследованиях ученых [3,4] дискуссионным является вопрос, можно ли считать дистанционное обучение (в некоторых источниках, дистанционное образование) альтернативой существующей системы очного и заочного обучения и каким образом осуществить в современных условиях переход от сложившихся образовательных традиций к новым формам и методам, заложенным в дистанционном обучении. Дистанционное образование (от лат. distantia — расстояние) — международный термин, трактуемый как «образование на расстоянии, обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и поэтому не вступающих в постоянный контакт с его преподавательским составом. На основе этого определение дистанционное образование можно трактовать самостоятельное образование (самообразование), в отличие от самообразования как такового включающее в себя в той или иной форме обратную связь с преподавателем (образовательным учреждением) [8].

Полат Е. С. [6] считает, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность, причем не только между преподавателем и обучающимися, но и между обучающимися, независимо от того, на каком носителе расположено основное содержание обучения (в сетях или на CD). Взаимодействие осуществляется на основе компьютерных телекоммуникаций. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим образовательным программам), с тем же содержанием. Но формы изучения материала, формы взаимодействия педагога и обучающихся, а также обучающихся между собой будут иными. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания. В идеальном случае дистанционное обучение: предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности; обеспечивает широкий доступ к отечественным и мировым образовательным ресурсам; предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей. Кроме того, для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных программ с использованием в полном объеме ДОТ необходимо, кроме прочего, наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде [9].

Господарик Ю. П. [10] считает, что формирующаяся сегодня модель дистанционного обучения, в создании которой активное участие принимают колледжи и вузы, является, скорее, разновидностью заочного обучения, только с использованием компьютерных телекоммуникаций. В этой модели курсы дистанционного обучения представляют собой набор лекций, отправляемых пользователю порциями или целиком для самостоятельного изучения. Получив учебные материалы, пользователь (студент, абитуриент) работает с ними дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. При этом учитываются индивидуальный стиль деятельности, способности и потребности пользователя, который может изучать учебные курсы в любой последовательности.

Под качеством образования на современном этапе в педагогической энциклопедической литературе понимается индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг. Процесс обучения можно отнести к таким образовательным услугам. Тогда под качеством обучения следует, видимо, понимать такую организацию взаимодействия преподавателя и студентов, т. е. учебного процесса, который соответствовал бы основным принципам используемой концепции обучения, отражающей запросы современного общества и прогнозируемые компетенции, которыми должны обладать выпускники образовательного учреждения, чтобы быть конкурентноспособными в обществе [11].

Качество образования определяется степенью достижения обозначенных целей на каждой ступени обучения, в каждом образовательном учреждении. Показатели рациональности использования современных ДОТ характеризуют их влияние на достижение целей обучения, на полноту информационного обеспечения учебного процесса [12].

Для удовлетворения спроса на высшее образование в РК, в основном на знаниях при традиционной технологии, необходимо количество вузов и преподавателей увеличить практически на порядок. Таких нагрузок по росту капитальных вложений не выдержит никакая экономика. В таких странах, как Казахстан, обладающих огромной территорией при низкой плотности населения, невозможно непрерывно отрывать от рабочих мест для обучения значительную часть экономически активных граждан.

Таким образом, дистанционное образование, органически вписываясь в систему непрерывного профессионального образования РК, отвечает принципу гуманистичности, в соответствии с которым все должны иметь возможность в получении образования. Поэтому, особое внимание, при обосновании преимуществ использования ДОТ, следует уделить определению потенциальных потребителей дистанционного образования.

В настоящее время в дистанционной форме получения образования нуждаются следующие группы населения: лица, всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров; лица, желающие приобрести новые знания или получить высшее образование по сокращенной форме; обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы; лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий; лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях [13]. Для успешной реализации ДОТ в системе высшего сокращенного образования, выделяют следующие необходимые условия: доставку учебной информации учащемуся; осуществление обратной связи с преподавателями; обеспечение дистанционной групповой работы, где это необходимо.

На основе выше изложенного, выделим преимущества практического использования дистанционных образовательных технологий в высших учебных заведениях с целью повышения качества образовательных услуг:

1.                  Гибкость: обучаемые в системе дистанционного образования в основном не посещают регулярных занятий, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Обучаемый имеет возможность на организацию своего обучения в необходимом временном ритме, необходимом ему для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

2.                  Модульность: в основу программ дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

3.                  Параллельность: обучение может проводиться с одновременным осуществлением профессиональной деятельности или учебной в другом заведении.

4.                  Асинхронность: процесс обучения, осуществляемый с использованием дистанционных технологий, протекает по удобному для обучающего и обучаемого расписанию или графику независимо от времени.

5.                  Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50 % дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

6.                  Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении.

7.                  Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в дистанционном образовании используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества дистанционного образования, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы образования.

8.                  Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения — эта совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучаемым в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

Перечисленные характеристики дистанционного обучения четко и ясно обозначают преимущества этого вида обучения перед традиционной образовательной практикой, создают предпосылки к широкому использованию возможностей ДОТ в системе высшего образования Казахстана по сокращенной форме обучения.

Внедрение ДОТ в образовательный процесс позволяет решить ряд задач, возникающих перед высшими учебными заведениями. К первоочередным среди них можно отнести: 1) обеспечение равного доступа молодым людям к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья; 2) обеспечение гибкости системы образования, выражающейся в ее организации с учетом индивидуального графика занятий обучаемого; 3) обеспечение возможности получения «образования через всю жизнь»; 4) устранение проблем региональных вузов, заключающихся в снабжении регионов квалифицированными инженерными кадрами в соответствии с изменяющейся стратегией развития самого региона.

Литература:

1.      Густырь A. B. К определению терминологического стандарта открытого и дистанционного образования // Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования. Материалы конф. — М.: МЭСИ, 2001.

2.      Атаян А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества.- М, 2004.

3.      Андреев A. A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / A. A. Андреев. М., 1999.

4.      Ловцов Д. А. Адаптивная система индивидуализации обучения // Педагогика. 2001.- № 6.

5.      Волов В. Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Казань, 2000.

6.      Полат Е.С Определение эффективности дистанционной формы обучения //Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения: Материалы международной научно-практической конференции.– М.: Изд- во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

7.      Царев В. И. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2000. — № 4.

8.      Бордовская Н. В., Реан A. A. Педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.

9.      Ершов А. П. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1998. — № 6.

10.  Господарик Ю. П. Дистанционное обучение и средняя школа // Дистанционное образование. — № 5.2000.

11.  Деревягина Л. Н., Лысенко А. Ю. Маркетинг образовательных услуг: практическое руководство. М.: НВТ-Дизайн, 2001.

12.  Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения: Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГИУ, 2004.

13.  Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. Под ред. А. П. Егоршина. Н.Новгород: НИМБ, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle