Библиографическое описание:

Шегурова В. П., Ведякова И. В. Развитие законодательного регулирования оплаты труда в современных условиях // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 637-640.

В российском трудовом законодательстве определение оплаты труда дается в Трудовом Кодексе Российской Федерации, в котором оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Основные требования к учету заработной платы работников в российской системе бухгалтерского учета регулируются следующими нормативными документами:

-          Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2012);

-          Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. № 197-ФЗ (с изм. от 02.04.2014 № 56-ФЗ);

-          Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6.05.1999 № 33н (ред. от 27.04.2012);

-          Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Приказ Минфина РФ от 6.07.1999 № 43н (ред. от 8.11.2010);

-          действующее российское законодательство по бухгалтерскому учету, охватывающее отношения организации и непосредственно работника, основанное на трудовом договоре и внутренних нормативных документах (Коллективный договор, Положение по оплате труда, Учетная политика организации), регламентирующих выплату прочих вознаграждений.

В последнее время происходят различные изменения в области оплаты труда. Так если до 2014 года ст. 212 ТК РФ было установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, то с 1 января 2014 года согласно новой редакции ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда являетсяединым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников [1].

Особое внимание следует уделять предприятиям, на которых работники заняты во вредных и опасных условиях труда. Так, для примера можно рассмотреть отрасли хозяйственной деятельности в республике Мордовия. Рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1

Удельный вес численности работников, занятых во вредных условиях и (или) опасных условиях труда на 2013 год [4]

Занятые в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда

Занятые на тяжелых работах

Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда

Занятые на работах, связанных с напряженностью трудового процесса

Всего

21,2

8,1

0,2

8,2

Добыча полезных ископаемых

-

-

-

-

Обрабатывающие производства

25,9

7,8

0,2

6,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

14,1

8,2

-

7,4

Строительство

20,7

14,5

0,0

7,3

Транспорт и связь

8,1

5,4

0,0

13,5

транспорт

11,7

8,5

0,0

21,2

связь

1,7

-

-

0,2

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес занимают работники в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда и составляет 21,2 %. Из них наибольший удельный вес занимают работники обрабатывающих производств — 25,9 % и работники строительства — 20,7 %. Удельный вес численности работников, занятых на тяжелых работах составляет 8,1 %. Из них наибольший удельный вес занимают работники строительства — 14,5 %. Занятые на работах, связанных с напряженностью трудового процесса удельный вес составляет 8,2 %. И работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда, удельный вес составляет 0,2 %.

Поэтому все организации должны внедрить СОУТ для обеспечения нормальных условий труда работников. Рассмотрим основные этапы проведения СОУТ в отрасли строительства в республике Мордовия:

1)                 Сначала образуют комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Причем, число членов комиссии должно быть нечетным;

2)                 Разрабатывают и утверждают перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест;

3)                 Привлекают специализированные аккредитованные организации, которые имеют право проводить СОУТ. Заключается договор с данной организацией. Затем разрабатывается и утверждается график проведения работ;

4)                 Происходит обследование рабочих мест, изучается необходимая документация. После данного обследования эксперты делят рабочие места на 3 группы:

-          рабочие места, на которых идентифицированы вредные (опасные) факторы;

-          рабочие места, на которых не идентифицированы вредные (опасные) факторы;

-          рабочие места, которые не подлежали идентификации.

Проводят исследования по измерению вредных и опасных производственных факторов, затем относят условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда. После чего эксперты составляют отчет о результатах СОУТ, а также декларации о соответствии условий труда нормативным требованиям, который необходимо отправить в соответствующий государственный орган.

5)                 Организация осуществляет мероприятия по улучшению условий труда.

С 2014 года введены обновленные дополнительные тарифы пенсионных взносов, зависящие от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ.

В информации, выпущенной ПФР 31.12.13. приведена таблица дополнительных тарифов с учетом результатов СОУТ (табл. 1).

Таблица 1

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР с учетом результатов СОУТ

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса (солидарная часть тарифа страховых взносов), %

Опасный

4

8

Вредный

3,4

7

3,3

6

3,2

4

3,1

2

Допустимый

2

0

Оптимальный

1

0

Однако до полноценного внедрения СОУТ еще пройдет какое-то время, в течение которого работодатели могут по-прежнему использовать действительные (по срокам) результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной ранее.

Для удобства плательщиков страховых взносов разработана форма объединенной отчетности, которая начала действовать с 2014 года.

Это расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В нем учтены особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, в том числе дифференциация их размеров в зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда. Кроме того, в новый расчет внесены дополнения в части перечня сведений, указываемых в общей и профессиональной частях индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В состав нового расчета включены формы индивидуальных сведений на каждое застрахованное лицо — работника организации. Определять суммы страховых взносов на ОПС в разрезе страховой и накопительной частей трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц будет производить сам ПФР на основе данных индивидуального учета с учетом выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения.

Единая объединенная отчетность будет проверяться единым программным комплексом при приеме отчетности в территориальных органах ПФР. По итогам проверки предполагается формирование единого протокола для плательщика страховых взносов, фиксирующего дату и правильность принятой отчетности с учетом требований соответствующего форматно-логического контроля [3].

Еще одним изменением может стать запрет заемного труда. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника.

Заемный труд не включает в себя выполнение работником трудовой функции обусловленной трудовым договором, если работник временно направлен работодателем к другому физическому или юридическому лицу по договору о предоставлении труда работников (ст. 3 проекта Федерального закона № 451173–5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Может быть введено досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, под которым понимается обеспечение, обязательным условием которого является выплата негосударственной пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин), в связи с работой на местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Для получения этой пенсии в стаж работы будут засчитываются периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного работника уплачивались взносы по досрочным пенсионным договорам, а также периоды, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Со 2 апреля 2014 г. при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска необходимо использовать новое среднемесячное число календарных дней — 29,3. Ранее данный показатель составлял 29,4. Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 139 ТК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 № 55-ФЗ. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось 2 апреля 2014 г. (ч. 1 ст. 3 Закона).

Поскольку в российской системе бухгалтерского учета специальный стандарт по оплате труда отсутствует, то при учете оплаты труда работников и других вознаграждений используют МСФО 19 «Вознаграждения работникам».

В международной практике учета расчетов с персоналом по оплате труда понятия «заработная плата» не существует, вместо него используется термин «вознаграждения работникам». Согласно МСФО 19 под вознаграждениями работникам понимаются все формы выплат работникам в обмен на оказанные ими услуги. А под текущими вознаграждениями работникам — вознаграждения работникам, подлежащие выплате в полном объеме в течение 12 месяцев после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги (кроме выходных пособий и вознаграждений в форме долевых инструментов). Таким образом, в МСФО 19 понятие вознаграждений работникам является более широким, чем в российских стандартах.

В МСФО 19 вознаграждения работникам подразделяются на 4 группы:

1)        Краткосрочные вознаграждения работникам, такие как заработная плата и взносы на социальное обеспечение, оплачиваемый ежегодный отпуск и оплачиваемый отпуск по болезни, участие в прибыли и премии (если они подлежат выплате в течение 12 месяцев после окончания периода), а также льготы в неденежной форме (медицинское обслуживание, обеспечение жильем, автомобилями, предоставление товаров или услуг бесплатно или по льготной цене);

2)        Вознаграждения после окончания трудовой деятельности (пенсии, прочие выплаты при выходе на пенсию, страхование жизни и медицинское обслуживание по окончании трудовой деятельности);

3)        Прочие долгосрочные вознаграждения работникам, включая отпуск за выслугу лет, длительный отпуск, празднование юбилеев или иные вознаграждения за выслугу лет, выплаты при длительной потере трудоспособности, а также участие в прибыли, премии и отложенное вознаграждение (если эти виды вознаграждения не подлежат выплате в течение двенадцати месяцев после окончания периода);

4)        Выходные пособия. представляют собой выплаты, являющиеся результатом решения компании расторгнуть трудовое соглашение с работником до достижения им пенсионного возраста или решения работника об увольнении по собственному желанию при сокращении штатов в обмен на указанное вознаграждение [2].

В нормативных документах Российской Федерации отсутствует разделение вознаграждений работников на долгосрочные и краткосрочные. При этом подразделение обязательств перед работниками на долгосрочные и краткосрочные осуществляется на основании общих принципов, сформулированных в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

В настоящее время российским законодательством разработан проект положения по бухгалтерскому учету «Учет вознаграждений работникам», который еще не вступил в силу. Принципиальным новшеством проекта ПБУ «Учет вознаграждений работникам» является состав вознаграждений. К вознаграждениям работника относятся:

-          заработная плата (оплата труда работника), включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также иные компенсации, непосредственно связанные с выполнением работником трудовых функций (оплачиваемые отпуска — ежегодный, дополнительный, учебный и т. п.; пособия по временной нетрудоспособности и т. п.);

-          выплаты работникам и в пользу работников третьим лицам (включая членов семей работников), осуществляемые в связи с выполнением работниками трудовых функций, не включенные в заработную плату.

В связи с вышеизложенным можно сказать, что российская система бухгалтерского учета развивается. Хотя в проекте данного ПБУ еще много недостатков, его внедрение говорит о положительной тенденции. Введение данного ПБУ должно улучшить нормативную базу бухгалтерского учета и приблизить его к международным стандартам финансовой отчетности.

Литература:

1.                  Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2.                  Международный стандарт финансовой отчетности 19 «Вознаграждения работникам» (утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н)

3.                  C. В. Сергеев: Пенсионные взносы и специальная оценка условий труда // Бухгалтерский учет, № 3. — 2014

4.                  Федеральная служба государственной статистики по Республике Мордовия [электронный ресурс] — Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/sta-tistics/employment/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle