Библиографическое описание:

Шарагулова К. М. Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 901-903.

Кадровые риски занимают особое место в структуре рисков образовательных учреждений, они способны усилить или ослабить любой другой имеющийся или возможный риск. Дошкольное образование, реализуемое, как правило, дошкольными образовательными учреждениями (далее ДОУ), не является исключением.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.12 г. основная цель деятельности ДОУ — это деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми [6].

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [6]. С. Н. Штекляйн и Т. В. Хабарова утверждают, что дошкольное образование является открытой социально-педагогической системой предоставления образовательных и иных услуг населению, в которой образ дошкольного детства рассматривается как уникальный период жизни человека [8].

Нормативно-правовая система в сфере образования претерпела существенные изменения. После вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также введения федерального государственного стандарта ДОУ с первого января 2014 г. стали актуальны следующие положения, касающиеся дошкольного образования [5, 6, 7]:

1.         Родители (законные представители) детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования и не посещающих ДОУ, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Обеспечение предоставления таких видов помощи будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.         Размер платы за уход и присмотр за ребенком в ДОУ не ограничен, кроме детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с туберкулезной интоксикацией, в данном случае родительская плата исключается;

3.         В компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов введено новое полномочие — учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.

4.         Структура и условия реализации образовательной программы дошкольного образования претерпела изменения, появились новшества в результатах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Данные преобразования отражаются на педагогах ДОУ. Профессиональный стандарт педагога [4], вступающий в силу с 1.01.2015 г., выдвигает ряд требований, предъявляемых к педагогу дошкольного образования:

-          Знание специфики дошкольного образования, особенности работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

-          Знание закономерностей психофизиологических особенностей развития дошкольников.

-          Умение организовывать совместную и индивидуальную работу с учетом ведущих видов деятельности дошкольников.

-          Владение теорией и методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

-          Умение планировать, реализовывать и анализировать образовательную деятельность с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС.

-          Умение планировать деятельность совместно с другими специалистами с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

-          Владение методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга.

-          Владеть ИКТ-компетенциями (квалифицированно использовать общераспространенные в данной профессиональной области средства информационно-коммуникативных технологий при решении профессиональных задач), необходимыми для организации образовательного процесса.

Данные новшества влекут за собой ряд рисков, связанных с кадрами ДОУ.

Н. В. Кузнецова определяет риск как неопределенность наступления происходящих событий; сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий [3, с. 167]. По мнению В. И. Зубкова, риск — это целенаправленное поведение социального субъекта, осуществляемое в условиях неопределенности его исходов [2, с. 65].

А. Г. Бадалова дает достаточно широкое определение кадровым рискам, утверждая, что к ним относится любое действие или бездействие персонала организации [1].

К кадровым рискам ДОУ мы относим:

1.                  «Старение» педагогического коллектива.

2.                  Отток («текучка») педагогических кадров.

3.                  Несоответствие уровня квалификации новым требованиям.

Используя классификацию В. И. Зубкова [2, с. 119], кадровые риски относятся к коллективным, институциональным, квалификативным, обоснованным, материальным, локализованным, актуальным. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Для Муниципального бюджетного образовательного учреждения — детский сад «Улыбка» № 177 (г. Екатеринбург) характерны все перечисленные кадровые риски.

Риск «старения» педагогического коллектива — традиционный для системы образования, он обусловлен тем, что число молодых специалистов, пришедших в ДОУ, с каждым годом сокращается. Средний возраст педагогических работников в данном дошкольном учреждении: от 35 до 55 лет — около 60 %; от 55 до 60 лет — 17 %; 22–30 лет — 23 %. Должность педагога ДОУ (воспитателя, логопеда, дефектолога, педагога-психолога и др.) не привлекательна для молодежи в силу ряда причин: низкий уровень заработной платы, отсутствие перспектив карьерного роста, страх работы из-за отсутствия опыта, отсутствие системы поддержки молодых специалистов, отсутствие условий для их профессиональной самореализации.

Отток педагогических кадров также является типичным кадровым риском для дошкольного образования. Факторы, провоцирующие его, следующие: непрестижность педагогических профессий; низкий уровень заработной платы и социальной защищенности; высокие эмоциональные нагрузки. На решение ухода из сферы дошкольного образования влияет и поступление своего ребенка в школу, уход в декретный отпуск. Но в последнее время к этим факторам добавились новые требования к системе образования в целом и его работникам, в частности.

Проблему несоответствия уровня квалификации новым требованиям мы рассматриваем как самый актуальный и современный кадровый риск. Он проявляется в низком уровне владения ИКТ-компетенций; в низкой мотивации к инновационной деятельности; трудностях научно-методической работы педагогических кадров; отсутствии профильного высшего образования.

В Профессиональном стандарте педагога подчеркивается: «Педагог должен иметь высшее образование. Воспитателям и специалистам, работающим в дошкольных образовательных организациях (учреждениях) должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности [4].

Как показывает практика, большинство воспитателей и специалистов, работающих в системе дошкольного образования, имеют среднее специальное или высшее, но не профильное образование. В частности, в нашем детском саду высшее образование имеют 30 % педагогических работников, из них педагогическое или профильное образование имеют 18 %, среднее специальное образованиеу 70 % педагогов, из них педагогическое или профильное — 45 % сотрудников. Установка на получение высшего профессионального образования весьма низкая. В ходе опроса педагоги нашего ДОУ обозначили следующие причины нежелания учиться: отсутствие материальных возможностей, отсутствие времени, возможный переход на другую работу, возраст.

Одним из новых требований к педагогам ДОУ, проходящим аттестационные испытания, является наличие инновационной деятельности, авторских разработок (тематического планирования, дидактических пособий). Современный воспитатель, как указано в приказе Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», проводит углубленную работу по одному из направлений воспитания и образования детей дошкольного возраста, обобщает опыт своей работы и распространяет его, выступая на методических объединениях, педагогических советах, конференциях, педагогических чтения, а также публикуя в научных сборниках, журналах, на сайтах педагогических порталов.

Уровень готовности к занятию научно-методической деятельностью низок, причиной этому является низкий уровень мотивации, отсутствие информации о возможности опубликовать материалы, нехватка времени и другие. На сегодняшний день лишь 20 % педагогов ДОУ соответствуют требованиям, предъявляемым современной нормативно-правовой базой применительно дошкольного образования.

Таким образом, в качестве наиболее актуальных кадровых рисков ДОУ мы отмечаем традиционные («старение» коллектива, отток педагогических кадров) и сравнительно новые риски, проявляющиеся в несоответствии уровня квалификации педагогов меняющимся требованиям, касающихся профессионального образования, способности осуществлять научно-методическую и инновационную деятельность. На наш взгляд, для устранения данных рисков необходим «новый» педагог ДОУ, способный быстро обучаться и адаптироваться к изменяющимся условиям образовательного пространства, умеющий ставить перед собой цели и добиваться ее, стремящийся к самореализации в научно-методической и практической деятельности.

Литература:

1.                  Бадалова А. В. Управление кадровыми рисками [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/7091/

2.                  Зубков В. И. Социологическая теория риска: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2009. — 380 с.

3.                  Кузнецова Н. В. Управление рисками. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 168 с.

4.                  Профессиональный стандарт педагога [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://sovet-edu.ru

5.                  Е. Мухаметшина. Знание на душу населения // Российская газета (от 30.08.2013 г.) [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazeta.ru/social/2013/08/30/5617317.shtml

6.                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.12. — М.: Проспект, 2014. — 160 с.

7.                  Федеральные государственные образовательные стандарты [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

8.                  Штекляйн С. Н., Хабарова Т. В. Качественные характеристики современного дошкольного образования // Дошкольная педагогика. — 2011. — № 3. — С.20–23. [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://www.doshped.ru/files/3_habarova.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle