Библиографическое описание:

Суворова Н. В. Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 740-742.

Одна из главных человеческих потребностей заключается во взаимодействии с окружающим миром, в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такого рода самоотождествление определяется в науке понятием «идентичность».

С 1970-х гг. термин идентичность широко используется во всех социально-гуманитарных науках. В общем смысле идентичность определена как осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, это дает возможность определить свое место в социокультурном пространстве и ориентироваться без затруднений в окружающем мире. Потребность в идентичности обусловлена тем, что каждому человеку необходима упорядоченность своей жизнедеятельности, которую он может получить только при взаимодействии с другими людьми. Для этого он должен добровольно принять главенствующие в определенном сообществе компоненты сознания, вкусы, стереотипы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимодействия, взятые за основу в его окружении.

Мультипликация является одним из элементов системы социализации ребенка наряду с такими компонентами, как личный пример родителей, игры со сверстниками, воспитательная беседа, творчество, сказкотерапия и т. д. Все эти элементы, в том числе и мультипликация, обеспечивают формирование социокультурной идентичности ребенка, развитие ценностной ориентации, однако проблема состоит в том, что просмотр мультипликации, не отражающей той или иной культурной системы, может нарушить формирование ребенка как представителя определенной культуры.

Цель данной работы – рассмотреть возможности использования мультипликации как способа формирования социокультурной идентификации ребенка.

Для достижении цели было проведено два исследования. Системный анализ мультипликационных фильмов, наиболее популярных среди детей, и экспертное интервью, экспертами интервью стали детские психологи.

Цель системного анализа заключается в определении транслируемых ценностей в мультипликационных фильмах.

Объектом системного анализа являются мультипликационные фильмы. Отбор мультфильмов для данного системного анализа производился с помощью контент-анализа интернет форумов. Контент-анализ позволил отобрать 6 наиболее часто просматриваемых среди детей мультфильмов отечественного и западного производства. В список этих мультфильмов вошли:

1.                 Маша и Медведь (Россия)

2.                 Советские мультфильмы (СССР)

3.                 Смешарики   (Россия)

4.                 Даша-путешественница (США, Канада)

5.                 Тачки (США)

6.                 Ледниковый период (США)

Предметом системного анализа является трансляция ценностей феминности и маскулинности.

Анализ мультфильмов можно условно разделись на три составляющие:

1.                  Анализ образов главных героев;

2.                  Анализ ситуативного поведения главных героев;

3.                  Анализ общей идеи или концепции мультфильма.

Проведенный системный анализ позволил прийти к следующим выводам:

1.                 Анализ мультфильма необходимо осуществлять комплексно, то есть обратить внимание на образы героев, их поведение в различных ситуациях и общую идею мультфильма. Такой анализ позволит обратить внимание на героев мультфильмов, например, Дядя Федор – самостоятельный и ответственный мальчик, поэтому мы знаем, какой образец поведения ребенок может взять с героя мультфильма Дяди Федора. Анализ поведения главных героев показывает, кто из героев и в каких ситуациях как себя ведет. Например, Даша Путешественница в проблемных ситуациях старается помочь своим друзьям. Общая концепция мультфильма показывает нам, чему посвящен этот мультфильм, какие ценности лежат в основе мультфильма. Например, в основе мультфильма Тачки, в начале транслируются ценности победы, выигрыша, эгоизма, но наступает переломный момент и главный герой понимает, что важнее в жизни – это те, кто тебя окружает, кто готов прийти к тебе на помощь.

2.                 Анализ отобранных по результатам контент-анализа мультфильмов показал, что мультипликация отечественного и зарубежного производства транслирует феминные ценности. Во всех представленных мультфильмах транслируются ценности дружбы, заботы и взаимопомощи, именно эти ценности присущи феминным культурам. В данных мультфильмах транслируются общекультурные ценности.

3.                 Обращая внимание на ситуационное поведение героев, можно отметить, что всем героям присуща демонстрация как женского, так и мужского поведения.

4.                 Родители, как показали контент-анализ и системный анализ, стараются отбирать мультфильмы для детей, не допуская их к просмотру мультфильмов, транслирующих ценности маскулинной культуры.

Целью проведения экспертного интервью является получение экспертного мнения по вопросам трансляции в мультипликационных фильмах ценностей и стереотипов различных культур.

Объектом экспертного интервью является мультипликация как способ формирования социокультурной идентичности.

Предметом является специфика отношения экспертов к мультипликации как способу формирования социокультурной идентичности.

1.                  По мнению всех экспертов, мультипликация, несомненно, является способом трансляции культурных особенностей страны-производителя. Мультипликация, с одной стороны, может быть приравнена к сказке, а любая сказка несет в себе культуру, традиции и ценности

2.                  Все эксперты считают, что мультипликация может передавать различные ценности ребенку. Чаще всего ребенок берет за основу своего поведения поведение того, за кем больше наблюдает. Это могут быть родители, сверстники, воспитатели в детском саду, а также это могут быть любимые мультипликационные герои. Ребенку становится важно то, как ведет себя выбранный им пример, он начинает ему подражать и воспроизводить те ценности, которые важны для его героя.

Зарубежные ценности можно условно обозначить как внешние, направленные на получение, завоевание, подавление силовыми методами. Отечественные ценности репрезентируют внутренние качества личности.

Зарубежная мультипликация делает акцент на поведенческих характеристиках героев, а отечественная больше фиксирует внимание маленького зрителя на характерологических чертах.

Также экспертами отмечалось, что многие зарубежные мультфильмы привлекают внимание яркостью, красочностью и динамичностью, в отличие от отечественных, которые привлекают взаимоотношением героев, сюжетной линией.

Один из экспертов обратил внимание как на одну из ценностей отношение к юмору в мультфильмах. На его взгляд, юмор в зарубежных мультфильмах чаще всего строится на пинках, ударах и актах подлости друг к другу. Герои в эти моменты сами смеются друг над другом и вовлекают в этот процесс ребенка. Юмор в отечественных мультфильмах более тонкий, тем самым дает возможность не бесконтрольно смеяться над всем, что происходит, а сначала увидеть шутку, потом понять ее, а потом уже посмеяться.

3.                  Родителям при выборе мультфильма в первую очередь нужно понять, для чего он хочет показывать ребенку мультфильм. Родители должны определить задачу, которую может выполнять мультфильм. Задачи могут быть разные, например:

-        Научить ребенка взаимопомощи;

-        Научить ребенка не быть жадным;

-        Научить ребенка быть отзывчивым в помощи;

-        Показать, что хорошо, а что плохо;

-        Показать ребенку добро и зло и т. д.

Так же родители должны обращать внимание на то есть ли в мультфильме сцены жестокости, сцены сексуального характера и лексические особенности.

Итак, мультипликация является мощным средством формирования личности ребенка. При ее воздействии наблюдаются как эффект социального научения, так и культивирования образцов поведения, познавательных схем, ценностей. С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития. Для ребенка важно формирование коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут заложены в детстве, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Поэтому родителям и педагогам необходимо использовать и контролировать все способы социализации, воспитания и образования ребенка.

Литература:

1.                 Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации// Молодежная палата при Челябинской городской думе // URL: http://www.molpalat74.ru/index.php?option=com_content&view=frontpage&Itemid=1 (дата обращения: 31.03.2011).

2.                 Мелкозёрова Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников // URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html

3.                 Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б. М. Бим-Бад. М.. 2003. С. 153

4.                 Столович Л. Н. «Жизнь, творчество, человек» М., 1985.

5.                 Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного восприятия // АПН Известия РСФСР. М., 1947. Вып. 11.

6.                 Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону, 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle