Библиографическое описание:

Чурсина Л. Ю., Разыграева Е. Н. Проблемы включения периодов обучения в СПТУ, на курсах повышения квалификации, нахождения в учебных отпусках и прохождения военной службы при досрочном назначении трудовой пенсии по старости // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 690-698.

В данной статье рассмотрены вопросы, возникающие при назначении государственными учреждениями Пенсионного фонда России пенсий гражданам, обратившимся с заявлениями о ее досрочном назначении в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013), с учетом периодов обучения в СПТУ, на курсах повышения квалификации, нахождения в учебных отпусках, прохождения военной службы, а также предложены возможные пути решения этих вопросов судами общей юрисдикции Российской Федерации. Авторами изучено как действующее законодательство Российской Федерации, так и ранее действовавшее законодательство в сфере пенсионного обеспечения, в которых нет прямого указания на включение указанных периодов в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Ключевые слова: досрочное назначение пенсии по старости, общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж.

This article considers the issues arising from the appointment of the government institutions Pension Fund of Russia of pensions to citizens who have made statements about its early appointment in accordance with the Federal law from 17.12.2001 № 173-FZ «On labour pensions in the Russian Federation» (as amended on 28.12.2013), taking account of the periods of training in a vocational school, training courses, finding in educational leave, military service, and suggests possible solutions to these issues by courts of General jurisdiction of the Russian Federation.

The authors studied the current legislation of the Russian Federation and existing regulations in the field of pensions, in which there is no direct reference to the inclusion of the periods specified in special experience for preschedule appointment of the labour old-age pension.

Key words: early pension for old age, work experience, special seniority.

В настоящее время при досрочном назначении трудовой пенсии по старости существует проблема включения периодов обучения гражданина в СПТУ, на курсах повышения квалификации, нахождения в учебных отпусках, а также прохождения военной службы, что обусловлено отсутствием упорядоченной нормативной базы в сфере пенсионного обеспечения, а также единообразной судебной практики применения действующего законодательства на территории России.

В данной статье рассмотрены вопросы, возникающие при назначении государственными учреждениями Пенсионного фонда России пенсий гражданам, обратившимся с заявлениями о ее досрочном назначении в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013), с учетом периодов обучения в СПТУ, на курсах повышения квалификации, нахождения в учебных отпусках, прохождения военной службы, а также предложены возможные пути решения этих вопросов судами общей юрисдикции.

В действующих нормативных правовых актах:

-        Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [1],

-        Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 25.11.2013) [2],

-        Постановлении Совмина РСФСР от 13.09.1991 № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет» (далее — Список) [3],

-        Постановлении Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее — Списки работ и должностей) [4],

а также в ранее действовавших нормативных правовых актах:

-        Законе РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 № 340–1 [5],

-        Законе РФ от 11.02.1993 № 4455–1 «О воинской обязанности и военной службе» [6],

-        Законе СССР от 12.10.1967 № 1950-VII (в ред. от 10.04.1989) «О всеобщей воинской обязанности» [7]

нет прямого указания на то, что периоды обучения в СПТУ, на курсах повышения квалификации, нахождения в учебных отпусках, прохождения военной службы включаются в специальный стаж при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Пенсионный фонд России, заняв позицию об экономии денежных средств, находящихся в его управлении, при отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ссылается на недоказанность работы обратившегося гражданина в особых условиях, а также на несоответствие его должности, указанной в трудовой книжке и трудовом договоре, поименованной в Списках работ и должностей, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 [8]. Кроме того, основанием для вынесения решения об отказе включения периодов обучения в СПТУ, на курсах повышения квалификации, нахождения в учебных отпусках, прохождения военной службы в специальный трудовой стаж на соответствующих работах, после чего следует отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, является отсутствие доказательств уплаты средств по обязательному пенсионному страхованию.

Одним из главных условий для включения в специальный трудовой стаж того или иного периода работы является запись в трудовой книжке, которая, согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, является основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина [9].

Как показывает практика, Пенсионный фонд неправомерно возлагает на работника, обратившегося с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, ответственность за несоблюдение, нарушение работодателем Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10.10.2003 № 69 [10].

Согласно ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Пенсионный фонд как государственное учреждение вправе самостоятельно запрашивать интересующую информацию в отношении работника с целью подтверждения или опровержения работы на том или ином предприятии, в той или иной профессии. Но в нарушение предписаний закона Пенсионный фонд не пользуются своими полномочиями, либо делает это не в полном объеме.

В связи с этим граждане, имеющие, по их мнению, требуемое количество стажа на соответствующих работах, вынуждены обращаться в суды за защитой своих пенсионных прав с требованиями о включении спорных периодов работы в трудовой стаж в целях досрочного назначения им трудовой пенсии по старости.

Истцы (работники) в судебных заседаниях вынуждены доказывать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нескольким причинам:

— ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей, выраженных в несоблюдении Инструкции по заполнению трудовых книжек; отказе в выдаче справок, уточняющих особый характер труда;

— предоставление работодателем в Пенсионный фонд сведений персонифицированного учета не соответствующих действительности;

— отсутствие сведений об уплате страховых взносов.

Процесс доказывания по категории таких дел является весьма сложным, который требует изучения нормативной базы, а также локально-нормативных документов предприятия. В некоторых случаях препятствием для доказывания является ликвидация организаций, в которых истцом осуществлялась работа, либо осуществление работы, обучения, повышения квалификации в других государствах (Казахстане, Кыргызстане, Украине). Из архивных учреждений этих государств суды запрашивают необходимую информацию для решения вопроса о досрочном назначении гражданам трудовых пенсий по старости, что занимает значительный промежуток времени и ведет к нарушению процессуальных сроков. К тому же получение ответов может и не последовать из-за не передачи организацией, в которой работал истец, на хранение в архив документации: приказов по личному составу, личных карточек, штатных расписаний, должностных инструкций, справок, уточняющих особый характер труда, и т. д., необходимых для правильного рассмотрения дела.

Изучение практики по данной категории дел показала, что истцы не всегда могут отстоять свою позицию ввиду правовой неосведомленности, но охотно оказывают содействие судам, самостоятельно направляя запросы суда в различные архивы, предприятия, другие государства, в то время, как Пенсионный фонд четко стоит на своей позиции, указывая и ссылаясь на то, что Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» зачет периодов обучения в СПТУ, на курсах повышения квалификации, нахождение в учебных отпусках, прохождения военной службы в специальный стаж на соответствующих работах не предусмотрен.

Отчасти Пенсионный фонд прав, так как, действительно, в действующем законодательстве четко не прописано включение данных периодов в специальный стаж на соответствующих работах.

В связи с этим и появляется множество вопросов по применению пенсионного законодательства. При разрешении споров судам приходится учитывать как ранее действовавшее законодательство, так и действующее законодательство, а также судебную практику, сложившуюся за последние годы.

При рассмотрении дел о включении спорных периодов в специальный стаж, перед судом ставятся следующие вопросы:

1.                  Подлежит ли включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, время прохождения военной службы по призыву?

2.                  Подлежит ли включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, время прохождения военной службы по контракту?

3.                  Подлежит ли включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, время обучения в СПТУ, на курсах повышения квалификации, периоды нахождения в учебных отпусках?

Отвечая на первый вопрос, проанализируем действующее и ранее действовавшее законодательство. Как указывалось выше, пенсионным законодательством не предусмотрено включение времени прохождения военной службы по призыву в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако имеются некоторые исключения.

Так, в соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 03.02.2014) «время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации» [11].

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно — эпидемиологических учреждении, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (в ред. от 22.09.1993), утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусматривалось включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно — эпидемиологических учреждений времени службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР [12].

Согласно п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, в общий стаж работы засчитывалась:

«к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке…

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда… периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода» [13].

Неоднозначной является судебная практика по данной категории дел. Так, Междуреченский городской суд в своем решении по делу № 2–1114/12 [14], учитывая позицию представителя истца, ссылающегося на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П о недопустимости ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которое оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично), принимает решение о зачете в стаж на соответствующих видах работ для определения величины расчетного пенсионного капитала периода прохождения действительной военной службы в Советской армии с 23.04.1984 по 30.05.1987, приравняв период службы в армии к периодам работы истца в качестве электрослесаря подземного 3 разряда на шахте по добыче угля до призыва на службу и по увольнении со службы в запас, поскольку данный период приходится на время действия Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590. Из представленных Пенсионным фондом в материалы дела данных о страховом стаже усматривается включение в специальный стаж истца периода работы в качестве подземного горнорабочего очистного забоя на шахте по добыче угля «им. Л. Д. Шевякова» до призыва на службу и по увольнении со службы в запас, что явилось основанием для зачета периода службы в армии в специальный стаж.

Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 08.06.2012 решение суда оставлено без изменения [15].

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда Республики Башкортостан от 22.05.2012 по делу № 33–5697/2012 [16], в Апелляционном определении Московского городского суда от 22.10.2012 по делу № 11–21627 [17].

Иная позиция суда изложена в решении Междуреченского городского суда по делу № 2–760/14 от 24.03.2014 [18], согласно которому суд не находит оснований для удовлетворения иска в части включения истцу в специальный стаж, как в календарном исчислении, так и в льготном, периода прохождения службы в Советской армии с 20.01.1992 по 25.11.1993 из расчета один месяц службы за два месяца работы, поскольку ни в ранее действовавшем законодательстве — Законе РФ от 20.11.1990 № 340–1 «О государственных пенсиях в РФ», ни в ныне действующем Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» подобный зачет не предусмотрен. А с введением в действие с 01.01.1992 Закона РФ от 20.11.1990 № 340–1 «О государственных пенсиях в РФ», утратило силу Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.

Вызывает большее затруднение ответ на второй вопрос: подлежит ли включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, время прохождения военной службы по контракту (сверхсрочной службы), работнику, уже прошедшему военную службу по призыву. Законы, указывающие на обязательное прохождение военной службы по призыву, не предусматривали обязательной сверхсрочной службы и не предусматривают обязательную службу по контракту, хотя и содержат в себе эти понятия. Прохождение военной службы по контракту является личным волеизъявлением гражданина, так как за этот период службы он получает оплату, исполняет все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, имеет право на получение социальных гарантий и компенсаций. Как и в трудовом законодательстве, предусмотрено испытание при поступлении на военную службу по контракту, а самое главное, по контракту может устроиться лицо без гражданства или иностранный гражданин.

В соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 03.02.2014) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы [19].

В связи с этим судами часто не включаются периоды прохождения военной службы по контракту в специальный стаж на соответствующих работах, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ, и практика это подтверждает.

Так, в Апелляционном определении Ростовского областного суда от 17.09.2012 по делу № 33–10805 указано, что суд отказал истцу во включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по контракту в должности врача отдельного медико-санитарного батальона с 23.08.2002 по 02.10.2005, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «Об утверждении Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения». Отсутствует норма, в которой было бы закреплено право на включение службы в составе Вооруженных Сил в специальный стаж работникам здравоохранения [20].

В Апелляционном определении Московского областного суда от 14.03.2013 по делу № 33–5893/2013 указано, что судебная коллегия также находит правильным решение суда в части отказа в удовлетворении требований истицы о включении в ее специальный стаж периода прохождения военной службы по контракту с 18.04.1994 по 08.07.1997, поскольку в льготный стаж могут быть зачтены только периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками [21].

В Апелляционном определении Курского областного суда от 28.06.2012 по делу № 33–1467–2012 указано: «в иске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда отказано правомерно, так как нормами пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период, предусмотрено включение времени военной службы только в общий трудовой стаж, а возможность зачета указанного времени в льготный стаж — не предусмотрено. В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж истца периода военной службы по контракту в должности старшего мастера аккумуляторщика ремонтной роты у суда первой инстанции отсутствовали» [22].

Но имеется иная позиция судов, схожая с позицией, образовавшейся при разрешении споров о включении периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж. Суды ссылаются на п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, указывая на то, что исходя из буквального толкования указанного Положения в стаж по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, при этом законодатель не разделяет, является ли служба срочной по призыву или сверхсрочной.

К примеру, Апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 24.12.2012 № 33–5881/2012 установлено, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск о зачете периода прохождения службы по призыву и сверхсрочной службы в Вооруженных Силах СССР в специальный трудовой стаж, перерасчете пенсии с учетом индексации и доплате пенсии, поскольку действующее правовое регулирование предусматривало возможность включения периодов службы в армии в специальный стаж [23].

Отвечая на третий вопрос, обратимся к п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 [24], а также к КЗоТ РФ [25], Трудовому кодексу РФ [26], Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (в ред. от 25.03.2013) [27].

Согласно п. 109 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, в общий стаж работы, дающей право на пенсию, засчитывалось:

«з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т. д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации…

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда… период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода» [28].

Проведя анализ нормативных документов, можно признать убедительными доводы истцов о возможности включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периодов нахождения их в оплачиваемых учебных отпусках, относящихся к дополнительным в силу ст. ст. 116, 173, 174 ТК РФ, а также обучения в СПТУ, но при условии, что произведен зачет истцу в специальный стаж на соответствующих работах периодов работы по окончании обучения в СПТУ.

Данный вывод подтверждается судебной практикой.

Так, из Определения Верховного суда Республики Башкортостан от 10.04.2012 по делу № 33–2600/2012 следует, что в период нахождения истца на курсах повышения квалификации, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, из которой отчислялись страховые взносы.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации должны быть также включены в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости [29].

Аналогичная позиция содержится: в Апелляционном определении Ярославского областного суда от 24.09.2012 по делу № 33–5017/2012 [30]; Апелляционном определение Орловского областного суда от 17.10.2013 по делу № 33–2284/2013 [31]; Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 17.12. 2013 по делу № 33–10085/2013 [32].

Согласно Апелляционному определению Оренбургского областного суда от 21.05.2013 № 33–2918/2013: «Суд первой инстанции, включая в специальный стаж истца периоды обучения в ГПТУ 15 и службы в армии, исходил из того, что льготная работа истца по Списку № 1 непосредственно предшествовала службе в Вооруженных Силах, и данная работа продолжалась по окончанию службы в армии и обучения. В связи с чем, суд пришел к правильному выводу, о том, что периоды службы в Вооруженных Силах и обучения в училище системы профессионально-технического образования подлежит включению в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости» [33].

Из Апелляционного определения Верховного суда Республики Коми от 27.12.2012 № 33–5913/2012 следует, что «суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, обязав ответчика зачесть период обучения в ГПТУ № 12 города Воркуты в специальный стаж и произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента, поскольку период обучения истца имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, соответственно, он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям Конституции РФ» [34].

Апелляционным определением Ярославского областного суда от 17.02.2014 по делу № 33–978/2014 иск о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, об обязании включить в специальный стаж периоды учебных отпусков и досрочно назначить трудовую пенсию удовлетворен правомерно, поскольку в спорные периоды времени работодателем истцу предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска с сохранением рабочего места и средней заработной платы, с которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование, следовательно, такие периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости [35].

Противоположная позиция изложена в Апелляционном определении Московского городского суда от 26.11.2013 по делу № 11–34853, согласно которому в удовлетворении иска об обязании включить в специальный трудовой стаж периоды учебных отпусков и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости отказано правомерно, поскольку сведения о том, в каких учебных заведениях обучалась истица, в материалах дела отсутствовали, поэтому оснований включить периоды учебных отпусков в специальный стаж истца не имелось [36].

Подводя итоги по трем рассмотренным вопросам, необходимо отметить, что обязательным условием для включения указанных периодов в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости является выполнение работ, поименованных Списками работ и должностей.

Периоды прохождения военной службы подлежат включению в специальный трудовой стаж при условии выполнения соответствующих видов работ до призыва на военную службу и по увольнении со службы в запас.

Включение периода обучения гражданина в СПТУ включается в специальный трудовой стаж при условии последующего трудоустройства на соответствующую работу.

При этом судами выносятся решения о включении периодов обучения гражданина в СПТУ, прохождения военной службы в специальный трудовой стаж в случае, если они имели место до нового правого регулирования, то есть до момента утраты силы Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, в связи с введением в действие с 01.01.1992 Закона РФ от 20.11.1990 № 340–1 «О государственных пенсиях в РФ».

По действующему законодательству время нахождения граждан на военной службе по призыву (контракту) засчитывается лишь в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности.

В специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет засчитывается только время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Период обучения гражданина на курсах повышения квалификации включается судами в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи с тем, что из должностных инструкций работников усматривается необходимость повышения (совершенствования) профессионального уровня, в связи с чем, работодатель сохраняет за работниками, направленными на курсы повышения квалификации, места работы (должность), средний заработок (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ранее ст. 112 КЗоТ РФ). Как считают суды — это не противоречит п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, поскольку сохранение среднего заработка предполагает его начисление в размере, исчисленном как за полно отработанные дни.

Однако существует еще одна проблема при разрешении споров, связанная с включением указанных периодов в специальный трудовой стаж, осуществленных в СНГ после 01.01.1991.

При изучении дел данной категории установлено, что Пенсионными фондами включаются спорные периоды до 01.01.1991, и не включаются периоды после 01.01.1991. Это связано с распадом СССР, пенсионной реформой. Однако 13.03.1992 было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения Республиками: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Ссылаясь на данное Соглашение, суды удовлетворяют исковые требования работников о включении указанных периодов, осуществленных на территории перечисленных Республик СССР до 01.01.1991 и после, в специальный трудовой стаж на соответствующих работах для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Литература:

1.      Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.

2.      Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 25.11.2013) // «Собрание законодательства РФ», 30.03.1998, N 13, ст. 1475,

3.      Постановление Совмина РСФСР от 13.09.1991 № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

4.      Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» // «Сборник нормативных актов по пенсионному обеспечению», М., «Экономика», 1992.

5.      Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 № 340–1 // «Собрание законодательства РФ», 30.03.1998, N 13, ст. 1475,

6.      Закон РФ от 11.02.1993 № 4455–1 «О воинской обязанности и военной службе» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 04.03.1993, N 9, ст. 325.

7.      Закон СССР от 12.10.1967 № 1950-VII (в ред. от 10.04.1989) «О всеобщей воинской обязанности» // «Свод законов СССР», т. 9, с. 181, 1990 г.

8.      Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». «Сборник нормативных актов по пенсионному обеспечению», М., «Экономика», 1992.

9.      Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 24.03.2014) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» «Собрание законодательства РФ», 05.08.2002, N 31, ст. 3110.

10.  Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2003 N 5219) «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 49, 08.12.2003

11.  Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих» «Собрание законодательства РФ», N 22, 01.06.1998, ст. 2331.

12.  Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», 04.11.2002, N 44, ст. 4393,

13.  Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». «Свод законов СССР», т. 2, с. 552, 1990 г.

14.  Официальный сайт Междуреченского городского суда Кемеровской области. [Электронный ресурс] URL:http://mezhdurechensky.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=30517592&delo_id=1540005&new=&text_number=1 (дата обращения: 16.05.2014)

15.  Официальный сайт Междуреченского городского суда Кемеровской области [Электронный ресурс] URL:http://mezhdurechensky.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&n_c=1&case_id=5782705&delo_id=1540005 (дата обращения: 16.05.2014).

16.  Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 22.05.2012 по делу N 33–5697/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

17.  Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2012 по делу N 11–21627. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

18.  Официальный сайт Междуреченского городского суда Кемеровской области [Электронный ресурс]

19.  URL:http://mezhdurechensky.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=113712374&delo_id=1540005&new=&text_number=1(дата обращения: 16.05.2014)

20.  Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих» «Собрание законодательства РФ», N 22, 01.06.1998, ст. 2331.

21.  Апелляционное определение Ростовского областного суда от 17.09.2012 по делу N 33–10805. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22.  Апелляционное определение Московского областного суда от 14.03.2013 по делу N 33–5893/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23.  Апелляционное определение Курского областного суда от 28.06.2012 по делу N 33–1467–2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

24.  Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24.12.2012 N 33–5881/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

25.  Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». «Свод законов СССР», т. 2, с. 552, 1990 г.

26.   «Кодекс законов о труде Российской Федерации» (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (ред. от 10.07.2001, с изм. от 24.01.2002). «Ведомости ВС РСФСР», 1971, N 50, ст. 100

27.   «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ. (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014) Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

28.  Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, N 28, ст. 2872,

29.  Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». «Свод законов СССР», т. 2, с. 552, 1990 г.

30.  Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 10.04.2012 по делу N 33–2600/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

31.  Апелляционное определение Ярославского областного суда от 24.09.2012 по делу N 33–5017/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

32.  Апелляционное определение Орловского областного суда от 17.10.2013 по делу N 33–2284/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

33.  Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 17.12.2013 по делу N 33–10085/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

34.  Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 21.05.2013 N 33–2918/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

35.  Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 27.12.2012 N 33–5913/2012г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

36.  Апелляционное определение Ярославского областного суда от 17.02.2014 по делу N 33–978/2014. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

37.  Апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2013 по делу N 11–34853. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

38.  Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 22.05.2012 по делу N 33–5697/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

39.  Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24.12.2012 N 33–5881/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

40.  Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 27.12.2012 N 33–5913/2012г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

41.  Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 10.04.2012 по делу N 33–2600/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

42.  Апелляционное определение Ростовского областного суда от 17.09.2012 по делу N 33–10805. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

43.  Апелляционное определение Московского областного суда от 14.03.2013 по делу N 33–5893/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

44.  Апелляционное определение Курского областного суда от 28.06.2012 по делу N 33–1467–2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

45.  Апелляционное определение Ярославского областного суда от 24.09.2012 по делу N 33–5017/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

46.  Апелляционное определение Орловского областного суда от 17.10.2013 по делу N 33–2284/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

47.  Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 17.12.2013 по делу N 33–10085/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

48.  Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 21.05.2013 N 33–2918/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

49.  Апелляционное определение Ярославского областного суда от 17.02.2014 по делу N 33–978/2014. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

50.  Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2012 по делу N 11–21627. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

51.  Апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2013 по делу N 11–34853. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

52.  Официальный сайт Междуреченского городского суда Кемеровской области. [Электронный ресурс]

53.  URL:http://mezhdurechensky.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=30517592&delo_id=1540005&new=&text_number=1 (дата обращения: 16.05.2014)

54.  Официальный сайт Междуреченского городского суда Кемеровской области [Электронный ресурс]

55.  URL:http://mezhdurechensky.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&n_c=1&case_id=5782705&delo_id=1540005 (дата обращения: 16.05.2014).

56.  Официальный сайт Междуреченского городского суда Кемеровской области [Электронный ресурс]

57.  URL:http://mezhdurechensky.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=113712374&delo_id=1540005&new=&text_number=1(дата обращения: 16.05.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle