Библиографическое описание:

Авдеюк О. А., Хворост Т. С., Авдеюк Д. Н. Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 760-763.

Современное информационное общество предъявляет определенные требования к навыкам человека, как в профессиональном плане, так и в повседневной жизни. С каждым годом информационные технологии все более широко внедряются во все области жизнедеятельности, заменяя традиционные методы работы с информацией. Постоянно растет процент людей, которые с помощью Интернета делают покупки, обмениваются почтовыми и голосовыми сообщениями, пользуются электронными библиотеками, госуслугами, организуют и участвуют в on-конференциях, вебинарах, получают дистанционно образование и т. п. Молодое поколение и люди среднего возраста обычно не испытывают проблем, связанных с необходимостью освоения новшеств в области IT-индустрии, поскольку среднее и высшее образование обязательно подразумевает изучение основных разделов информатики. Тем более что без навыка работы на компьютере практически невозможно найти престижную работу, а для многих, и интересно организовать досуг. Таким образом, информационное общество раскрывает множество возможностей перед человеком, и главное, чтобы он умел правильно их применить.

О принадлежности общества к информационному специалисты стали уже заявлять с середины 20 века, но в России основы в сфере информатизации на государственном уровне начали формироваться только в начале 90-х годов. Вследствие этого, большинство людей пожилого возраста испытывают определенные затруднения в освоении новых технологий работы с информацией. Например, по официальной информации, расположенной на сайте федеральной службы государственной статистики, активными пользователя интернета в возрастной группе 60–72 года являются примерно 4 % (при расчете из 100 человек в возрасте от 15–72 лет)(см. рис. 1). Изменение социального статуса человека в старости, вследствие прекращения или ограничения трудовой деятельности, изменения образа жизни и общения, появления затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, актуализирует работу в области организационной и практической деятельности по оказанию различных видов социальной помощи такой категории гражданам.

Рис. 1. Распределение населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, по типам поселения по половозрастным группам (октябрь 2013 года) [12]

Одним из вариантов решения проблемы адаптации людей пенсионного возраста к ритму современного общества — это разработка различных программ повышения компьютерной грамотности, появление специализированных компьютерных школ. В Волгоградском государственном техническом университете в рамках учебного центра организованы компьютерные курсы для людей пенсионного возраста, основной целью которых является:

повышение информационной компетентности;

повышение экономической и социальной активности;

решение проблемы разрыва связи поколений;

содействие социальной адаптации неработающих пенсионеров с помощью Интернет-технологий;

профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

решение проблемы организации досуга, расширение круга общения за счет использования социальный сете, почтовых программ и других сервисов Интернета.

При организации занятий на таких курсах необходимо учитывать ряд требований, связанных с возрастными особенностями курсантов:

-       актуализировать мотивацию каждого слушателя для изучения современных информационных технологий, четко определить возможности, которые он приобретает в результате освоения курса;

-       создавать комфортные условия (атмосферу семейного клуба и приятного времяпровождения), которые помогут пожилым людям преодолеть напряжение и страх перед компьютером.

-       излагать материал на доступном языке, постепенно вводить профессиональную терминологию (например, совместно создавать словарь «компьютерных» терминов, «сленга»);

-       группы должны быть малочисленными, не более 5–7 человек, чтобы обеспечить индивидуальный подход и уделять каждому слушателю персональное внимание;

-       обеспечить слушателей только специальной методической литературой по повышению компьютерной грамотности людей старшего возраста.

В настоящее время, существует множество программ проведения занятий подобных компьютерных курсов. Приведем одну из них, которая успешно реализуется в нашем учебном центре и предназначена для людей пенсионного возраста «с нулевым уровнем» владения Интернет-технологий:

Занятие 1. Знакомство с компьютером (составные части ПК, периферийные устройства ПК, включение/выключение компьютера; работа с клавиатурой, мышью; знакомство с операционной системой и основными действиями с файлами/программами; работа с внешней памятью), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 2. Текстовые редакторы (общие сведения, знакомство с Microsoft Word, основные операции с документами). Например, предлагается слушателю под руководством преподавателя создать поздравительную открытку (текст, картинки), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 3. Работа в сети Интернет (терминология, браузеры, основные операции, поисковые системы, загрузка файлов). Демонстрация возможности чтения газет, журналов, книг, просмотра новостных сайтов, обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 4. Почтовые сервисы (электронная почта, регистрация, отправка/получение писем, прикрепление файлов), регистрация и общение в социальных сетях, обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 5. Знакомство слушателей с правительственными порталами, электронными социальными службами (например, запись в поликлиники, оплата услуг ЖКХ и т. п.), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 6. Знакомство с программой Skype (описание возможностей, установка, регистрация, отправка сообщений, голосовая и видеосвязь), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 7. Зачет, консультация.

Результаты освоения подобных программ компьютерных курсов представлены на рисунке 2 [13].

Рис. 2. Использование компьютера пожилыми гражданами

Таким образом, компьютерные курсы для пенсионеров способствуют не только приобретению новых знаний в области информационных технологий, но сохранению активной жизненной позиции в условиях современного общества.

Литература:

1.                  Актуальность второго высшего экономического образования для современного инженера / Авдеюк О. А., Крохалев А. В., Кузьмина М. И., Приходьков К. В., Савкин А. Н. // Современные технологии в системе дополнительного и профессионального образования: матер. междунар. науч.-практ. конф., 2–3 мая 2013 г. / НИЦ «Социосфера», Ин-т развития образования Ивановской обл., Ивановский гос. химико-технологический ун-т, Витебский гос. ордена Дружбы народов медицинский ун-т. — Прага, 2013. — С. 21–22.

2.                  Актуальность использования видеосервисов при организации учебного процесса заочного обучения / Авдеюк О. А., Крохалев А. В., Приходьков К. В., Приходькова И. В., Савкин А. Н. // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий (ИНФО-2013): матер. Х междунар. науч.-практ. конф., г. Сочи, 1–10 окт. 2013 г. / МИЭМ НИУ ВШЭ [и др.]. — М., 2013. — C. 19–20.

3.                  Авдеюк, О. А. Взаимосвязь философии и информатики / Авдеюк О. А., Соловьев Ан.А., Авдеюк Д. Н. // Молодой учёный. — 2013. — № 4 (ч. 2). — C. 328–330.

4.                  Авдеюк, О. А. Влияние научно-технического прогресса на развитие человека / Авдеюк О. А., Соловьев Ан.А., Авдеюк Д. Н. // Сборник научных трудов SWorld по матер. междунар. науч.-практ. конф. «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2013» (18–29 июня). — 2013. — Т. 25, № 2. — C. 13–15.

5.                  Использование компьютерного тестирования для контроля знаний студентов курса «Гидравлика» / Авдеюк О. А., Приходькова И. В., Приходьков К. В., Телица С. Г. // Инновационные информационные технологии: матер. первой междунар. науч.-практ. конф., г. Прага, 23–27 апр. 2012 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ) [и др.]. — М., 2012. — C. 13–14.

6.                  К проблеме адаптации в вузе студентов заочной формы обучения / Авдеюк О. А., Асеева Е. Н., Крохалев А. В., Приходьков К. В., Савкин А. Н. // Социосфера. — 2011. — № 2. — C. 65–68.

7.                  Авдеюк, О. А. Проблема адаптации студентов к условиям вуза и помощь преподавателя в её решении / Авдеюк О. А., Асеева Е. Н., Тарасова И. А. // В мире научных открытий. — 2011. — № 4.1. — C. 405–409.

8.                  Роль информационных технологий в процессе образования студентов безотрывной формы обучения / Авдеюк О. А., Крохалев А. В., Приходьков К. В., Савкин А. Н., Асеева Е. Н. // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 4. — C. 48–49.

9.                  Авдеюк, О. А. Роль преподавателя в процессе адаптации студентов к условиям вуза / Авдеюк О. А., Асеева Е. Н. // Изв. ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». Вып. 8: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2011. — № 10. — C. 11–13.

10.              Самореализация личности в современном обществе и в обществе будущего / Соловьев Ан.А., Авдеюк О. А., Крохалев А. В., Черебилло К. Ю., Авдеюк Д. Н. // Актуальные проблемы современной науки. — 2013. — № 3. — C. 57–58.

11.              Авдеюк О. А. Актуальность компьютерных курсов для людей пенсионного возраста/ О. А. Авдеюк, Т. С. Хворост, Д. Н. Авдеюк/ Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия: матер. пятой междунар. науч.-практ. конф., 15–16 мая 2014 г. / НИЦ «Социосфера». — Прага, 2014.

12.              Сайт федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru.

13.              Результаты опросов граждан пожилого возраста о результатах обучения, использовании компьютера и Интернета [Электронный ресурс: режим обращенияhttp://computer.minsocium.ru/about/surveys]. Дата обращения: 17.05.2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle