Библиографическое описание:

Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Пути осуществления межпредметной связи и преемственности // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 884-887.

В условиях экономических преобразований, постоянно изменяются потребности в определённых профессиях и специальностях на рынке труда. Система профессионального образования должна быстро реагировать на эти изменения. Для этого в классификаторе направлений, профессий и специальностей среднего специального, профессионального образования предусмотрено обучение по профессиям, состоящих из двух, трёх родственных специальностей. Это обеспечивает профессиональную мобильность молодёжи на рынке труда и способность к быстрой адаптации в условиях обновляющегося производства.

В период реформы системы профессионального образования процесс организации обучения в соответствии с современными требованиями общества — это в настоящее время становится одной из актуальных задач. Интеграция содержания учебно-нормативной документации, применяемой в процесс образования, обеспечение систематичности и преемственности дисциплин, взаимосвязи теоретических и практических знаний, применение эффективных методов обучения в процессе образования, высококачественная организация учебных и производственных практик является одним из особых аспектов решения этих задач. Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса, определяющие характер взаимосвязи преподавания и учения.

С систематичностью связана опора на пройденное, дальнейшее развитие у учащихся знаний, умения и навыков, установления разнообразных связей не только между новыми, но и прежними, старыми знаниями. В результате эти знания становятся более прочными и глубокими.

Следовательно, систематичность обеспечивается преемственностью. Соблюдение преемственных связей — одно из важнейших условий для реализации систематичности и последовательности обучения.

Соблюдения преемственности позволяют установить связь между знаниями на одном уроке и в различных темах курса, между учебным материалом разных предметов.

Преемственность связана с глубоким, полным освоением навыков и новых знаний, с их крепкой и многосторонней взаимосвязью.

Существуют несколько основных факторов, которые влияют на основы интегрирования: объективные закономерности развития предметов; обеспечение соответствия содержания образования с учётом развития научно-технического прогресса; государственные стандарты образования; задачи обучения; синтез знаний; единство учебного процесса и содержания обучения; соответствие учебных планов и программ; материально-техническая база; информационные и педагогические технологии.

Понятию «преемственности», в разных источниках даны разные объяснения. Преемственность — является важным качеством определенного поэтапного воспроизведения учебно-воспитательного процесса, а это означает, что, она на определенном этапе обеспечивает укрепление, углубление и расширение знаний, навыков и квалификаций, составляющих содержание учебной деятельности предыдущего этапа.

По нашему мнению, преемственность образуется в процессе изменения качеств в целях образования нового качества, переходя от одного уровня к другому. А это значит, что преемственность предусматривает развитие полученных показателей на прежнем этапе.

В психологии понятие преемственности рассматривается в рамках развития сложных психологических закономерностей, изучения изменений, связанных с возрастными критериями, поэтапного освоения знаний, изменения ведущих видов деятельности. С педагогической стороны, преемственность объясняется как требование, которое необходимо обязательно выполнить в процессе воспитания, в развитии образования; как дидактический фактор (основное правило, определяющее организацию, содержание и методы учебного процесса), условие (состояния, помогающие эффективному образованию учебного процесса), двигательная сила (вспомогательный фактор образования, учебного процесса).

В педагогических словарях понятие «преемственность» трактуется как системное внедрение в определенной последовательности содержания обучения. А так же, как определяющий фактор продолжительности этапов учебно-воспитательного процесса, внедрения учебного материала в последующих этапах, освоения новой темы, опираясь на имеющиеся знания.

Преемственность обучения предполагает обеспечение в непрерывности знаний, а это считается необходимым условием появления новых знаний.

Монолитность является одним из важнейших значений преемственности в обучении, в ней обеспечивается объединение всех составных элементов преемственности обучения с взаимосвязью всех ступеней непрерывности профессионально-педагогической системы образования. Она, во-первых: сравнивает не только в поблизости, но и отдаленном от друг-друга состоянии, цели обучения с ее конечным результатом.

Во-вторых, «изображая взаимосвязь между разными категориями одного качества, создаёт условия для того, чтобы опираться на имеющиеся знания, умения и навыки в выделении и собирании новостей, имеющих совершенно новые возможности».

Решение этой проблемы обеспечивает достижения эффективности с теоретической и практической стороны в выполнении основных задач «Национальной программы по подготовке кадров».

Как закономерность развития преемственность характеризует пусть не на высоком уровне, но своеобразным возвращением в старое, повторение на высшей ступени некоторых аспектов предыдущих этапов.

Изучение свойств межпредметной взаимосвязи с педагогической точки зрения: учитель знакомится с наиболее интересующими ученика предметами, с эффективностью некоторых аспектов отношений педагогических перспектив, традиций между школой и предприятий производства, между взаимоотношениями родителей с учебными заведениями.

На основании межпредметной взаимосвязи: учитель знакомится с целями, задачами и составлением изучаемого предмета, взаимосвязь другими предметами и эффективностью коммуникационных дидактических отношений.

Преемственность означает, что имеется связь между явлениями в процессе развития, когда новое не полностью отрицая старое, содержит в себе его ценные данные. Не соблюдая это правило, продвижение вперед невозможно.

Иначе говоря, преемственность обеспечивает будущее развитие, нижеследующими возможностями, без которых трудно его представить:

1.         В переходе на новое вносить не потерявшие своей жизненности в новых условиях элементы, которые в состоянии помочь развитию.

2.         Внесение в новое особых формирований, которые в состоянии вносить другое содержание старому и обеспечить его развитие.

Преемственность — означает преемственность между разновидностями обучения и учебными предметами. При этом, во-первых, последующий вид обучения не только продолжает содержание предыдущего, но и необходимо развивать в последующем виде обучения, непосредственно осуществляя связь по содержанию, достигать преемственности между предметами.

Анализ литератур, по отношению к истории появления проблемы преемственности в обучении, показывает, что в педагогике эта проблема возникла в связи с необходимостью передать накопленный предыдущим поколением человечества социальный опыт через традиции, этические нормы поведения, правила проживания и т. д.

Ученые отмечают, что самой важной стороной осуществления преемственности в обучении является обеспечение преемственности в учебном познании, т. е. реализация внутренних взаимосвязей усваиваемых знаний в сознании учащегося, их систематизация, применение в разнообразных условиях обучения и жизни.

Естественно, без всяких сомнений, произойдут выше приведенные качественные изменения от количественных, поэтапное развитие тех или иных компонентов профессиональной подготовки.

Итак, приходим к выводу, что использование принципа преемственности между предметами и темами усиливает интересы учащихся к данному предмету и вместе с тем, что улучшает качество успеваемости, он и расширяет возможности самостоятельной работы.

В процессе исследования решены следующие задачи:

-                   теоретически обоснована реализация проблем преемственности в обучении;

-                   определены возможности преемственности предметов в профессионально-техническом образовании и разработаны научно-методические рекомендации;

-          произведен анализ обеспечения принципов преемственности предметов в профессионально-техническом образовании и даны научно-методические рекомендации;

-          усовершенствованы учебные программы и учебные планы через обеспечение преемственности предметов и разработаны преемственные планы предметов по специальным предметам;

-          разработана методика обучения спецпредметов на основании преемственных планов предметов.

Исследования по преемственному обучению общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин показали, что в формировании у учащихся профессиональных знаний и практических навыков важную роль играет обеспечение межпредметной преемственности, в которой обучение на основе преемственных учебных программ дает положительные результаты в развитии степени возможности обучения, способностей творческой и самостоятельной работы, а также в изучении практических навыков.

В настоящее время в профессиональных колледжах уделяется особое внимание на разработку более совершенных учебных планов и преемственных рабочих программ в учебно-воспитательном процессе.

Во внедренных усовершенствованных учебных планах и преемствованных программах запланировано проведение контрольных работ на основе организации учебных процессов. Контрольная работа состоит из новизны, самостоятельных работ и ключевых слов. В пересмотренных учебных программах предусмотрены вновь разработанные учебные, содержательные и рейтинговые методы.

Учет межпредметной преемственности, систематичности и взаимосвязи, разработка и внедрение преемственных учебных программ особое значение имеет в повышении эффективности профессионально-технического образования, решение ряда проблем которой находится в процессе научно-исследовательских работ.

Неправильная организация межпредметной преемственности в профессиональных колледжах осложняет обучение учащихся, формирование в подростках нравственно-воспитательных мировоззрений на основе освоенных знаний и навыков.

Принцип систематичности и последовательности в изучении спецдисциплин придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося. Этот принцип предполагает наличие определенного порядка, системы, логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Разрабатываются учебные материалы на основе межпредметной преемственности и непосредственно применяются в процессе обучения. При назначении и планировании учебных целей, а также при рекомендации литературы, при выборе метода и средства преподавании уделяется внимание принципу преемственности. Такой процесс обучения заставляет учащихся осваивать все предметы, самостоятельно анализировать, сравнивать знания, принимать конкретные решения, развивает их способности.

Одним из примеров проявления преемственности как одной из сторон закона отрицания является переход от узкоспециализированного профессионального обучения к обучению по группам профессий и профессиям широкого профиля в условиях интеграции профессионально-технического образования. Первый вид обучения не отрицается вторым, элементы узкоспециализированного профессионального обучения берутся за основу профессий широкого профиля.

При организации процесса обучения на основе преемственности учебных программ важную роль играет технология обучения предмета. Межпредметная преемственность должна отражаться в методах, дидактических средствах и методическом обеспечении занятий. Обращение к содержанию других тем наряду с изучаемыми темами, связанными с общеобразовательными, общетехническими и специальными дисциплинами, зависит от структуры учебного плана и учебных целей. Такая зависимость формируется также при разработке критериев оценки знаний учащихся.

Одним из путей обеспечения преемственности в профессионально-техническом образовании является, соответствовать принципу поэтапной последовательности в составлении программ предметов, иначе говоря, следование принципу последовательности. В нем создаются учебные материалы, преемственные программы высшего и профессионально-технических образований, в соответствии с формами и содержанием обучения практически примененных учебных планов, программ предметов. А это приводит к более глубокому усвоению профессиональных знаний и навыков обучаемого в последующем этапе обучения.

Значит, можно достигнуть высокой эффективности через организацию процесса преподавания на основании преемственности между предметами, методики обучения, соответствующей к преемственным программам и усовершенствование учебных планов в профессионально-технических колледжах.

Литература:

1.         Антонова И. В. Реализация принципа преемственности обучения математике в средней и высшей школах: Дис.... канд. пед. наук. — М.: МГУ. 2005. –136 с.

2.         Атутов П. Р. О концепции политехнического образования в современных условиях // Педагогика. — Москва, 1999. — № 2. — С. 17–20.

3.         Афанасьева И. В. Вопросы интеграции науки и образования // Таълим технологиялари. — Ташкент, 2007. — № 4 — С. 24–25.

4.         Волкова С. Р. Преемственность содержания образовательных программ в системе непрерывного образования // Республика илмий-амалий конференция материаллари. — Ташкент, 2006. — Б.165–167.

5.         Григорьев С. Г. Преемственность в обучении математике учащихся средней школы и студентов экономического вуза. Дис. … канд. пед. наук. в виде научного доклада. М.: МГУ. 2000. — 31 с.

6.         Закиров А. К. Формы интеграции профессионального образования и производства // Касб-ҳунар таълими. — Ташкент, 2007. — № 1. — Б. 28.

7.         Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

8.         Cолдатова Г. Т. Дидактическое обеспечение преемственности математической подготовки студентов в системе «колледж-вуз»: Дис.... канд. пед. наук. — М, РГБ, 2003. — 142 с.

9.         Тухтаева З. Ш. Межпредметные связи и преемственность в профессиональном образовании // Профессональное образование. — Москва, 2011. — № 9. — С. 43–44.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle