Библиографическое описание:

Самиева Ш. Х., Бозорова Ф. Вышивание и художественный вкус // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 415-418.

Одежда очень тесно связана с историей узбекского народа, она среди всех культурно — материальных ценностей вбирает в себя национальное наследие народа и отличается этническими данными. В одежде можно найти подтверждение и отличительные черты, относящиеся истории одного народа и его традициям, общественные отношения, образовательные и эстетические формы. В связи с изменениями в жизни, экономике, политике общества в тоже время изменяется и форма одежды. В форме одежды бросается в глаза материальное состояние народа, вкус людей, идеалы о прекрасном, особенности ведения хозяйства, а также некоторые стороны семейной жизни.

Национальная одежда — своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней складывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

Изучение национальной одежды узбеков, как и любой области народного быта, тесно связано с исследованием этнической истории народа и его культуры, взаимосвязи культурой других народов.

Одежда более всех других элементов материальной культуры отражает национальную специфику народа и относится к числу устойчивых этнических признаков. В ней отражаются традиции, коренящиеся в этнической истории, социальные отношения, этические нормы и многое другое. Ритуальная одежда и определенные формы комплектов костюма, связанные с исполнением различных обрядов, дают ценный материал для изучения религии, верований и идеологии населения. Формы одежды, создававшиеся в течение многих веков, и ее отдельные элементы, декоративное оформление, колорит свидетельствуют о приспособленности народных костюмов к природным условиям края. Глубокая традиционность форм одежды узбеков, отражение в ней ряда особенностей и влияний, связанных с историческим процессом формирования народа и его культуры, делают ее ценным историческим источником при изучении этногенеза народа.

Изучение национальной одежды узбеков XIX-XXI веков представляет сегодня несомненный интерес. Ведь с течением времени она быстро меняется и впитывает все новые и новые элементы тех изменений, которые произошли за последние годы. Однако следует отметить, что ряд национальных традиций в одежде и головных уборах узбеков и по сей день заслуживают внимания, с тем, чтобы использовать их в современном быту при моделировании современной одежды. Особенно актуальны и поныне чудесные вышивки, красочный декор, оригинальные сочетания вышивок золотой, серебряной нитью, бисером и другие. В красочном оформлении национальной одежды находят отражение и эстетические вкусы узбекского народа.

Одежда узбекского народа очень разнообразна, красочна и привлекательна. Вышивка делает эту одежду ещё привлекательнее. Узбекское национальное вышивание одно из видов древнейшего практического искусства, оно пришло к нам в результате стремления народа к прекрасной жизни.

Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

Ъ 005Ъ 003

Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам.

Искусство вышивания не только прославилось в нашей стране, но и за рубежом. Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками.

ЪЪ 003

Художественное вышивание имеет глубокую историю, об этом свидетельствуют археологические раскопки и написанные литературные источники. Узбекское вышивание зависит не только от культуры и искусства, но и от исторического наследия узбекского народа.

Вышитое руками узбекских мастеров «кирпич», «сузане», «зардевор», «гулкурпа» пользуется успехом в таких зарубежных странах как Германия, Белгия, Соединённые Штаты Америки, Индия, Афганистан. Образцы вышивального искусства не только находятся в постоянных выставках и в музеях, а также находятся в каждом узбекском доме. До сих пор эти вышитые изделия своей привлекательностью, разнообразием своих узоров и орнаментов нежных украшений удивляют многих людей.

В 1467 году Камалиддин Бекзод при создании миниатюры под названием «Темур на троне» из произведения «Зафарнома» использовал вышивку. В вышивальном исскустве, присущее каждой национальности, используется очень много узоров. Например, если в узбекском вышивании имеется много растительных, геометрических и цветочных узоров, то в казахском и киргизском вышивании — большинство узоров зверей, элементы рогов и копыт.

Вышивка является одним из основных украшений узбекского дома. Особенно, во время праздника, свадеб, обрядов она придаёт узбекскому дому особенный блеск. Во время шитья берётся во внимание вышивание больших узоров, их располагают так, чтобы они своим видом оживляли комнату и были хорошо видны издали. В затемнённых комнатах разноцветные шёлковые вышивки блестят по своему, придавая людям эстетическое удовольствие. Дом, где находится невеста, заполняется вышивальным шитьём. Этой особенностью она отличается от исторической культуры другой национальностей.

В Центральной Азии была довольно сильно распространена орнаментация предметов женского костюма вышивкой, выполнявшейся как от руки мишурой, шелками, так и на специальных появившихся перед революцией, вышивальных тамбурных машинах, на которых вышивали бумажными, шелковыми и шерстяными нитками. Вышивкой украшали обычно одежду, сшитую из одно цветной материи. У шаровар вышивали нижнюю видную из-под платья часть штанин, а у платьев вышивкой украшали иногда все платье, причем особенно густой вышивку делали на рукавах и на переде платья. После появления в городах Центральной Азии большого количества фабричных орнаментированных тканей мода на украшение платьев вышивкой стала из городов уходить на окраины страны и сейчас в полную меру живет в юго-восточных горных районах республики — в Каратегине, Дарвазе и Кулябе, куда она пришла вместе с бухарским покроем платьев.

В этих же горных районах женские платья и головные платки украшали примитивным орнаментом в форме расположенных в известном порядке кружков. Этот орнамент наносился способом перевязки уже сшитых платьев и платков и иногда получался довольно живописным.

Вышивание золотом исключительно исполняется в пяльцах, большею частью при помощи шпульки, прессов и кривого ножа, под золото подкладываются вырезанные по узору кусочки картона. Есть несколько различных способов вышивания золотом: канителью, золотыми нитками и золотым шнурком, а также так называемым алмазным швом, причем из золотой нитки проделывается ряд узелков, которые затем вшиваются по узору в вышиваемую ткань, что производит весьма красивый эффект.

Одним из элементов украшения костюма — вышивка шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными и золотыми нитями. Она располагалась на определенных частях одежды (полах халата, концах рукавов, вороте) и кроме декоративной имела функцию оберега. Иногда вышивка покрывала всю поверхность халата (например, мужские парадные халаты в Бухаре и Шахризябзе), перед женского платья (горные таджики). Для отделки одежды использовали также вышитую или плетеную тесьму.

В искусстве вышивания женщины отожествляют своё будущее, мечту и надежду детей и своё счастье, любовь к природе и стремление к прекрасному. Создание такого вида вышивки в качестве уникального искусства раскрывает сердца зрителей, воспитывает человечность и любовь к природе, возрождает моральную пищу для эстетического чувства. Ещё одной из особенностей узбекского вышивания является притягательная сила вышивки, её узоров и украшений, а также неповторимость одних и тех же элементов в механическом движении.

Являясь в качестве практического ремесла узбекское вышивальное исскуство имеет глубокое многовековую историю, объединяет в себе вкус швеи, композицию узоров, взаимосвязь цветочных орнаментов, поэтому правильное использование его элементов в современном швейном искусстве служит основной опорой в прибавление художественной яркости одежды и её обогащения.

Национальная одежда — своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней сказывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

За последние годы все больше интереса к традиционной одежде проявляет молодежь. Старинные элементы успешно используются и переосмысливаются при современном моделировании костюма. Тут и сохранившиеся подлинные вещи, и новые, сшитые по образцам прошлого. Художники по костюмам и модельеры все чаще обращаются к музейным фондам. Одежда узбеков, так же как и японское кимоно, индийское сари, арабское кабо и азербайджанский архалиг, в дальнейшем будет обогащаться, вбирая в себя новые черты, но сохраняя при этом национальные традиции.

Литература:

1.      Н.Садыкова. Национальная одежда узбеков Бухары и Самарканда XIX–XX вв. Ташкент, 2006.

2.      Р. Г. Муминова. Очерки по истории ремесла в Самарканде и Бухаре в ХVI веке. Т. 1976.

3.      Н. П. Лобачева, М. Б. Сазонова. Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстан, М.1989.

4.      А. О. Сухарева История среднеазиатского костюма, Т. 2002.

5.      Г. К. Хасанбоева, В. А. Чурсина. «История костюма», Ташкент, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle