Библиографическое описание:

Тухтаева З. Ш., Атамурадова Г. О. Основы исследовательских и творческих способностей учащихся в профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 880-882.

Исходя из национальной программы подготовки кадров и требований соответствия мировым стандартам, важным для основной части преподавательских кадров является глубокое знание новых техник и технологий, способность анализировать, обладать способностями создавать что-то новое. Для достижения этой цели в процессе объяснения темы занятия необходимо применять методы, рассчитанные на всех и доступные всем, использовать наглядные пособия, внедрять новые технические средства, привлекать большее число учеников к самостоятельной работе, широко использовать различные пути преподнесения знаний в области передовых технологий.

На сегодняшний день функции преподавателя в образовательном процессе несколько изменились. Требованием времени стало участие преподавателя лишь как помощника в организации учебного процесса и самостоятельного обучения.

Только в эффективно-организованном образовательном процессе создаётся возможность для развития навыков самостоятельного решения учебных проблем и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе получения знаний. Поэтому мы на сегодняшний день ясно должны представлять задачи цели и роль образования.

Каждой будущий современный специалист должен так подготовиться к самостоятельному получению образования, чтобы познать не только существующие сегодня техники и технологии, но и эффективно освоить в короткие сроки новейшие техники и технологии. Ещё одной отдельной педагогической задачей является формирование и развитие творчества у будущих молодых специалистов. Это в свою очередь требует разработки новых специальных методик. При подготовке специалистов, отвечающих требованиям времени, нужно, не ограничиваясь лишь преподнесением знаний, научить студентов относится к каждой задаче творчески. Развитие способностей самостоятельного мышления у студентов связано с их интересами, мировоззрением, потому что творческий подход в образовании создаёт возможность полного осуществления методики, направленной на личность.

Это, в свою очередь, связано с умственной работой по точному выражению себя в расчётах измерений, активной работой мозга по созданию чертежей, эскизов, украшению изделий и в др. В процессе самостоятельное труда в глаза бросается не только созданная новая вещь или предмет, но и ярко выражаются внесённые оригинальные особенности. По этой причине творческая деятельность является важным фактором формирования творческих качеств и человеческих достоинств.

Для активизации процесса получения самостоятельного образования необходимо сформировать следующие особенности:

-          желания получения самостоятельного образования;

-          повышение квалификации для получения самостоятельного образования;

-          способности получения самостоятельного образования;

Критериями зарождения желания получения активного самостоятельного образования является:

-          непосредственный активный интерес к самостоятельной деятельности;

-          желание эстетически- нравственного и духовного удовлетворения.

Этапы развития потребности в знании следующие:

-          этап направленности элементарной научно — исследовательский деятельности;

-          этап формирования потребности;

-          этап формирования потребности в познании окружающего мире;

-           этап формирования потребности в управлении (в качестве овладения деятельностью познания);

-          этап формирования направленности в выборе потребности знания;

-          этап формирования потребности в самостоятельном образовании.

Особенно существенным для исследовательской работы считается последний этап, потому что формирование потребности в самостоятельном образовании оказывает важное влияние при формировании из студентов зрелых, гармоничных, квалифицированных специалистов по своему направлению. В системе образования самостоятельное познание и контроль считается основными критериями получения самостоятельного образования.

Для получения самостоятельного образования, для начала, у студентов нужно сформировать потребности в самостоятельной работе, свободном и творческом действии. Для занятия получением самостоятельного образования у них должны быть сформированы следующие свойства: независимость, активность и заинтересованность. Здесь независимость подразумевает независимый творческий подход к решению проблем, к изучению темы и выполнению практических заданий. Активность подразумевает исполнение заданий с большим стремлением, желанием, активностью. Под заинтересованностью понимается большой интерес и стремление к процессу получения и формирования навыков и квалификаций.

Проведённые нами теоретические и практические исследование показали, что на повышение эффективности образования влияет организация и проведение занятий на основе учебно-методического комплекса. В процессе обучения технических наук в профессиональных колледжах применение учебно-методических комплексов даёт возможность студентам сформировать профессиональные навыки. На сегодняшний день, учебно-методический комплекс по техническим наукам направляет студентов профессиональных колледжей на получение в процессе обучения знаний, развитие творческих способностей.

Самостоятельное мышление, опираясь на разнообразие возможностей, предоставляет стратегию постижения, приводящую к совсем новому решению проблем и задач. Одним из важных методов развития самостоятельное мышления является привлечение студентов к разрешению различной степени проблемных вопросов и заданий, самостоятельный поиск их решений. На практике в процессе развития самостоятельного мышления используют проблемные вопросы или задания.

Самостоятельное мышление человека проявляется в его умении разрешить возникающие вокруг него проблемы, события и происшествия различными методами. Только лишь запоминанием формул, теорем, описаний по предмету невозможно сформировать творческие способности.

Развитие самостоятельное мышления осуществляется путём индивидуального подхода к каждому. Для эффективной и качественной организации самостоятельной работы студентов, со стороны педагога требуется организационная и методическая подготовленность, индивидуальный подход к их потребностям в получении самостоятельного образования и успешному выполнению самостоятельных работ. При составлении учебного процесса необходимо учитывать наличие возможности применения современных информационных технологий. В процессе самостоятельного исследования у студентов появляются навыки применения теоретических знаний на практике.

Рекомендуем следующие правила при разработке учебных заданий по самостоятельной и творческой работе:

-          задания должны быть связаны с действительными проблемами нынешней обстановки;

-          при решении содержания учебных заданий обратить внимание на то, чтобы разными способами развивать умственные способности учащихся;

-          в содержании задания должно найти отражение взаимосвязь между событиями и процессами (о которых речь идет в работе);

-          определить решение (развязку) задания и укрепить возможности взаимосвязи между событиями и процессами;

-          в процессе выполнения задания учащиеся должны от обыкновенных (простых) понятий приходить и более сложным ещё не освоенным понятиям; дать им такую возможность, чтобы они сами пришли к более сложным понятиям;

-          в процессе работы над заданием простые понятия и ещё неизвестные понятия ученику подлежат анализу (в чем состоит их взаимосвязь);

-          во время выполнения задания ученик может изменить форму и содержание понятий или не изменять, может переработать по другому;

-          на основе творческих исканий формируются новые знания.

В процессе выполнения задания учениками, преподаватель контролирует постоянно начало работы учеников, т. е. как они начали работать. Это очень важно.

Анализируя решения задания (в результате) ученик научиться общим методам освоения по выполнению учебного задания.

Учебные задания должны со временем осложняться. Более сильные, подготовленные ученики, конечно вопросы решают быстрее, более слабые теряют много времени. Несмотря на это руководитель обязан группе вместе со всеми сделать разбор и показать правильное решение.

Самостоятельность и творческое мышление учеников можно разделить на следующие 3 степени:

1.         Ученик сам находит пути решения проблемы, решение задания, самостоятельно думает, размышляет.

2.         Ученик самостоятельно выполняет задание, но у него нет творческого подхода. Самостоятельно решает проблемы, но не может следить, контролировать правильны ли результаты. Может создать похожие на это (на данные задания) задания и проблемы.

3.         Старается, чтобы использовать готовые решения проблемы. Когда встречаются трудности в решении проблемы, просит помощи. Не хватает своей способности для решения вопроса или задания.

На сегодняшний день в вопросах обучения специальных предметов имеет очень важное значение развитие у учеников технического творчества, пространственного мышления, проектированного мышления, использования знаний для решения конкретных проблем.

Для формирования технического творчества учеников и их развития имеет важное значение правильная организация их самостоятельной работы.

Те учащиеся, подготовившие сами самостоятельно что-то новое (например, новый предмет), могут в дальнейшем развивать творческую деятельность, личные качества и способности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что можно и нужно развивать у студентов навыки самостоятельного труда. Развитие этих навыков приводит к повышению степени сознательности, качества знаний, влечению к учебе и, в свою очередь, способствует воспитанию достойного поколения для будущего нашей страны.

Литература:

1.         Барышникова З. А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов — заочников. — М.: 2000. — 196 с.

2.         Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: ИРПО, 1995. — 336 с.

3.         Бушля А. К. О самообразование //Сов.пед. 1979. № 2.- 43–45 с.

4.         Демидова С. И., Денищева Л. О. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. — М.: Просвещение, 1985 г.- 189 с.

5.         Закинов Э. И. Педагогические основы организации самостоятельной работы учащихся 6–8 классов: Дис. … канд. пед. наук — Т.: 2001. — 155 с.

6.         http://www.pedagog.uz/

7.         http://www.istedod.uz/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle