Библиографическое описание:

Старков В. Г. Предпринимательский потенциал в развитии нефтехимических производств // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 598-602.

Встатье рассматривается перспективность развития нефтехимического производства на основе реализации его предпринимательского потенциала. Представлена структура потенциала в нефтехимических производствах.

Ключевые слова: нефтехимия; предпринимательский потенциал; рынок химической и нефтехимической продукции.

Вследствие значительной степени интеграции российской экономики с мировой в целом, и нефтехимического комплекса, в частности, ситуация и тенденции изменения мирового рынка химической и нефтехимической продукции оказывают существенное влияние на состояние и перспективы развития нефтехимических производств в России.

В последние годы мировой рынок химической и нефтехимической продукции претерпевает значительные структурные изменения [2, с. 25]:

-          в нефтехимический бизнес вошли крупнейшие транснациональные нефтяные компании (такие как ExxonMobil, Shell, BritishPetroleum, Total), которые благодаря своим конкурентным преимуществам по сырьевым и энергетическим показателям заняли прочное, а по некоторым продуктам (этилену, полиэтилену, бензолу и т. д.) даже лидирующее положение;

-          на рынки химической и нефтехимической продукции вышли компании развивающихся стран (Саудовской Аравии, Мексики, Кореи и др.), конкурентоспособность которых часто связана с поддержкой государства;

-          по объему произведенной продукции на третье место в мире (после США и Японии) вышла химическая промышленность Китая, где начинают формироваться новые центры производства и торговли продуктами нефтехимии.

Происходящие в настоящее время структурные изменения на мировом рынке химической и нефтехимической продукции, появление новых сильных игроков на традиционных рынках сбыта российской продукции усложняют позиции российских компаний в борьбе за рынки сбыта. Основными конкурентами российских экспортеров азотных и фосфорных удобрений, пластмасс, аммиака, метанола, моноэтиленгликоля и др. в ближайшее время станут поставщики из стран Персидского залива и Северной Африки (Саудовской Аравии, Катара, Омана, Египта), где цены на природный газ ниже, чем в России [1,3 с. 121].

В Китае интенсивно развивается собственное производство химической и нефтехимической продукции (азотных удобрений, фосфорных удобрений, ПВХ и др.), ранее закупаемой в России [4,с. 83].

Доля российских товаров в общемировом экспорте химической и нефтехимической промышленности крайне низка (не более 0,6 %), но на отдельных товарных рынках Россия занимает существенное или даже доминирующее положение: в 2013 г. на рынке синтетических каучуков доля российской продукции составила 10 % (рисунок 1).

Рис. 1. Мировое производство продуктов нефтехимии в 2013г. % [6]

За период 2006–2013 гг. экспорт химической и нефтехимической продукции в России возрос более чем в 2,5 раза (рис. 2), что связано в значительной степени с ростом мировых цен на химикаты. В 2007–2011 гг. темпы роста экспорта химической и нефтехимической продукции опережали темпы роста импорта. Однако начиная с 2012 г. темпы роста импорта стали почти вдвое превышать соответствующий показатель по экспорту вследствие роста спроса на химическую и нефтехимическую продукцию со стороны потребляющих секторов экономики страны и недостаточного ассортимента продукции российского химического комплекса (особенно в области малотоннажной химии). Несмотря на это, баланс внешнеторгового оборота продукции химического комплекса на протяжении более 15 лет остается положительным.

Рис. 2. Динамика экспорта и импорта химической и нефтехимической продукции [2]

Динамика потребления нефтехимических производств на российском рынке согласно прогнозу до 2015 года по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов нефтехимических производств и производства резиновых и пластмассовых изделий, показывают более чем благоприятные перспективы роста внутреннего спроса на продукцию нефтехимического комплекса со стороны промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей–потребителей продукции. При этом следует отметить, что в целом более половины товарооборота нефтехимической продукции происходит внутри самого нефтехимического комплекса. По отдельным товарным группам «внутреннее» потребление превышает 90 % (полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат, синтетические каучуки).

Таким образом, в условиях складывающейся положительной производственной конъектуры, роста внутреннего потребления, улучшения финансового положения нефтехимических производств в последние годы наметилась тенденция к развитию как самого потенциала так и инвестиционных процессов в нефтехимическом комплексе.

На сегодняшний день в научной литературе нет единой точки зрения на сущность потенциала нефтехимических производств. Существуют несколько подходов к его пониманию: ресурсный, экономический, производственный [5, 133].

Ресурсный подход определяет потенциал нефтехимических предприятий как совокупность факторов производства. Экономический рассматривает потенциал как совокупность факторов производства с точки зрения эффективности их использования. Согласно производственному подходу, потенциал предприятия отождествляется с производственной мощностью. В отечественной литературе многие ученые разделяют понятие потенциала на две взаимосвязанные категории — производственный и экономический потенциалы, хотя в некоторых работах эти категории отождествляются.

В содержании указанных подходов, по нашему мнению, не учитываются косвенные факторы и факторы внешней среды предпринимательства, влияющие на потенциал нефтехимических производств. К ним следует отнести влияние рыночной конъюнктуры, правового окружения, инициативности предпринимателей, особенности нефтехимии и т. д.

Таким образом, можно отметить, что потенциал предпринимательства в нефтехимии– это совокупность факторов, включая способность и готовность предпринимателя идти на риск, а также состояние конъюнктуры рынка, соответствующей тенденциям развития нефтехимии, позволяющие повысить эффективность и комплексность использования сырья, оптимизировать структуру отрасли, товарный ассортимент, обеспечить ее долговременную конкурентоспособность, что способствует созданию дополнительных рабочих мест и пополнению бюджетов всех уровней дополнительными налоговыми поступлениями.

Исходя из данного определения потенциал предпринимательства в нефтехимических производствах является многофакторной и многокритериальной системой, дать которой однозначную количественную оценку весьма проблематично. Многие критерии и факторы носят качественный характер, существует иерархичность оценок, характеризующих потенциал, ибо каждый критерий верхнего уровня основан на агрегировании частных критериев нижнего уровня.

Как экономика в целом, потенциал предпринимательства в нефтехимических производствах является весьма динамичной системой, которая характеризуется изменениями в пропорциях и связях во времени и пространстве, имеет разветвленную структуру, элементы которой тесно переплетены между собой (рисунок 3).


Рис. 3. Структура потенциала в нефтехимических производствах [3]


С методической точки зрения подходы к исследованию потенциала нефтехимических производств, с нашей точки зрения, предполагают следующие уровни изучения: теоретический — с целью определения сущности понятия и его основных характеристик и методический — для разработки методики оценки количественной и качественной характеристики компонентов потенциала. Реализация данных подходов позволит:

-          обеспечить потребности рынка в нефтехимической продукции по объемам, ассортименту и качеству;

-          повысить инновационную активность и уровень обновления основных фондов предприятий нефтехимии;

-          повысить производительность труда;

-          увеличить вклад нефтехимических производств в прирост ВВП за счет опережающего роста производства и продажи продукции.

Литература:

1.         Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р

2.         План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 марта 2012 г. № 79.

3.         Буньковский Д. В. Оценка потенциала возникновения и развития малого предприятия по производству серобетона // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2011. — № 4 (78). — С. 120–122

4.         Ворогушина Д. В. Оценка величины и уровня использования экономического потенциала региональной экономической системы// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии.2009, № 2. С.81–89.

5.         Мухаметшин М. Ф. Формирование стратегии устойчивого развития химического и нефтехимического комплекса республики Татарстан // Российское предпринимательство. — 2007. — № 6 Вып. 1 (92). — c. 135–138. — http://www.creativeconomy.ru/articles/10006/

6.         Экспортный потенциал российской нефтехимической промышленности -http://www.slideshare.net/andreistas/petrochem-analyst-opinion# (дата обращения 14.05.2014г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle