Библиографическое описание:

Жумабекова А. А., Нурлыбекова А. Б. Тенденции современного мирового образовательного пространства и информационных технологий в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 779-783.

It requires to search new ways and types of teaching in the system of education, according the development of society, progresses in the sphere of scientific techniques, and some cases that we are facing in everyday life,. New information technology is a very strong source for developing intellectual abilities..In this article we indicate the tasks that appeared in the Education System according to the implantation of new technologies.

Key words: new information technology, Education System, informatization, science revolution.

Мировая система образования, основы которой были заложены около 200 лет назад, в последние десятилетия приходит в противоречие с требованиями жизни, с запросами общества. Эти противоречия настолько обострились, что осознаны как кризис образования.

Одним из важнейших факторов и одновременно условий успешного развития системы образования является ее интеграция в мировую систему, достигнуть которой можно только тотальной информатизацией всей системы образования страны.

«В результате информатизации высшего образования должна быть достигнута глобальная рационализация интеллектуальной деятельности в обществе за счет использования новых информационных технологий с целью радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня информационной культуры достигнутого в развитых странах, то есть, обеспечена подготовка кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества» [1].

Обеспечивая воспроизводство научного знания, культуры и самого человека, как познающего индивидуума, высшая школа имеет отчетливо выраженные собственные цели, обеспечивающие солидарность и совместную жизнедеятельность академического сообщества, его способность обогатить знаниями новые поколения, поднимая на более высокую ступень их общую, научную, профессиональную и информационную культуру.

Переход в условиях рынка к экономике человеческого капитала знаний смещает акценты в деятельности высшей школы. Ее профессионально- отраслевая ориентация, массированная подготовка кадров в духе узких «исполнителей» перестала удовлетворять нужды общественного производства. Резко повысились требования к научному уровню и творческому потенциалу специалистов. Вместо многочисленного узкопрофессионального персонала рыночной экономике необходимы кадры с широкой образовательной, информационной культурой и гибким мышлением.

Успехи информатизации невозможны без необходимого уровня информационной культуры, как в масштабах социума, так и отдельно взятой личности. Эта проблематика пока мало разработана в мировой и отечественной науке.

Существуют различные подходы к информатизации и информационной культуре ученых отраслей (философов, информатиков, библиографоведов, филологов, искусствоведов, социологов и других) и различной концептуальной ориентации.

По мнению российских ученых для дальнейшего общественного развития необходима взаимная адаптация общества и образования, без которой увеличивающийся разрыв между ними может оказаться губительным как для системы образования, так и для общества в целом. Система образования больше не может оставаться неизменной в бурном водовороте общественных перемен. [2]

Опыт стран, осуществляющих прорыв к постиндустриальной цивилизации, показывает, что в системе факторов, формирующих структуру и организацию современного образования, решающая роль принадлежит информационной технологии. Новая система образования складывается под воздействием экономики, административных структур, теорий обучения, философских представлений о сути образования — и все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии с информационной технологией, которая играет созидательную роль в сфере образования.

Под воздействием информационных технологий идет выработка новых целей, принципов, методов образования. [3, с. 10].

Анализируя кризис в образовании, Ф.Кумбс обратился к коллегам со словами, которые и сегодня сохраняют свою актуальность: «Нужно приложить все силы к тому, чтобы покончить с таким положением, когда всем и повсюду настойчиво внушается мысль о том, что все новое в образовании непременно будет второсортным» [2,с. 19]. Эти слова приобретают особое значение, когда речь идет о новых технологиях в обучении.

Часто разработка новых образовательных технологий приравнивается к применению техники, оборудования, машин в учебном процессе. Но такое понимание технологии представляется слишком узким.

Под понятием «технологии образования» необходимо понимать всю совокупность методов, средств и систем, которые участвуют в учебном процессе и способствуют функционированию системы образования.

В настоящее время использование и внедрение новых информационных технологий позволяет претворить в реальность идеи образования и рассматривать этот процесс как очередную образовательную революцию.

Это объясняется тем, что сутью современной информационной революции является не технологическое развитие, а радикальное совершенствование интеллектуальных способностей людей.

Новые информационные технологии предоставляют мощные средства развития умственных способностей. Они позволяют эффективно обрабатывать огромные массивы информации, с помощью настольных издательских систем быстро издавать печатные труды, хранить и находить информацию в базах данных, осуществлять связь посредством современных телекоммуникаций — и это очень полезно в учебном процессе. Однако революционные изменения в системе образования связаны главным образом с тем, что новые информационные технологии изменяют саму природу мышления, а значит и суть процесса образования.

Новые информационные технологии радикально изменяют способы осуществления ментальных операций. Во-первых, они изменяют способы представления информации, а значит, и восприятие проблемы; во-вторых, они изменяют способы анализа, исследования проблем; в-третьих, поскольку они влияют на постановку и методы исследования проблемы, постольку они могут изменить способы принятия решения. [4]

Таким образом, новые информационные технологии предстают как новые интеллектуальные средства, тем самым, затрагивая саму суть образования.

Новые технологии предоставляют колоссальные возможности для привнесения элемента игры, развлечения в учебный процесс, что может существенно повысить его эффективность.

Наиболее важной характеристикой новых технологий, определяющих их революционизирующее воздействие на сферу образования, является образность представления информации.

Образность является новым языком современных информационных технологий. Представляя информацию не в виде текста, а в виде образов, новые технологии революционизируют сферу образования.

Это связано с тем, что образы оказывают принципиально более сильное воздействие на человека, его чувства и эмоции, чем текст, а значит, информация лучше усваивается. Визуализация информации в виде образа позволяет более эффективно, чем в случае текста, отслеживать связи идей и тенденции развития. А это приучает всесторонне рассматривать явления и процессы, воспитывает более глобальный подход к жизни, который так необходим в современном мире.

Образность — это мощный инструмент мышления, и его радикальному совершенствованию способствуют современные информационные технологии. Возможно, именно недостаток образности в мышлении является причиной неудач людей в решении сложных проблем нашего взаимосвязанного и взаимозависимого мира, особенно глобальных проблем современности. Образность помогает визуализировать связи между различными частями проблем, поэтому она способствует творческому мышлению. Не зря образность характерна для мышления выдающихся ученых.

Выделим задачи, которые встают перед системой образования в связи с внедрением новых технологий. [5]

В первую очередь, следует обратить внимание на необходимость изучения влияния способов представления информации на учебный процесс. Важно учить студентов овладевать новыми методами построения прогнозов. Особое внимание необходимо уделять формированию у студента определенного общего представления об изучаемой реальности, которое стало бы своего рода каркасом для усвоения им огромных массивов информации, задавало бы образовательный контекст процесса обработки информации. Актуальным является вопрос о необходимости нового эстетического воспитания. Важно разрабатывать принципы основанного на новых технологиях образования, среди которых выделяется принцип необходимости развития игровых элементов процесса обучения.

Разработка методологических принципов новой системы образования затрагивает глубинные основы процесса обучения, его содержания, цели, методы.

Одной из актуальных задач сегодняявляется помочь студентам овладеть образным мышлением. Образное представление проблемы может быть очень эффективным и без использования текста, что образность характерна для творческого научного мышления, развитие которого является одной из фундаментальных целей образования.

Реализовать эти цели и задачи можно только на основе новых информационных компьютерных и коммуникационных технологий.

Новые информационные технологии позволяют отразить в процессе обучения такие глубинные характеристики современного мира, как гуманитаризация и гуманизация науки, тесная связь науки профессиональной деятельности с широким социально-культурным контекстом. [6]

В связи с изложенным существенные и специфические задачи встают перед системами образования, средствами массовой информации и коммуникации, самообразовательной деятельностью каждого социально ответственного человека.

Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать решение проблем формирования и обеспечения уровня информационной культуры студента, необходимый для работы в конкретной сфере деятельности.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере образования является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

-          активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

-          интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

-          высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Как показывает отечественный, российский и зарубежный опыт применения информационных технологий реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить:

-          предоставление студенту инструмента исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире и вместе с тем активного компонента предметного мира, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир;

-          расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательская, учебно-игровая, информационно-учебная деятельность, а также деятельность по обработке информации, в частности и аудиовизуальной), в том числе индивидуальной, на каждом рабочем месте, групповой, коллективной;

-          индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения;

-          вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала или решения задач определенного класса за счет реализации возможностей систем искусственного интеллекта;

-          формирование информационной культуры, компоненты культуры индивида, члена информационного общества, за счет осуществления информационно-учебной деятельности, работы с объектно-ориентированными программными средствами и системами;

-          повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций.

Исследования применения новых информационных технологий в образовании показали, что наиболее эффективно их использование при изучении иностранных языков и объясняется это следующим.

Во-первых, сегодня предлагается огромное количество компьютерных программ изучения иностранного языка. Новые программы или свежие версии уже известных курсов, приобретя яркие краски и изощренные рисунки, основываются не на доморощенных методиках, а на апробированных языковых курсах.

Например, курсы английского языка «English Gold», «Think and Talk»,

«Учись говорить по-английски», «English Platinum» и многие другие. Эти курсы содержат диалоги и тексты с некоторым сюжетом, причем пользователь может формировать этот сюжет сам, имеется большой объем материала и постоянный контроль его усвоения.

В курсе «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!», фирмы ИстраСофт, обучающем фонетике и грамматике, система графического отображения звука на экране компьютера дает возможность обучаемому сравнить собственное произношение с эталоном не только на слух, но и визуально. Сочетание слухового восприятия образа со зрительным повышает эффективность обучения. Системы мультимедиа способствуют комплексному использованию ЭВМ за счёт встраивания в единую систему различных упражнений, функций, гипертекстовых и гипермедиа способов обработки информации.

Всё это позволяет укрупнить учебные задачи и обучать письму, чтению и другим видам речевой деятельности.

Во-вторых, при изучении иностранного языка важно овладение знаниями и выработка умений, доведенных до уровня автоматизма навыков. Это может быть достигнуто лишь многократным повторением. В этом случае компьютер может выступать в качестве бесконечно терпеливого репетитора, учитывая индивидуальные особенности обучаемого. При этом внедрение мультимедиа технологий в обучение иностранным языкам позволяет расширить спектр возможностей тренировки.

В-третьих, ведущая роль коммуникативных функций языка неоспорима, так как все другие его функции (выражение и формирование мысли, хранение информации и так далее) теряют смысл, если нет объективной потребности в передаче любой информации, в общении.

Основным электронным средством изучения языка на сегодняшний день является Интернет. Он стал одним из признанных инструментариев в обучении иностранным языкам, главным образом английского. Методика использования его ресурсов разработан именно для английского языка [7, с. 27–23].

Сама природа Интернета влияет на процесс усвоения иностранного языка, превращает его в другое обучение, динамичнее и эффективнее. Это произошло благодаря тому, что Интернет, во-первых, содержит безграничную и неисчерпаемую количество источников для обучения иностранному языку, во-вторых, предоставляет студентам, возможность почти без ограничений общаться на этом языке в виртуальном пространстве (электронная почта, чаты, форумы, блоги и т. д.). Его привлекательность связанна тем, что он создает среду, которая способствует развитию творческих и когнитивных способностей студентов, формированию нестандартного мышления, развития гибкости, оригинальности, четкости, точности.

На сегодняшний день присутствие в сети Интернет автоматически определяет имидж государства в мировом информационном и культурном пространстве.

Как правило, Интернет рассматривается как учебное орудие и объект для изучения. В первом случае сеть является источником информации и знаний, коммуникации и дискуссии, средством моделирования и исследования окружающей среды, проверки решений.

Во втором случае студент изучает историю появления и развития Интернета, Его строение, программные и технические средства, возможности и границы использования. В процессе изучения иностранных языков Интернет может быть задействован в следующих случаях: поиск информации при подготовке к занятиям как студентов, так и преподавателей (Интернет ускоряет процесс, экономит время и позволяет охватить большее количество источников); синхронная (on-line) или асинхронная (off-line) коммуникация, в том числе с носителями языка, посредством общения на тематических форумах, в чатах дистанционное обучение, становится распространенной формой получения знаний, дает возможность становиться дипломированными специалистами международного уровня [8].

Интегральной единицей процесса обучения иностранным языкам становится применение специальных компьютерных программ. К данной группе технологий можно отнести такие специализированные программы, как: компьютерные курсы (Reward, The Business) электронные словари и переводчики (Macmillan English Dictionary, Prompt) профессиональный софт (программа Power Point, которая используется для подготовки презентаций, слайд-шоу) тестовые оболочки, которые дают возможность преподавателю создавать собственные тесты.

Компьютерные программы позволяют осуществлять индивидуальный подход к студентам: с компьютером можно работать столько, сколько нужно. Новейшие компьютерные технологии имеют и другие преимущества: является источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной деятельности, повышают информативность, интенсивность, результативность, способствуют использованию игрового и скоростного обучения, повышают мотивацию обучения.

Рассматривая современный компьютер как оборудование, способное выполнять педагогические функции, содержать в себе конкретные знания и давать эти знания студентам во время диалога с ними, можно выделить следующие способы его использования в процессе обучения:

1)      компьютер как помощник преподавателя,

2)      компьютер как преподаватель,

3)      компьютер как источник знаний и «оценщик» знаний студентов.

Использование компьютерных, в частности, мультимедийных средств обучения дает возможность максимально реализовать принцип наглядности путем вывода на экран компьютера не только анимированного текста, но и звука, иллюстраций, видео-ряда и т. д.

С помощью сочетания звуковых, графических, анимационных и текстовых эффектов можно довольно точно имитировать эффект погружения в активную языковую среду, реализуя современные лингвистические, технологические, методические и педагогические технологии.

Кроме того, при обучении иностранному языку с помощью таких программ отрабатываются все аспекты языка: фонетический, грамматический, лексический и коммуникативный, что позволяет более качественно овладевать языковым материалом, приобретать речевых навыков и умений. Мультимедийные средства позволяют преподавателю корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных студентов. Чем богаче и разнообразнее банк учебных программ, тем больше можно провести интересных и содержательных занятий с применением компьютера [9].

Таким образом, изучение языковых дисциплин (английского языка) с привлечением Интернет и других форм дистанционного обучения является одним из средств формирования информационной культуры.

Технология мультимедиа и компакт-диски сделали возможным создание обучающих программ нового поколения, а сетевые технологии позволили сделать доступными базы данных, что обеспечивает ускорение процесса достижения высшей школой уровня информационной культуры высокоразвитых в этом отношении стран.

Литературa:

1.         Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы: учебник / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогика, 2005. — 263 с.

2.         Данильчук, Е. В. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / Е. В. Данильчук. — Волгоград: Перемена, 2006. — 183 с.

3.         Соколова, Л. Н. Применение компьютера при обучении иностранным языкам / Л. Н. Соколова // Методика преподавания иностранных языков в высшей школе. — М.: МГУ, 2005. — С. 90–93.

4.         Трайнев, В. А. Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебник / В. А. Трайнёв, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнёв. — М.: Дашков и Ко. — 2011. — 320 с.

5.         Ушакова, С. В. Компьютер на уроках английского языка / С. В. Ушакова // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 5. — С. 40–45.

6.         Использование Интернет-ресурсов в процессе преподавания английского языка: учебное пособие / Числова Алевтина Сергеевна // http://www.audito-rium.rU/aud/v/index.php.

7.         Цветкова А. Информатика и информационные технологии: конспект лекций.-М., Эксмо, 2007.

8.         Bracamonte, P. Introducing Technology in Language Teaching: Videos and Computers / P. Bracamonte // Exploring Change in English Language Teaching. — 2009. — P. 86–91.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle