Библиографическое описание:

Щепкова И. В., Коптева Е. В. Определение удовлетворенности населения качеством предоставления услуг общественного транспорта в г. Калининграде // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 73-78.

В жизнь современного города важной составной частью вошел общественный транспорт,основной задачей которого является обеспечение потребности населения в перевозках при систематическом улучшении качества обслуживания пассажиров. В соответствии с этим дальнейшее развитие, совершенствование и улучшение качества обслуживания пассажирских перевозок актуально для изучения и реализации.

Одной из основных проблем городского общественного транспорта является сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава. Как следствие снижается уровень технической надежности и безопасности пассажирского транспорта, возрастает поток сходов с линии по техническим неисправностям. Обновлению общественного транспорта в г. Калининграде способствует проведение Чемпионата мира по футболу в 2018году, а также большой износ уже имеющегося парка общественного транспорта. Уже сейчас на улицах города стали появляться современные, комфортабельные автобусы, троллейбусы, трамвай (был введен в эксплуатацию зимой этого года). Масштабная реализация этой программы начнётся с 2015 года.

В ходе исследования была поставлена цель определить качество предоставления услуг общественного транспорта в г. Калининграде. В соответствии с вышеизложенной целью были решены следующие задачи: выявлены негативные моменты в работе общественного транспорта г. Калининграда и найдены поиски путей их устранения; определены факторы, влияющие на работу общественного транспорта; на основании опроса жителей г. Калининграда вынесена оценка работы общественного транспорта в городе.

Подготовительный этап исследования включал разработку анкеты, её размещение в интернете на специальном сайте «Survio». Для обработки полученных сведений использовалась статистическая сводка и группировка данных, анализ распределения признаков и выявление взаимосвязей.

Для исследования было отобрано 30 респондентов. Несмотря на небольшое количество опрошенных, предельная ошибка, рассчитанная с коэффициентом доверия, равным 2, достаточна мала (0,28), что говорит о том, что результаты исследования можно считать достоверными.

Проведя опрос среди населения, мы выяснили, что большинство опрошенных респондентов, а именно 97 %, пользуются услугами общественного транспорта. Оставшиеся 3 % граждан хотя бы один раз в своей жизни когда-либо пользовались общественным транспортом. (Рис.1)  При этом было установлено, что общественным транспортом в большей степени пользуются женщины.

Рис. 1. Структура респондентов по использованию общественного транспорта

Рассматривая вопрос о частоте пользования общественным транспортом в г.Калининграде, можно отметить, что большая часть опрошенных граждан пользуются общественным транспортом каждый день – 70%, так как он довольно востребован, что представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Структура респондентов по частоте пользования общественным транспортом

Проанализировав ответы респондентов, можно прийти к такому выводу, что большинство граждан города пользуются услугами маршрутного такси (ведь маршруты пролегают даже по самым отдаленным частям нашего города, и добраться куда-либо можно значительно быстрее) - 43%, второе место по популярности занимают автобусы – 33%. Эти результаты проиллюстрированы на рисунке 3.

Рис. 3. Структура популярности общественного транспорта

При проведении   опроса было установлено, что 53% опрошенных не устраивает количество общественного транспорта в нашем городе, потому что очень часто приходится долго ждать необходимый маршрут. Данные представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Степень удовлетворенности населения количеством общественного транспорта

Респондентам задавался вопрос: «Есть ли необходимость введения новых маршрутов общественного транспорта в г. Калининграде. Предлагалось указать название улиц, по которым должны проходить эти маршруты. Проведя статистическую обработку данных были получены следующие результаты: 57% опрошенных не видят необходимости введения новых маршрутов, больше всего (10%) респондентов отметили необходимость введения наземного метро по маршруту «ул. Киевская - Северный Вокзал -п.Чкаловск», что объясняется постоянными пробками в этих районах. Результаты ответа на этот вопросы представлены на рисунке 5.

Рис.5. Необходимость введения новых маршрутов

По итогам исследования только 3% респондентов удовлетворены качеством работы общественного транспорта, большая часть респондентов – 43%, говорит о средней удовлетворенности качеством работы общественного транспорта в г.Калининграде, эта тенденция наблюдается как у мужчин, так и у женщин. (Рис. 4.)

Рис. 4. Степень удовлетворенности населения качеством работы общественного транспорта

Проведя опрос среди населения выяснилось, что большая часть опрошенных в первую очередь увеличила бы количество маршрутов и обновила транспорт – по 23% соответственно. Это не удивительно, ведь, например, все имеющиеся трамваи, за исключением нового, введённого в эксплуатацию зимой этого года, подлежат списанию, так как превышен нормативный срок их эксплуатации: средний возраст калининградских трамваев составляет 26 лет при норме эксплуатации в 16 лет, а средний возраст автобусов, курсирующих по Калининграду – 15 лет. При этом большая часть мужчин (36%) увеличила бы количество маршрутов, а большая часть женщин – 32%- проголосовала за обновление общественного транспорта, что представлено на рисунке 5.

Рис. 5. Структура основных изменений в общественном транспорте

Рассматривая вопрос о надлежащем виде общественного транспорта, граждане города все же в большей степени – 67 % не всегда довольны и внешним, и внутренним видом транспорта. Отсутствие системы проветривания и отопления, огромное количество рекламы как внутри, так и снаружи транспорта, испорченные сиденья являются только малой частью проблем. И, хотя большинство граждан все же не устраивает вид общественного транспорта, остаются те, которые им довольны, а именно 10 % респондентов.

Рис. 6. Степень удовлетворенности населения внешним и внутренним видом общественного транспорта

Рассматривая такую тему, как отношение водителей и контролёров к пассажирам, можно отметить, что большинство респондентов отметили удовлетворительное и нормальное отношение к себе в общественном транспорте – 30% и 30% соответственно. Меньше всего респондентов (13 %) отметили дружелюбное отношение. И 27 % опрошенных граждан сослались на неуважительное (хамское) отношение. Это говорит о том, что руководителям предприятий по предоставлению услуг общественного транспорта есть над чем работать с коллективом по устранению недостатков в работе (рис. 7).

Рис.7. Отношение к пассажирам в общественном транспорте

Таким образом, большинство респондентов оценивают профессионализм работников общественного транспорта в г. Калининграде в 3 балла (60%) по 5-бальной шкале. Меньше всего респондентов оценили профессионализм работников в 1 балл – 3% (рис. 8). Это говорит о необходимости повышения подготовки кадров общественного транспорта.

Рис. 8. Оценка профессионализма работников общественного транспорта в

 г. Калининграде

На основании результатов группировки работников общественного транспорта по профессионализму проанализируем вариацию профессионализма работников. По результатам исследования средний профессионализм работников общественного транспорта в г. Калининграде составляет 3,2 балла (по 5-ти бальному рейтингу). Профессионализм колеблется в пределах 4 баллов, что составляет 124%. В среднем в г. Калининграде индивидуальный профессионализм работников общественного транспорта отклоняется от среднего уровня профессионализма на 0,6 балла, что составляет 19%. Так как расчетное значение коэффициента вариации (25%) меньше нормы (33%), то рассчитанное среднее значение стажа является типичным для данной совокупности. У большинства работников общественного транспорта средний профессионализм 3 балла, при этом у половины работников уровень профессионализма меньше, чем 3 балла, а у другой половины – больше, то есть мода и медиана совпадают.

В исследовании была сделана попытка изучить зависимость оценки профессионализма работников общественного транспорта от частоты поездки респондентов. Были использованы различные функции, но лучше всего подошла полиномиальная функция 2-го порядка, так как при ней значение коэффициента детерминации равно 0,95, что больше 0,5.  Это значит, что данная модель пригодна для практического применения, так как более половины общей вариации результативного признака объясняется воздействием факторного признака. Данный график представлен на рисунке 9.

Рис. 9. График анализа взаимосвязи

Из графика видно, что чем меньше поездок совершает пассажир, тем выше оценка профессионализма работников общественного транспорта, что говорит об обратной связи между частотой поездок пассажиров и оценкой профессионализма работников (на что указывает отрицательное значение коэффициента b). Каждый из коэффициентов уравнения означает следующее:

             Коэффициент а (4,1236) оценивает работу транспорта, которая не зависит от количества частоты использования общественного транспорта (например, от скорости, наличия пробок и др.)

            Коэффициент b равен (-0,3943), что говорит об обратной зависимости, т.е, если количество поездок увеличится на единицу, то балльная оценка снизится на 0,39 балла.

            Коэффициент с равен 0,0365, что говорит о тенденции замедления.

Таким образом, проанализировав ситуацию о качестве предоставления услуг общественного транспорта в г. Калининграде, можно предложить следующие рекомендации:

1)      Привести в соответствие внешний и внутренний вид подвижного состава общественного транспорта

2)      Улучшить подготовку персонала, особенно повысить уровень вежливого и внимательного отношения к пассажирам

Литература:

1.      Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник для вузов / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2009.

2.      Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс: учебник. – М.: Дело, 2001.

3.      Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle