Библиографическое описание:

Шелковая А. А. Особенности сбытовой политики рыбоперерабатывающего предприятия // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 62-65.

В условиях экономических и геополитических преобразований рыбообрабатывающим предприятиям России приходится постоянно корректировать свой комплекс маркетинга, в частности, сбытовую политику. Это обстоятельство обусловило выбор темы проведенного исследования, объектом которого стало предприятие ООО «РосКон», а предметом - возможность более широкого использования такого уровня канала сбыта, как нулевой.

Одним из конкурентоспособных рыбоперерабатывающих предприятий Калининградской области является ООО «РосКон» - региональное предприятие, которое после выхода на проектную мощность ежегодно выпускает свыше 96 млн. банок рыбных консервов. Это современный, высокотехнологичный рыбоконсервный комплекс, расположенный на берегу Балтийского моря в городе Пионерский Калининградской области [1]. Комплекс имеет выгодное месторасположение - развитая транспортная инфраструктура, незамерзающий морской порт, шоссе, железнодорожная ветка, энергетические мощности и высококвалифицированные кадры. При проектировании и строительстве комплекса учитывался опыт передовых рыбоперерабатывающих предприятий Европы. Данное предприятие введено в эксплуатацию в 2008 году, оснащено самым современным оборудованием («Baader», «Rosoma» - Германия, «SteriFlow» - Франция и др.). ООО «РосКон» - резидент Особой экономической зоны в Калининградской области. Это позволяет ему иметь экономические преференции и льготы, гарантированные Федеральным законом от 22.01.1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Предприятие располагает собственным сайтом www.rk-roskon.ru , информация на котором постоянно актуализируется.

ООО «РосКон» принимает активное участие в международных выставках продуктов питания и регулярно получает награды за свою продукцию:

-       в 2009 г.- участие в смотре - конкурсе «Современный рыбный продукт» в рамках международной рыбохозяйственной выставки «Интерфиш – 2009»;

-       в 2010 г.- в международном профессиональном конкурсе продуктов питания и напитков «Продукт года – 2010» в рамках международной выставки «WorldFood» (г. Москва), в 12-ой Профессиональной Дегустации Продуктов Питания и Алкогольных Напитков « Лучший продукт WorldFood 2010» в рамках 13й Центрально-Азиатской Международной выставки «Пищевая промышленность» (Алма-Аты, Казахстан);

-       в 2011 г. - в 4-ой Профессиональной дегустации продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков и ингредиентов в рамках 11-й Узбекской Международной выставки «Пищевая Индустрия- WorldFood 2011» (Ташкент, Узбекистан); в Дегустационном конкурсе «Золотая медаль ITE Сибирская ярмарка» в рамках Международной выставки «INTERFOODNOVOSIBIRSK- 2011»;

-       в 2012 г. - в Международном конкурсе «ЛУЧШИЙ ПРОДУКТ- 2012» в рамках XIX Международной выставки продуктов питания, напитков и сырья для их производства «ПРОДЭКСПО- 2012»;

-       в 2013 г. - в Международном конкурсе «ЛУЧШИЙ ПРОДУКТ- 2013» в рамках XX Международной выставки продуктов питания, напитков и сырья для их производства «ПРОДЭКСПО- 2013», в Профессиональной Дегустации Продуктов Питания и Напитков «Традиции Качества» в рамках 15-ой Юбилейной Казахстанской международной выставки «ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ» «INTERFOOD АСТАНА 2013».

Такая активная выставочная деятельность позволила в 2013 году увеличить удельный вес продукции, отправляемой на экспорт с 64% до 79%, что отражено на рисунке 1.

Рис.1 Рынки сбыта ООО «РосКон» в 2013 году

Клиентская база зарубежных партнеров расширилась за счет стран СНГ Среднеазиатского региона (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан). В 2013г. продукции предприятия присвоен Еврономер, что позволило ей еще больше расширить каналы сбыта - выйти на европейский рынок. ООО «РосКон» заслуженно является лауреатом проекта «ПРОФИ-Итоги года» среди лидеров Калининградской экономики.

Вся продукция предприятия выпускается в консервном цехе на 3-х производственных линиях в соответствии с ГОСТами Российской Федерации под торговой маркой «Рыбное меню». На предприятии функционирует отдел контроля качества и безопасности продукции, а также производственная лаборатория. Динамика продаж рыбных консервов по производственным линиям отражена на рисунке 2 (за период с января 2013 года по март 2014года).

Рис.2. Продажи ООО «РосКон» по производственным линиям рыбных консервов

Рисунок 2 иллюстрирует, что продукция, произведенная на первой линии, является лидером продаж (77% общего объема), поскольку на ней выпускается самый широкий ассортимент рыбных консервов при оптимальном сочетании цены и массы продукта в банке. Второе место по объемам продаж занимает линия №2 (12%) – консервы премиум-класса в банках «hansa» и «club». Оставшиеся 11% продаж приходятся на третью производственную линию с консервами из копченой рыбы.

            Сбыт производимой продукции осуществляется прямыми оптовыми поставками в торговые сети Калининграда и области. Розничная продажа производится через фирменный магазин, расположенный на проходной предприятия. Для заинтересованных фирм существует форма заказа оптовых поставок через интернет и телефонную связь. Структура продаж по региональным контрагентам представлена на рисунке 3:

Рис. 3 Структура продаж по контрагентам в 2013 году

Можно констатировать, что продажи через фирменный магазин ООО «РосКон» сопоставимы с такой крупной торговой сетью, как ТД «Вестер» и заключают в себе хороший потенциал для дальнейшего развития.

Последние геополитические события привели к потере украинских клиентов (Госпотребинспекция Украины ввела санкции, сообщив, что после проведения проверки приняла решение об изъятии из продажи в торговых сетях российских кондитерских, сырных и рыбных продуктов из-за несоответствия украинскому законодательству, в том числе правилам маркировки) [3]. В нарушение международного законодательства и установленной процедуры, подразумевающей проведение соответствующих лабораторных исследований и официальных уведомлений в адрес производителей и контрольных органов страны-поставщика продукции, санкции были применены в отношении продукции: кондитерского холдинга "Объединенные кондитеры": конфет фабрик "Красный Октябрь", "Рот Фронт" и концерна "Бабаевский"; производителя плавленых сыров ООО "Лактасис Истра", а также двух калининградских производителей рыбной продукции - ООО «РосКон» и ООО «Вичунай-Русь».[2]

Несмотря на то, что при проведении Роспотребнадзором Российской Федерации контрольно-надзорных мероприятий не было выявлено каких-либо фактов несоответствия перечисленной продукции, изымаемой из обращения на Украине, требованиям безопасности или маркировки. На наш взгляд, соседство с таким знаменитыми брэндами придает молодой торговой марке «Рыбное Меню» больше статусности и популярности.

 Экспорт в Украину составлял около 8% от общего количества произведенной продукции. Эту потерю предлагается восполнить за счет дополнительного стимулирования интереса регионального потребителя путем активизации нулевого уровня канала сбыта как наиболее перспективного. Этому способствуют удачное местоположение ООО «РосКон», а также достаточное количество транспортных средств для обеспечения выездной торговли от фирменного магазина предприятия. В эффективности использования вышеуказанного уровня канала сбыта можно убедиться, анализируя результаты продаж на региональном празднике «День Селедки», который проходил с 11 - 13 апреля 2014 года в городе Калининграде на набережной Петра Великого у Музея Мирового океана. ООО «РосКон» принимало участие в данном мероприятии 12 и 13 апреля. За это время было продано 73 ящика, из них 43 ящика – продукции 1-ой линии (2064 банки), 20 ящиков – продукции 2-ой линии (720 банок), 10 ящиков – продукции 3-ей линии (300 банок). Таким образом, за два дня выездной торговли было продано 3084 банки, что на 35% больше, чем количество реализованных через фирменный магазин банок консервов за такой же период самого доходного месяца 2013 года.

Таким образом, очевиден высокий потенциал нулевого канала сбыта продукции ООО «РосКон», который ускорит товарооборот, увеличит объем продаж, что позволит уменьшить товарные запасы на складе и сохранить контроль над маркетингом продукции и, в итоге, приведет к росту позитивной репутации предприятия. В этой связи необходимо увеличить непосредственную реализацию продукции конечному потребителю через собственные торговые точки, в том числе сеть фирменных магазинов. Кроме того, через своих представителей (продавцов торговых точек) предприятие сможет поддерживать тесные связи с потребителями, оперативно узнавать отзывы о продукции, дополнительные запросы потребителей к продукции. Для прогноза эффективности предложенного направления планируется разработать трехуровневую систему сбалансированных показателей по методике оценки эффективности маркетинга, изложенной в [4].

Литература:

1.                  Сайт Рыбоконсервного комплекс РОСКОН. 2014. URL: http://www.rk-roskon.ru/ (дата обращения 11.04.2014).

2.                  Сайт Российского агентства международной информации «РИА Новости» . 2014. URL: http://ria.ru/(дата обращения 11.04.2014).

3.                  Сайт информационного агентства. 2014. URL: http://www.rbc.ru/( дата обращения 11.04.2014).

4.                  Лукьянова Н.Ю., Дюкина Т.О. Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга. //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, №3, 2014. С.84-88.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle