Библиографическое описание:

Ермолаева Т. Е. Конкурентная среда оконного рынка (ПВХ-конструкций) Калининградской области // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 40-43.

Конкуренция играет исключительно важную роль в рыночной экономике, поскольку она является одним из основных условий функционирования рынка. Поэтому исследования по проблемам, связанным с конкуренцией, находятся под пристальным вниманием ученых, предпринимателей и маркетологов.

Объектом проведенного исследования был выбран оконный рынок (ПВХ-конструкций) России и Калининградской области, предметом исследования – конкурентная рыночная среда одного из ведущих производителей оконного рынка (ПВХ-конструкций) Калининградской области ООО «Пластикат-Сервис».

Динамичное развитие национального оконного рынка эксперты связывают с несколькими факторами:

1) высокими темпами развития сектора строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе по программе правительства РФ;

2) объективными причинами необходимости замены старых окон в жилом фонде;

3) возрастающими доходами населения страны и др.

Мониторинг ситуации на отраслевом рынке ПВХ-конструкций в РФ регулярно отслеживает отраслевой центр О.К.Н.А. Маркетинг (рис.1-2) [2].

Рис. 1. Объем и динамика рынка ПВХ-конструкций, Россия, 2006-2012 год (млн. м. кв., рост %) [2]

Около 40 процентов от общего объема продаж ПВХ профилей в России приходится на долю трех немецких компаний: ProfineGroup, VEKA и Rehau.[1]

Очевидно, что к 2012 году рынок пластиковых окон России восстановился после кризиса и по объемам производства достиг докризисного уровня 2008 г. В структуре потребления 81 процент всех продаж приходится на частный сектор. (рис.2) [2]

Рис. 2. Доли сегментов потребления ПВХ-конструкций, Россия,2012 год,

(из расчета м. кв. %)

Экспертные прогнозы динамики развития рынка окон (ПВХ-конструкций) свидетельствуют о замедлении темпов роста рынка и его насыщении, в частности на 2014 год делаются пессимистичные прогнозы.

В аналогичном положении находится Калининградский сегмент рынка пластиковых окон, сформировавшийся примерно 17 лет назад, когда калининградцы впервые познакомились с пластиковыми окнами. Рынок долгое время был растущим, но перед кризисом 2008 года наступило насыщение рынка. На сегодняшний день конкуренция фирм, предлагающих широкий спектр ПВХ-конструкций на калининградском рынке, резко возросла, а спрос начал сокращаться.

В этой связи предприятие ООО «Пластикат-Сервис», существующее на региональном рынке 15 полных лет, владеющее собственными производственными мощностями (заводом) и являющееся лидером в Калининградской области по объемам производства ПВХ-конструкций (рис.3), занимается решением проблемы повышения своей конкурентоспособности.  И, в частности, мониторингом конкурентной рыночной среды. Для анализа конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» были использованы методы «5 конкурентных сил» Майкла Портера и метод «Тайный покупатель».

Рис.3. Объем реализации пластиковых окон за сентябрь месяц 1999-2013 г.г.,(шт.)

Результаты анализа конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» методом «5 конкурентных сил» Майкла Портера представлены в табл. 1.

Таблица 1

Систематизация результатов анализа по методу « 5 конкурентных сил»

Параметр

Значение

Описание

Угроза со стороны товаров-заменителей

Низкий

Компания обладает уникальным предложением на региональном рынке.

Угроза внутриотраслевой конкуренции

Высокий

Рынок является высоко конкурентным.

Угроза со стороны новых игроков

Средний

Высок риск входа новых игроков с новыми технологиями.

Угроза потери текущих клиентов

Высокий

Портфель клиентов обладает высокими рисками

Угроза нестабильности работы поставщиков

Высокий

Нет стабильности со стороны поставщиков, потому что региональный рынок находится в эксклаве.

Полученные результаты анализа с помощью метода «пяти конкурентных сил» Майкла Портера позволили разработать следующую систему предложений и рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Пластикат-Сервис»:

1. Рекомендуется придерживаться стратегии укрепления уникальности товара

2. Основные усилия компания должна сосредоточить на построении высокого уровня знания.

3. Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых игроков.

4. Снижать влияние ценовой конкуренции на продажи компании.

6. Рекомендуется диверсифицировать портфель клиентов.

7. Требуются специальные программы для VIP - клиентов и эконом-программы.

8. Рекомендуется сосредоточиться на устранении выявляемых недостатков товара, развивать сервисное обслуживание установленной продукции.

Анализ конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» проводился под видом «тайного покупателя» (объем выборки составил 34 предприятия-конкурента) Исследование проводилось путем анкетирования конкурентов с целью выявления их уровня обслуживания клиентов.

С высоким сервисным обслуживанием оказались следующие конкуренты ООО «Пластикат-Сервис»: Панорама-Люкс, Европласт, Калипсо, Добропласт, Vertex, Ас Дом. Для предприятия ООО «Пластикат-Сервис» выяснилось, что оно входит в группу высокого качества сервисного обслуживания.

В ходе проведенного исследования были выявлены проблематичные вопросы внутриорганизационного маркетинга ООО «Пластикат-Сервис»:

1) «Внешний вид менеджера по продажам»;

2) «Завершающий этап, реакция на отказ».

В результате исследования была разработана система предложений по следующим основным направлениям:

- мотивация персонала (включая, систему штрафов и вознаграждения);

- обучение персонала;

- введение системы контроля персонала.

В результате проведенного исследования была выявлена необходимость дальнейшего изучения конкурентной среды и разработки комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на улучшение сервисного обслуживания клиентов, например, с использованием направлений анализа, отмеченных в [4]. В частности, требуется углубленное изучение несовершенства системы продаж. На предприятии необходимо обратить внимание на внешний вид сотрудников и разработать единую форму менеджеров. Также следует повышать квалификацию менеджеров (за счет тренингов, стажировок и т.п.). Для постоянных клиентов-предприятий, с которыми сотрудничает ООО «Пластикат-Сервис», следует проводить ознакомительные экскурсии для углубленного изучения продукции. Рекомендуется внедрить систему записи телефонных звонков в точки продаж для анализа уровня обслуживания менеджерами компании клиентов. В совокупности все эти меры должны улучшить качество обслуживания. Для прогноза эффективности предложенной системы мероприятий планируется разработать трехуровневую систему сбалансированных показателей в соответствии с методикой, изложенной в статье Н. Ю. Лукьяновой и Т. О. Дюкиной «Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга» [5].

Литература:

1.      Квашенина М.В. Современное состояние российского рынка окон ПВХ // Сайт электронного журнала «Управление экономическими системами», 2010. URL: http://uecs.ru/marketing/item/290-2011-03-25-07-37-03(дата обращения 10.04.2014).

2.      Рынок ПВХ-конструкций в 1 квартале 2014 года // Портал о пластиковых окнах «ОкнаМедиа», 2014. URL: http://www.oknamedia.ru/spage-publish/detail-39217/section-article.html (дата обращения 10.04.2014).

3.      Статистика рынка // Портал о пластиковых окнах «ОкнаМедиа», 2013. URL: http://www.oknamedia.ru/tc-166.html (дата обращения 10.04.2014).

4.      Лукьянова Н.Ю., Солдатова С.Э. Роль статистического и экономико-математического моделирования в прикладных научных исследованиях. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - № 3. - С.73-79.

5.      Лукьянова Н.Ю., Дюкина Т.О. Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - № 3. С.84-88.

Основные термины: пластиковых окон, Калининградской области, конкурентной среды, анализа конкурентной среды, конкурентной среды предприятия, оконного рынка, конкурентных сил», Вестник Балтийского федерального, конкурентных сил» Майкла, «5 конкурентных сил», сил» Майкла Портера, Балтийского федерального университета, рынка пластиковых окон, дата обращения 10.04.2014, динамика рынка ПВХ-конструкций, оконного рынка эксперты, производителей оконного рынка, пластиковых окнах, пластиковых окон России, развития рынка окон

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle