Библиографическое описание:

Ермолаева Т. Е. Конкурентная среда оконного рынка (ПВХ-конструкций) Калининградской области // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 40-43.

Конкуренция играет исключительно важную роль в рыночной экономике, поскольку она является одним из основных условий функционирования рынка. Поэтому исследования по проблемам, связанным с конкуренцией, находятся под пристальным вниманием ученых, предпринимателей и маркетологов.

Объектом проведенного исследования был выбран оконный рынок (ПВХ-конструкций) России и Калининградской области, предметом исследования – конкурентная рыночная среда одного из ведущих производителей оконного рынка (ПВХ-конструкций) Калининградской области ООО «Пластикат-Сервис».

Динамичное развитие национального оконного рынка эксперты связывают с несколькими факторами:

1) высокими темпами развития сектора строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе по программе правительства РФ;

2) объективными причинами необходимости замены старых окон в жилом фонде;

3) возрастающими доходами населения страны и др.

Мониторинг ситуации на отраслевом рынке ПВХ-конструкций в РФ регулярно отслеживает отраслевой центр О.К.Н.А. Маркетинг (рис.1-2) [2].

Рис. 1. Объем и динамика рынка ПВХ-конструкций, Россия, 2006-2012 год (млн. м. кв., рост %) [2]

Около 40 процентов от общего объема продаж ПВХ профилей в России приходится на долю трех немецких компаний: ProfineGroup, VEKA и Rehau.[1]

Очевидно, что к 2012 году рынок пластиковых окон России восстановился после кризиса и по объемам производства достиг докризисного уровня 2008 г. В структуре потребления 81 процент всех продаж приходится на частный сектор. (рис.2) [2]

Рис. 2. Доли сегментов потребления ПВХ-конструкций, Россия,2012 год,

(из расчета м. кв. %)

Экспертные прогнозы динамики развития рынка окон (ПВХ-конструкций) свидетельствуют о замедлении темпов роста рынка и его насыщении, в частности на 2014 год делаются пессимистичные прогнозы.

В аналогичном положении находится Калининградский сегмент рынка пластиковых окон, сформировавшийся примерно 17 лет назад, когда калининградцы впервые познакомились с пластиковыми окнами. Рынок долгое время был растущим, но перед кризисом 2008 года наступило насыщение рынка. На сегодняшний день конкуренция фирм, предлагающих широкий спектр ПВХ-конструкций на калининградском рынке, резко возросла, а спрос начал сокращаться.

В этой связи предприятие ООО «Пластикат-Сервис», существующее на региональном рынке 15 полных лет, владеющее собственными производственными мощностями (заводом) и являющееся лидером в Калининградской области по объемам производства ПВХ-конструкций (рис.3), занимается решением проблемы повышения своей конкурентоспособности.  И, в частности, мониторингом конкурентной рыночной среды. Для анализа конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» были использованы методы «5 конкурентных сил» Майкла Портера и метод «Тайный покупатель».

Рис.3. Объем реализации пластиковых окон за сентябрь месяц 1999-2013 г.г.,(шт.)

Результаты анализа конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» методом «5 конкурентных сил» Майкла Портера представлены в табл. 1.

Таблица 1

Систематизация результатов анализа по методу « 5 конкурентных сил»

Параметр

Значение

Описание

Угроза со стороны товаров-заменителей

Низкий

Компания обладает уникальным предложением на региональном рынке.

Угроза внутриотраслевой конкуренции

Высокий

Рынок является высоко конкурентным.

Угроза со стороны новых игроков

Средний

Высок риск входа новых игроков с новыми технологиями.

Угроза потери текущих клиентов

Высокий

Портфель клиентов обладает высокими рисками

Угроза нестабильности работы поставщиков

Высокий

Нет стабильности со стороны поставщиков, потому что региональный рынок находится в эксклаве.

Полученные результаты анализа с помощью метода «пяти конкурентных сил» Майкла Портера позволили разработать следующую систему предложений и рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Пластикат-Сервис»:

1. Рекомендуется придерживаться стратегии укрепления уникальности товара

2. Основные усилия компания должна сосредоточить на построении высокого уровня знания.

3. Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых игроков.

4. Снижать влияние ценовой конкуренции на продажи компании.

6. Рекомендуется диверсифицировать портфель клиентов.

7. Требуются специальные программы для VIP - клиентов и эконом-программы.

8. Рекомендуется сосредоточиться на устранении выявляемых недостатков товара, развивать сервисное обслуживание установленной продукции.

Анализ конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» проводился под видом «тайного покупателя» (объем выборки составил 34 предприятия-конкурента) Исследование проводилось путем анкетирования конкурентов с целью выявления их уровня обслуживания клиентов.

С высоким сервисным обслуживанием оказались следующие конкуренты ООО «Пластикат-Сервис»: Панорама-Люкс, Европласт, Калипсо, Добропласт, Vertex, Ас Дом. Для предприятия ООО «Пластикат-Сервис» выяснилось, что оно входит в группу высокого качества сервисного обслуживания.

В ходе проведенного исследования были выявлены проблематичные вопросы внутриорганизационного маркетинга ООО «Пластикат-Сервис»:

1) «Внешний вид менеджера по продажам»;

2) «Завершающий этап, реакция на отказ».

В результате исследования была разработана система предложений по следующим основным направлениям:

- мотивация персонала (включая, систему штрафов и вознаграждения);

- обучение персонала;

- введение системы контроля персонала.

В результате проведенного исследования была выявлена необходимость дальнейшего изучения конкурентной среды и разработки комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на улучшение сервисного обслуживания клиентов, например, с использованием направлений анализа, отмеченных в [4]. В частности, требуется углубленное изучение несовершенства системы продаж. На предприятии необходимо обратить внимание на внешний вид сотрудников и разработать единую форму менеджеров. Также следует повышать квалификацию менеджеров (за счет тренингов, стажировок и т.п.). Для постоянных клиентов-предприятий, с которыми сотрудничает ООО «Пластикат-Сервис», следует проводить ознакомительные экскурсии для углубленного изучения продукции. Рекомендуется внедрить систему записи телефонных звонков в точки продаж для анализа уровня обслуживания менеджерами компании клиентов. В совокупности все эти меры должны улучшить качество обслуживания. Для прогноза эффективности предложенной системы мероприятий планируется разработать трехуровневую систему сбалансированных показателей в соответствии с методикой, изложенной в статье Н. Ю. Лукьяновой и Т. О. Дюкиной «Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга» [5].

Литература:

1.      Квашенина М.В. Современное состояние российского рынка окон ПВХ // Сайт электронного журнала «Управление экономическими системами», 2010. URL: http://uecs.ru/marketing/item/290-2011-03-25-07-37-03(дата обращения 10.04.2014).

2.      Рынок ПВХ-конструкций в 1 квартале 2014 года // Портал о пластиковых окнах «ОкнаМедиа», 2014. URL: http://www.oknamedia.ru/spage-publish/detail-39217/section-article.html (дата обращения 10.04.2014).

3.      Статистика рынка // Портал о пластиковых окнах «ОкнаМедиа», 2013. URL: http://www.oknamedia.ru/tc-166.html (дата обращения 10.04.2014).

4.      Лукьянова Н.Ю., Солдатова С.Э. Роль статистического и экономико-математического моделирования в прикладных научных исследованиях. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - № 3. - С.73-79.

5.      Лукьянова Н.Ю., Дюкина Т.О. Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - № 3. С.84-88.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle