Библиографическое описание:

Огнева Н. Ф., Никифорова И. В. Интеграционные потенциал в рамках Союзного государства // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 27-29.

Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлены географической и культурно-исторической близостью этих стран и народов, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями белорусских и российских кампаний.

Начало интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь относится ко 2 апреля 1996 года. В этот день главы двух государств подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России.

8 декабря 1999 года был подписан договор о создании Союзного государства. Согласно этому договору были созданы органы власти и бюджет для союзного государства, что способствовало развитию не только экономических отношений между странами, но и развитию других сфер сотрудничества.

Российские и белорусские ученые видят необходимость интеграции в том, что она создает предпосылки для развития эффективности и конкурентоспособности экономик, без чего невозможно выживание в современных условиях, а также означает переход стран к качественно новому этапу развития, что способствует раскрытию их внутреннего потенциала.

Возможность интеграционных процессов обусловлена в основном стремлением государственных и региональных органов власти к сотрудничеству. К основным предпосылкам интеграции регионов России и Беларуси следует отнести:

1) Исторические, а именно наличие общей истории, длительного опыта социокультурной, политической и экономической интеграции;

2) Географические - географическая близость государств и сотрудничество приграничных регионов;

3) Экономические - связь экономик, взаимосвязи предприятий и отраслей хозяйства;

4) Инфраструктурные - развитая транспортная система между государствами;

5) Социальные - взаимосвязь в культуре, науке и образовании.

Основными ориентирами интеграции сотрудничающих регионов являются:

- взаимное экономическое развитие государств;

- создание и развитие экономической системы, которая будет успешно конкурировать с другими регионами;

- создание «единого пространства», в первую очередь социального, а в итоге - экономического;

- обеспечение единой нормативно-правовой базы, учитывающей деятельность сотрудничающих регионов;

- создание общей системы безопасности [3, c. 115].

Интеграционные процессы Беларуси и России формируются на основе общности политических, экономических и культурных факторов.

В рамках Союзного государства России и Беларуси действует Таможенный комитет Союзного государства, основными направлениями которого является унификация таможенного законодательства в условиях отсутствия таможенного контроля на российско-белорусской границе в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларуси, обеспечение эффективного таможенного контроля в отношении товаров из третьих стран [4].
За последние годы сотрудничество между городами и районами Беларуси и России значительно расширились, что создает реальную основу для интеграции. Межрегиональное сотрудничество подразумевает налаживание прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, производственное кооперирование, оказание транспортных услуг и услуг строительства.

Договорно-правовая база двухстороннего сотрудничества Беларуси с Россией, а также с российскими регионами включает около 200 договоров, соглашений и протоколов, которые направлены на дальнейшее развитие отношений между двумя странами. В основном данные соглашения носят экономический характер: наращивание объемов взаимных поставок товаров, расширение товаропроводящей сети, укрепление производственной кооперации, создание сборочных производств [2, с.13-14].

На сегодняшний день важное место в интеграционных процессах занимают приграничные регионы. Для более эффективного трансграничного сотрудничества между регионами важно определить приоритеты сотрудничества, учитывая их специализацию.

Для областей Республики Беларусь основными партнерами являются регионы России. При осуществлении внешнеэкономической деятельности белорусскими региональными органами власти ставится важная цель ― создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров и услуг на международный рынок. В современных условиях для решения поставленной цели необходимо постепенно решаются следующие задачи:

― создание приграничного рынка труда для осуществления внешнеторговой деятельности, а также для сокращения миграции населения в приграничных зонах;

― совершенствование информационного обеспечения осуществления экспортно-импортных операций между сотрудничающими регионами, что в последующем позволит создать информационный массив для оценки взаимодействия регионов;

― принятие мер, способствующих осуществлению внешнеторговых мероприятий, а также создание условий безопасности на границах сотрудничающих регионов;

― равноправное и рациональное использование природных ресурсов регионов;

― создание и использование социальной и производственной региональной инфраструктуры;

― создание благоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности в приграничных регионах;

― укрепление доверия между регионами, развивая культурные связи регионов.

Каждый регион имеет свою специализацию, которая определяет те виды производства, на которых он концентрируется, что в дальнейшем позволяет ему удовлетворять потребности как других регионов страны, так и участвовать с мировой торговле. Отрасли специализации выделяют регион в территориальном разделении труда, то есть регион производит ту продукцию, производство которой дешевле и более предпочтительные условия в сравнении с другими регионами страны.

Рассмотрим специализацию одного из регионов Республики Беларусь - Гродненская область. Для количественного определения уровня специализации исследуемого Гродненского региона были расчитаны такие показатели, как коэффициент локализации, коэффициент уровня развития отрасли в регионе, коэффициент душевого производства и показатель специализации региона (таблица 1).

Таблица 1

Показатели определения конкурентоспособных отраслей регионов

№ п/п

Показатель

Формула расчета

Сущность показателя

1.       

Коэффициент локализации

Определяется степень сконцентрированности выбранной отрасли в изучаемом регионе (Кл>1)

2.       

Коэффициент уровня развития отрасли в регионе

Определяется производство данной отрасли в регионе (Ку>1, т.е. данной отраслью производится больше, чем необходимо региону)

3.       

Коэффициент душевого производства

Определяется производство на душу населения данной отрасли в регионе в сравнении с производством отрасли в стране (Кд>1, т.е. производство данной отрасли региона больше, чем по стране)

4.       

Показатель специализации региона

Определяется удельный вес региона в стране данной отрасли по отношению к удельному весу региона в стране по всей отрасли промышленности (Су>1)

где Ор – отрасль региона;

Ос – отрасль страны;

Пр – все промышленное производство региона;

Пс – все промышленное производство страны;

Нр – численность населения региона;

Нс – численность населения страны;

Уо – удельный вес региона в стране по данной отрасли;

Ур – удельный вес региона в стране по всей отрасли промышленности.

Результаты расчетов по определению конкурентоспособных отраслей Гродненской области представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты расчетов определения конкурентоспособных отраслей Гродненской области.

№ п/п

Показатель

Отрасли

Пищевая

Химиче-ская

Лесн. и деревообр.

Машиностр.

Текстильная

1.       

Коэффициент локализации

1,302

3,335

5,968

0,272

3,237

2.       

Коэффициент уровня развития отрасли в регионе

1,578

1,202

1,684

1,305

2,560

3.       

Коэффициент душевого производства

0,563

1,459

2,596

0,118

1,408

4.       

Показатель специализации региона

1,313

3,395

6,036

0,27

3,292

Проведенные расчеты показывают, что все представленные отрасли Гродненского региона конкурентоспособны, но в наибольшей степени это химическая, лесная и деревообрабатывающая и текстильная отрасли. Следовательно, развитие данных отраслей позволит Гродненской области повысить внешнеторговый оборот и расширить внешнеторговые связи.

Приграничные регионы заинтересованы в решении вопросов развития и расширения торгово-экономических связей, решении таможенных вопросов, обеспечении необходимого режима пересечения государственной границы. В рамках приграничья имеется хорошая возможность решать вопросы эффективного использования природных ресурсов, налаживания экологически чистого сельскохозяйственного производства, организации совместных предприятий пищевой промышленности, улучшения транспортного сообщения, модернизации средств коммуникаций и других объектов приграничного хозяйства.

Литература:

1.      Дупленко Н.Г. Развитие малого инновационного предпринимательства на основе согласования экономических интересов // Балтийский регион. –2012. – № 3. – С. 34-46.

2.      Никитенко П.Г. Межрегиональное приграничное сотрудничество – приоритетный фактор союзной интеграции Беларуси и России / П.Г. Никитенко. – Минск: Право и экономика, 2008. – 30 с.

3.      Сергеюк В.С. Тенденции развития экономической интеграции России и Беларуси / В.С. Сергеюк // Экономика и управление / учредитель: Частное учреждение образования «Минский институт управления». – Минск: Минский институт управления, 2008. – №3. – С. 1115-119.

4.      Сергиевич (Огнева) Н.Ф. Ресурсный потенциал трансграничного сотрудничества Калининградской и Гродненской областей / Н.Ф. Сергиевич // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 3: Сер. Экономические и юридические науки. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. – С. 130 – 134.

5.      Сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org .

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle