Библиографическое описание:

Булатова Е. А., Назарова Н. А. Тенденции и проблемы развития калининградского рынка услуг по обучению иностранным языкам // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 16-19.

В статье рассмотрены основные тенденции и перспективы развития рынка услуг по обучению иностранным языкам в имеющем значительную специфику эксклавном регионе России – Калининградской области. Представлены также выявленные актуальные проблемы развития данного рынка.

Ключевые слова: Калининградская область, маркетинг образовательных услуг, образовательные услуги, обучение иностранным языкам.

Интерес к массовому изучению иностранных языков в России в целом возрос за последние 15-20 лет. Открытие государственных границ, тенденция к повышение уровня благосостояния жителей страны привело к очевидной необходимости оперировать несколькими иностранными языками для гармоничной интеграции россиян в международном сообществе.

Знаний иностранного языка полученных на базе общеобразовательной школы или непрофильного ВУЗа современным россиянам уже давно не хватает. Использование устаревших методик преподавания языка, а также низкое качество самого преподавания не могут не отразиться на стремлении изучающих поиска другого источника знаний. Самостоятельное изучение языка не столь популярно, так как требует огромного самообладания над собой.

Растущий потребительский спрос на обучение иностранным языкам является мощным толчком для появления огромного количества новых языковых школ и курсов на рынке коммерческих услуг. Сегодня в Калининграде насчитывается более 30 различных языковых школ и курсов, однако большая часть из них очень маленького формата и представляют собой один частный кабинет с одним преподавателем. Крупных же игроков на рынке данных услуг около чуть больше десяти.

Если в предыдущие десятилетия круг людей в регионе, у которых была необходимость общаться на английском языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования вы обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов.

Первое место по популярности среди иностранных языков в области, без сомнения, занимает английский язык. Это и является основной вид деятельности большинства коммерческих курсов и школ по обучению иностранным языкам. Сегодня английский считается самым распространенным языком в мире. По данным ООН, на нем говорит более миллиарда человек в нескольких десятках стран. Это язык не только англичан, но и жителей США, Ирландии, Канады, Мальты, Австралии, Новой Зеландии. Английский используется в качестве официального в некоторых государствах Азии и Африки. Также он наряду с французским является рабочим языком секретариата Организации объединенных наций, а также входит в число шести официальных языков ООН.

Роль английского языка в России так же очень велика: он является рабочим языком в международных компания, работающих в нашей стране, это язык бизнес-командировок и туристических поездок, не говоря уже про общение в сети и чтение иностранной прессы и литературы. Технический прогресс и компьютеризация заставляют нас учить английский язык. Английский не просто проникает в нашу жизнь и работу, он все больше оказывает влияния на наш родной язык. Названия и слоганы на рекламных плакатах и вывесках все чаще являются транслитерацией с английского языка, или же просто встречаются без перевода. В русском языке все больше появляется заимствованных слов с английского,  причем не только в сфере политики или экономики, но и в нашем ежедневном общении. Людям часто интереснее употреблять новые заимствованные слова вместо русских терминов [1, с. 14].

Вторым по популярности с большим отставанием идет немецкий язык. Это еще связано с геополитическим положением Калининградской области и ее восточно-прусскими корнями, ведь всего 67 лет назад эта территория был заселена немцами из Восточной Германии. Еще долгое время после войны область была наполнена немецкими туристами в летний период, которые каждый год пытались хоть не надолго побывать в местах, где выросли и провели свое детство. На сегодняшний день поток туристов идет на убыл, да и сам город сильно изменился с тех пор. Соответственно падает и популярность самого немецкого языка среди изучающих. Но в области по прежнему много компаний, которые работают с немецкими партнерами. Так же в германии действует система государственных образовательных грантов для иностранных туристов, которая предоставляет возможность получить бесплатное образование с предоставлением жилья на время всего процесса обучения. Безвозвратность этих грантов является достаточно привлекательной причиной для выбора немецких вузов, однако необходимо хорошее знание немецкого языка. Кроме того, немецкий язык очень распространен для изучения в рамках школьной программы. В нескольких школах области даже действуют специальные программы, в рамках которых у учеников есть возможность поехать по обмену и провести несколько месяцев в немецкой школе.

Третий по популярности это французский язык. Он все еще остается официальным языком дипломатии и ООН. Во Франции очень много учебных заведений, которые находятся на государственном обеспечение и открыты для студентов из разных стран. Вплотную приближаются по популярности к французскому это итальянский и испанский языки. Количество носителей испанского продолжает расти. На испанском разговаривают как в Испании, так и во многих странах Латинской Америки. Исключение составляют лишь несколько государств. Недаром даже в южных штатах Америки появился «язык» - смесь испанского и английского – так называемый «spanglish». Есть основания полагать, что в ближайшем будущем испанский язык по популярности составит конкуренцию английскому языку [2]. 

Таким образом, анализ состояния преподавания английского языка в образовательных учреждениях Калининградской области, позволяет определить направления развития по вопросам изучения английского языка и показывает необходимость системного решения. Можно выделить ряд проблем, существующих сегодня в уровне знаний английского языка и требующих решения с применением программно-целевого метода:

1)          Недостаточное качество организационного обеспечения преподавания английского языка в образовательных учреждениях;

2)          Противоречие между современными требованиями к уровню владения иностранным языком и действующими подходами к содержанию и организации учебного материала;

3)          Отсутствие внешней оценки, соответствующей международному уровню, профессиональных компетентностей учителей английского языка и результатов освоения этого предмета школьниками;

4)          Низкий уровень мотивации в изучении английского языка среди населения;

5)          Отсутствие межведомственного взаимодействия, позволяющего объединить разные структуры в рамках основного и дополнительного образования в области иностранного  языка.

Организационной основой решения указанных проблем должна стать долгосрочная целевая программа «Повышение уровня владения иностранными языками в Калининградской области в 2013-2018 годах», обеспечивающая направленность и последовательность действий в достижении главной цели - создании условий для освоения английского языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия жителями Калининградской области [4, с. 95].

Достижение указанной цели в системе регионального образования возможно через использование программно-целевого метода, что предполагает проведение мероприятий областного масштаба, осуществление межведомственной координации, установление единых региональных подходов [3, с. 60].

К настоящему времени в российской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения как в организационном, так и в содержательном аспектах. Существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Особое значение приобретает повышение уровня знания английского языка среди широкого круга населения Калининградской области в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Одним из первых этапов повышения уровня владения английским языков в регионе, является запуск проекта по повышению квалификации школьных преподавателей английского языка. По данным мониторинга в системе общего образования Калининградской области работает 488 учителей английского языка, из них 72 % имеют высшее лингвистическое образование, 11% -  высшее нелингвистическое образование, 7% - среднее специальное лингвистическое образование, 10% - прошли  переподготовку с других педагогических специальностей; 7% учителей  имеют высшую квалификационную категорию,  27% педагогов - первую квалификационную категорию, 46%  - подтвердили соответствие занимаемой должности.

Эти данные свидетельствуют о том, что почти половине учителей английского языка Калининградской области необходимо повышать свою квалификацию и педагогическое мастерство. Осенью 2012 года прошли переподготовку 290 учителей английского языка и сдали международный экзамен ТКТ по методике преподавания английского языка. Некоторые языковые школы уже запустили курс по подготовке к Кембриджскому экзамену по английскому языку ТКТ и предлагают сдачу самого экзамена по окончанию курса.

В городе в ноябре 2012 года открылся авторизованный центр по приему Кембриджских экзаменов на территории Калининграда и Калининградской области. Кембриджский ресурсный центр занимается организацией и администрированием международных Кембриджских экзаменов, которые не только подтверждают языковую компетенцию, но и являются инструментом независимой и объективной оценки уровня владения английским языком. Центр также является куратором программы дополнительного образования по английскому языку «Cambridge English». Цель программы — углубленное изучение английского языка с последующей сдачей одного из Кембриджских экзаменов. Существует специальная линейка экзаменов, разработанная для школьников с 1 и по 11 класс. Эти экзамены позволяют не только оценить уровень владения английским языком, но и получить сертификат международного образца.  Пока программа реализуется на базе не только общеобразовательных школ, но и коммерческих языковых школ и курсов.

В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года Министерством образование будет разработана программа «Повышение уровня владения иностранными языками в Калининградской области в 2013-2018 годах», обеспечивающая направленность и последовательность действий в достижении главной цели - создании условий для освоения английского языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия жителями Калининградской области.

Литература:

1.      Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012.

2.      Данилов Н.В. Услуги дополнительного образования в сфере иностранного языка: Состояние рынка и проблема формирования конкурентных преимуществ // Современные Исследования Социальных Проблем (Электронный Научный Журнал). 2011. Выпуск № 3. том 7.

3.      Дупленко Н.Г. Использование инструментов маркетинга территорий в региональных программах социально-экономического развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 1. С. 59-64.

4.      Дупленко Н.Г. Особенности функционирования малых предприятий в условиях эксклавности региона // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 3. С. 93-99.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle