Библиографическое описание:

Бородавкина Н. Ю., Буйневич С. Г. Особенности управления холдингом на примере компании «АВТОТОР» // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 11-14.

Действующий в Калининградской области холдинг «Автотор» осуществляет свою основную деятельность по сборке автомобилей и обслуживанию автомобильного производства в рамках Особой экономической зоны, используя преимущества преференций по уплате таможенных пошлин при ввозе комплектующих, производстве автомобилей и последующем распространении на всей территории Российской Федерации.  

В настоящее время предприятие запустило к реализации проект по созданию в Калининградской области автомобильного кластера, включающего в себя 21 завод, портовый контейнерный терминал, учебно-образовательный комплекс и инженерный центр. Будет создано 35 тысяч рабочих мест, для автомобилестроителей и их семей будет возведен автоград на 50 тысяч жителей. Холдинг «Автотор» представляет собой совокупность производственных и обслуживающих предприятий. Головная компания,  ООО «Автотор Холдинг», находится в Москве, ее филиал в Калининграде. [3]

Группировка предприятий холдинга по функциональной деятельности позволила выявить, что производственные предприятия собирают автомобили по современным западным технологиям сборки автомобилей SKD и CKD [1]. В ходе исследования установлено, что ЗАО «Автотор» собирает автомобили BMW, ООО «Эллада Интертрейд» -  автомобили Kia, ООО «АвтоторТракс» специализируется на сборке грузовиков Hyundai. Автомобили General Motors Северной Америки собирает предприятие ООО «Автотортехобслуживание» (бренды Cadillac, Hummer и Trail Blazer). А предприятие ЗАО «Автотор-менеджмент» собирает автомобили General Motors Корея (Chevrolet) и автомобили Opel. Сварка и окраска осуществляются на предприятии ООО «АвтоторБалт Авто».

Следует отметить, что обслуживающие предприятия играют значительную роль в функционировании холдинга, поскольку поддерживают производственные предприятия. Управляющей компанией в Калининградской области является филиал ООО «Автотор Холдинг». Вопросами энергетики занимается компания ООО «АвтоторЭнерго», ООО «Автотор Пит» обеспечивает питание всех работников. За перевозку и транспортировку ответственно предприятие ООО «Автотор-Терминал», а устранением брака и дефектов автомобилей и запчастей занимаются на предприятии «АвтоторБалтсервис». ООО «Автобалт» занимается вопросами персонала. В Москве происходит поставка и распределение запасных частей, чем занимается предприятие ООО «Автотор-Запчасть». Предприятие ЗАО «Автотортранс ЛТД» занимается транспортно-экспедиторскими услугами. Реализация запчастей, а также оптовая и корпоративная продажа автомобилей осуществляется московским предприятием ООО «Автотормаркет».

Для оценки влияния внешних факторов макроокружения проведен PEST-анализ.  Информационной базой стали официальные сайты Правительства Калининградской области и администрации городского округа «Город Калининград». Результаты PEST-анализа  представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты PEST-анализа внешней среды холдинга «Автотор»

P – Политические факторы

- вступление России в ВТО, отмена таможенных льгот в 2016 г.;

- поддержка машиностроения Правительством области;

- поддержка Министерства образования Калининградской области

- обострение отношений с Литвой, связанное с событиями на Украине (март 2014г.)

- высокий уровень коррупции, «отмывания» денежных средств.

E – Экономические факторы

- резкий рост цен на электроэнергию с 1 января 2014 г.;

- рост курса доллара и евро, падение курса рубля по состоянию на апрель 2014 года;

- рост безработицы (медленные темпы);

- рост инфляции, снижение покупательской способности;

- рост ВРП;

- высокий уровень средней заработной платы.

S – Социальные факторы

- предпочтение иномарок отечественным автомобилям;

- рост (низкие темпы) спроса на новые автомобили;

- высокий рост количества автомобилей как в России, так и в Калининградской области;

- расширение возрастных границ автовладельцев;

- постепенное увеличение уровня жизни населения;

- естественная убыль, старение населения, рост численности за счет миграции;

- рост цен на топливо.

T – Технологические факторы

- широкое применение лизинга и аутсорсинга, аутстаффинга в отрасли;

- внедрение высокотехнологичного оборудования;

- массовая компьютеризация;

- хранение части информации на электронных носителях;

- появление новых технологий.

Анализируя политические факторы, можно отметить благоприятный климат для такого крупного машиностроительного предприятия как «Автотор» в Калининградской области. Гарантом поддержки в связи с отменой льгот в 2016 году должна выступить государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 г.»  В свою очередь, Министерство образования Калининградской области инициировало и финансировало проект по созданию Ресурсного центра по подготовке высококвалифицированных работников для будущего кластера. В марте 2013 года центр был открыт. Кроме того, членство России в ВТО благоприятно скажется на возможном экспорте запасных автомобильных частей и компонентов, производимых кластером. [3]

 Однако есть и негативные факторы, например, ухудшение отношений с Литвой может препятствовать инвестированию в проект литовскими бизнесменами, что обсуждалось в марте 2013 года. Высокий уровень коррупции, харатериный для экономики страны в целом, повышает риски, связанные с некачественным строительством объектов инфраструктуры, недополучением средств, некачественным исполнением работ подрядчиками, а частности строительными организациями.

В экономическом аспекте преобладают негативные факторы. Причиной резкого роста цен на электроэнергию с января 2014 года является введение трехставочного тарифа для крупных потребителей, а именно увеличение коэффициента альфа. Данная проблема будет решена уже в мае путем пересчета данного коэффициента. Также негативно сказывается обесценивание рубля по отношению к доллару и евро, так как расчет с поставщиками ведется в иностранной валюте. Кроме того, в регионе отмечается рост безработицы, угроза распространения которой стала одним из факторов поддержки проекта «Автотора» правительством региона. [4]

Из социальных факторов важно отметить, что жители России, а в частности Калининградской области предпочитают иномарки отечественным автомобилям. Следовательно, спрос на иномарки растет. Также в последнее время заметна тенденция к покупкам новых автомобилей. Хоть и наблюдается медленный рост уровня жизни населения, рост темпов инфляции, обесценивание рубля вынуждают население тратить большее количество средств на товары первой необходимости. Угроза есть и со стороны роста цен на топливо, ведь содержание автомобиля – удовольствие не из дешевых.

Автомобильное производство является высокотехнологичным, поэтому технологический фактор очень важен для данной отрасли. За счет внедрения новых технологий повышаются конкурентные преимущества, а также упорядочивается деятельность внутри организации. В таблице 2 рассмотрены возможные сценарии развития событий под влиянием макроокружения с негативной и позитивной точки зрения.

Таблица 2

Сценарии развития событий в холдинге «Автотор»

P – Политические

Сценарий 1:

Проект по созданию кластера частично финансирован государством, также в финансировании активное участие принимают инвесторы. Здания, сооружения сданы в эксплуатацию в срок, кластер начал функционировать.

Сценарий 2:

Недостаточное финансирование проекта, руководство компании ищет инвесторов, строительство не уложилось в установленные сроки, низкое качество выполненных работ.

E – Экономические

Сценарий 1:

Сокращение безработицы за счет создания новых рабочих мест, ВРП растет большими темпами.

Сценарий 2:

Резкое увеличение затрат на производство, увеличение себестоимости автомобилей, снижение рентабельности

S – Социальные

Сценарий 1:

Улучшение качества жизни населения, увеличение спроса на новые автомобили.

Сценарий 2:

Падение спроса на новые автомобили.

T – Технологические

Сценарий 1:

Внедрение на предприятии новых технологических новинок, снижение издержек, получение конкурентных преимуществ.

Сценарий 2:

Функционирование по принципу «ничего не менять», застой производства, поражение в конкурентной борьбе.

В таблице 2 для каждого из четырех факторов рассмотрены по два сценария развития событий, основанных на результатах Pest-анализа. Из таблицы видно, какие возможны сценарии развития будущего для  холдинга «Автотор» с учетом угроз и возможностей макроокружения. Руководству компании необходимо тщательно следить за изменениями макросреды, чтобы не допустить наихудшего сценария. В свою очередь, необходимо максимально выгодно воспользоваться всеми возможностями.

В результате исследования было установлено, что в практике управления холдингами реализуется несколько моделей, которые носят названия «Стратег», «Оператор», «Инвестор» и «Капитализатор». Эти модели различаются между собой степенью вмешательства материнской компании в деятельность и управление дочерних, а также направленностью бизнес-процесса, который может быть предметным или инвестиционным.

Модель «Стратег» характеризуется долгосрочным участием головной компании в дочерних предприятиях, а также ориентируется на повышение эффективности работы. Функции головной компании сводятся к определению стратегии поведения дочерних компаний, выработке нормативных стандартов, а также инвестирование в развитие. Эта модель  перспективна, т.к. в ней четко соблюден баланс в управлении и вмешательстве головной компании, а дочерние фирмы, в свою очередь, получают достаточно серьезные полномочия.

При применении модели «Оператор», холдинг активно участвует в решении стратегических и оперативных вопросов, приоритетом является долгосрочное участие в бизнесе и ориентация на повышение его эффективности. Функции материнской компании представляют собой управление несколькими направлениями бизнеса, такими как продажи, закупки, финансы, персонал, планирование деятельности дочерних компаний. Эта модель, в отличие от модели «Стратег», подходит для управления холдингом на начальном этапе его становления.

В модели «Инвестор» головная компания участвует в управлении дочерними на уровне принятия стратегических решений  и получает доход от управления их бизнесом. Для этого типа характерно краткосрочное и среднесрочное участие в проектах, получение доходов от купли-продажи бизнесов. Головная компания инвестирует средства в дочерние, наращивая их стоимость и подготавливая их для перепродажи. Эта модель на практике сводится к перетеканию инвестиций из прибыли одной, более успешной дочерней компании в другую, находящуюся на этапе развития.

При использовании модели «Капитализатор» головная компания активно участвует в управлении дочерними с целью получения дохода от последующей продажи дочерних компаний. В модели «Капитализатор» головная фирма глубоко заходит в деятельность дочерних предприятий с целью капитализации приобретенных активов и создания дорогостоящего бизнеса.  [2]

После изучения стиля руководства исполнительного директора Кривченко Владимира Петровича и анализа моделей управления было выявлено, что на данном этапе функционирования холдинг «Автотор» находится в промежуточном положении, находясь в позиции «ближе к «Оператору»». Холдинг «Автотор» активно инвестирует дочерние предприятия, управление направлено на долгосрочную перспективу.  Материнская компания участвует в решении стратегических и оперативных вопросов, не предоставляя дочерним компаниям самостоятельности.

Модель «Оператор» больше подходит для управления на начальном этапе становления холдинга, а, холдинг «Автотор» успешно функционирует на рынке уже более 10 лет и уже успел занять лидирующие позиции в отношении качества производимой продукции. Следует отметить, что для «Автотора» эффективнее будет двигаться к модели «Стратег». Можно начать внедрение этой модели, со временем предоставляя дочерним компаниям большую самостоятельность. Это будет мотивировать работников на новые творческие предложения. Головная компания сможет сосредоточиться на стратегических вопросах, отдав инициативу решения текущих проблем в руки управленцев дочерних компаний. Автомобильный бизнес развивается столь стремительно, что каждое новшество сможет помочь компании лидировать в конкурентной борьбе.

Литература:

1.    Владимирский И., Баранов С. Сборка // Авторевю. 2013. № 4 (398).

2.    Глуховская А. Конфликты растущих «семейств» // Деловая неделя,  июнь 2007, № 11.

3.    Официальный сайт холдинга «Автотор» // URL: www.avtotor.ru 

4.    Официальный сайт правительства Калининградской области // URL: http://gov39.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle