Библиографическое описание:

Дупленко Н. Г., Пурыжова Л. В. Сельскохозяйственные НИР как фактор развития крестьянских (фермерских) хозяйств региона // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 5-7.

Повышение эффективности аграрного производства в условиях усиливающейся конкуренции и быстрого развития науки тесно связано с величиной инвестиций, которые направляются на финансирование научно-исследовательских работ сельскохозяйственной направленности (НИР). Трудно переоценить значимость проведения таких исследований и распространения их результатов среди мелких крестьянских и фермерских хозяйств, особенно в развивающихся и небогатых странах, где они не располагают собственными достаточными средствами и не могут рассчитывать на государственную поддержку. Нельзя не отметить и факт достаточно высокой рентабельности сельскохозяйственных НИР [3, с. 187]. Однако при всем этом они не получают адекватного финансирования.

Одна из причин состоит в том, что в такой специфической сфере, как мелкотоварное сельскохозяйственное производство, инвесторы не всегда получают адекватное вознаграждение, и рыночные механизмы дают сбой. Поэтому особое значение приобретают государственные инвестиции в сельскохозяйственные НИР. На их долю в развивающихся странах приходится 94 процента от всего объема финансирования НИР в сфере сельского хозяйства. Если в экономически развитых странах на проведение государственных сельскохозяйственных НИР направляется 2,36 процента ВВП, получаемого за счет сельскохозяйственного производства, то в развивающихся странах – всего 0,53 процента [3, с. 189]. При этом в экономически развитых странах несоизмеримо выше и объемы частных инвестиций по этому направлению, то есть финансирование аграрных НИР носит комплексный характер – это и частные инвестиции, и государственные, и межгосударственные.

Так, в Европейском Союзе средства единого бюджета используются для финансирования инновационной деятельности тремя способами. Во-первых, это стопроцентное финансирование исследований, осуществляемых Совместным научно-исследовательским центром. Во-вторых, финансирование проектов на контрактной основе – в среднем стоимость работ оплачивается в размере 50 процентов. И, в-третьих, финансируется координация национальных исследований.

В Российской Федерации потребности сельхозпроизводителей в районированных высокоурожайных семенах, высокопродуктивных животных, сельскохозяйственных машинах и оборудовании, соответствующих требованиям зональных систем, удовлетворены, по некоторым оценкам, не более чем на четверть. Причем эта потребность не может быть удовлетворена за счет импорта, так как улучшенные сорта и породы, полученные в результате НИР в других странах, далеко не всегда подходят для природно-климатических зон России. Кроме того, среднеотраслевое соотношение цен на импортные и отечественные семена и племенной скот составляет, как минимум, 3:1, что ставит российские научно-исследовательские организации в более выгодное положение [4].

Какие меры могут способствовать росту государственных инвестиций в сельскохозяйственные НИР? Достаточно эффективным может стать совместное финансирование таких работ государством, производителями сельскохозяйственной продукции и другими участниками стоимостных цепочек. Необходимо также стимулировать приток частных инвестиций в аграрные НИР. Нельзя не отметить, однако, что это очень сложная задача, так как низкая активность частных инвесторов в данной сфере, как правило, связана с непривлекательностью общего инвестиционного климата в стране на фоне низкого спроса крестьянских и фермерских хозяйств на современные технологии [1, с. 102]. В некоторых странах для стимулирования частных инвестиций в сельскохозяйственные НИР предпринимаются различные меры - учреждаются призы для тех, кто, например, выведет новый сорт с определенными свойствами – устойчивостью к конкретным заболеваниям и т.п.

Низкий уровень инновационной активности сельского хозяйства в странах, не являющихся экономически развитыми, объясняется не только недостаточным доступом к производственным активам и кредитным ресурсам, но и недостаточностью образования и информационного обеспечения фермеров в этих странах. Это препятствует как внедрению инноваций, так и, зачастую, эффективному использованию внедренных технологий или систем управления. Таким образом, для повышения эффективности крестьянских и фермерских хозяйств необходимо не только осуществление важных для них сельскохозяйственных НИР, но и новые методы распространения сельскохозяйственных знаний. Ведущую роль в этом играют государственные организации. Причем в большинстве развивающихся стран государственные расходы на распространение передовых практик и положительного опыта превышают расходы на сельскохозяйственные НИР.

Эффективной формой распространения сельскохозяйственных знаний является определение их приоритетных направлений на специальных форумах с участием заинтересованных лиц, проводимых на уровнях от районного до национального. Так, с 2000 года такие форумы проводятся в Индии Управляющим агентством по сельскохозяйственным технологиям (АТМА), в Кении – в рамках Национальной программы по сельскому хозяйству и животноводству. Во многих других странах также разрабатываются подобные инициативы.

Нельзя недооценивать и горизонтальный, то есть непосредственный обмен научно-технической технической информации между фермерами. Причем такой обмен может носить не только информационный характер. В странах, где фермеры получают по различным международным программам семена улучшенных сортов, они активно обмениваются ими, значительно расширяя тем самым сферу их распространения.

Более широкому распространению сельскохозяйственных знаний способствует и удешевление информационно-компьютерных технологий (ИКТ).  В Китае в настоящее время стационарную телефонную связь имеют 83 процента деревень, сетями мобильной связи охвачены 56 процентов. В Индии стационарную телефонную связь имеют 77 процентов, сотовую связь – 19 процентов, причем распространение последней идет очень быстрыми темпами, число новых абонентов в среднем составляет 6 млн. в месяц. В Африке мобильные телефоны имеет около 9 процентов населения [3, с. 198]. В России, по некоторым оценкам, стационарный телефон имеют 67,7 процентов сельских подворий, сотовую связь – 13 процентов, то есть ситуация с мобильной связью немного лучше, чем в среднем по Африке, но хуже, чем, к примеру, в Индии или Китае [5, с. 76].

Распространение мобильной телефонной связи имеет большое значение для реализации скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. С помощью провайдера дешевых СМС-сообщений биржи сельскохозяйственных товаров могут собирать и распространять среди фермеров актуальную и достоверную информацию о ценах на продукты сельского хозяйства. Такая практика существует, например, в Кении, где в этой сфере сотрудничают «Сафариком лимитед» и Кенийская биржа сельскохозяйственных товаров. 

В последние годы говорят уже о виртуализации инновационной инфраструктуры сельского хозяйства, которая подразумевает формирование и развитие портальных и других информационных решений в этой сфере.

В Российской Федерации система распространения передового опыта (Система РПО) разрабатывается в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы. Под передовым опытом здесь понимаются практические наработки, полученные в хозяйственной деятельности ведущих сельхозпроизводителей, а также положительные результаты  внедрения технологий, выработанных в рамках НИОКР, испытанные на практике и показавшие свою эффективность. Предполагалось, что передовой опыт будет распространяться, помимо прочего, через интернет-портал «Единая база передовых практик» с информацией о практических наработках, результатах наиболее эффективных НИОКР, формализованных передовых практиках и типизированных решениях, участниках, инструментах, процессах и т.п.

В системе распространения передового опыта принимали участие департаменты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, региональные органы управления агропромышленным комплексом, органы системы сельскохозяйственного консультирования, союзы, ассоциации, сельхозпроизводители, сельскохозяйственные научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, банки, поставщики товаров и услуг для сельхозпроизводители и другие организации. Консультанты системы распространения передового опыта, с одной стороны, занимались сбором первичной информации, необходимой для определения передового опыта, обеспечении обратной связи о проблемах АПК для научно-исследовательских институтов и органов управления, с другой стороны, распространяли передовые практики (технологии, инновации) по своим каналам, консультировали по вопросам работы системы. Взаимодействие системы распространения передового опыта с системой сельскохозяйственного консультирования основано на том, что последняя является одним из каналов коммуникации между носителями опыта (научно-исследовательскими институтами и ведущими производителями сельскохозяйственной продукции), потребителями опыта (сельхозпроизводителями) и основными игроками АПК.

В качестве основных инструментов распространения передового опыта определены конкурсы, единая база передовых практик, методические разработки, функциональная деятельность системы сельскохозяйственного консультирования, социологические исследования, конференции и ряд других.

Проектом государственной программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрено дальнейшее развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также создание и развитие инновационных центров в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация. Инновационное развитие». Планируется увеличить количество региональных организаций (центров) сельскохозяйственного консультирования  до 80, а инновационных центров (лабораторий) – до 54. Инновационные центры будут создаваться в качестве структурных подразделений на базе подведомственных Минсельхозу России учреждений (образовательных, научно-исследовательских, машинно-технологических, агрохимических, сортоиспытательных), а также  в форме хозяйственных обществ,  созданных научными и образовательными учреждениями для  практического  применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [2, с. 116-117]. 

Можно сделать вывод о том, что государства, за исключением экономически развитых, неохотно финансируют сельскохозяйственные НИР, хоть высокая рентабельность последних и доказана многочисленными примерами. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, выборность высших органов государственной власти часто приводит к тому, что при принятии решения о направлении государственных расходов приоритет отдается тем проектам, которые позволяют достичь видимых результатов в краткосрочной перспективе. Сельскохозяйственные же НИР имеют длительный срок окупаемости, десять лет и более. Кроме того, в развивающихся странах часто невысок и политический вес мелких фермеров, что снижает их важность как электората. Во-вторых, развитие международных организаций, содействующих распространению инноваций в сельском хозяйстве, привело к тому, что последние десятилетия для многих развивающихся государств была выгодна иждивенческая позиция, для повышения производительности своего сельского хозяйства они использовали результаты чужих исследований. Ужесточение прав на интеллектуальную собственность, приватизация НИР, смещение приоритетов исследований с повышения производительности сельского хозяйства на решение проблем окружающей среды и т.п. делают все более рискованной такую политику. 

Литература:

1.      Бильчак В.С., Пурыжова Л.В. Экономическая активность малого предпринимательства. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.

2.      Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (проект) / Министерство сельского хозяйства РФ // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ, 2012. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/ show/16834.342.htm (дата обращения: 15.04.2014).

3.      Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство на службе развития / Всемирный банк; Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2008.

4.      Пациорковский В.В., Пациорковкая В.В., Инновации в хозяйствах сельских подворий: Избранные материалы Никоновских чтений-2008 «Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса» // Сайт Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, 2010. URL: http://www.viapi.ru(дата обращения: 12.03.2014).

5.      Bilczak W.S., Gornowicz M., Duplenko N.G. Mały biznes – innowacyjna droga rozwoju. – Toruń: Polskie Towarzystwo Ekonomiczne Oddział w Toruniu, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle