Библиографическое описание:

Житлов А. М. Объекты управления спортивно-событийным туризмом // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 340-344.

Туристский бизнес активно использует спортивные события для формирования туристского продукта и привлечения туристов.

Спортивно-событийный туризм (ССТ) — современное направление турбизнеса, специализирующееся на организации туров на крупные и памятные мероприятия, яркие события, которые вызывают интерес у широкой аудитории и имеют условия для предоставления широкого спектра услуг.

Как и любая система, спортивно-событийный туризм имеет свои субъекты и объекты управления. В данной статье, мы рассмотрим объекты управления спортивно-событийного туризма, то есть, кто является потребителями услуг данного направления деятельности, на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Объектами управления в спортивно-событийном туризме служат: частные и юридические лица, потребители услуг данного рода.

Рассматриваемые в работе Санкт-Петербург и Ленинградская область, входят в число популярных российских центров спортивно-событийного туризма. Соотношение внутренних и внешних туристов в регионах сохраняется стабильным (колеблется на рубеже 50 %). Однако, после 2009 года, проявилась тенденция к медленному росту внутренних туристов.

В 2012 году общий туристический поток в регион достиг 3,2 млн. человек. Планируется, что до 2016 года он будет расти и достигнет 4,8 млн. туристов в год [8, с. 10–11].

Всех туристов, потребителей услуг ССТ можно разделить на несколько сегментов: молодежь (до 25 лет), средний возраст (25–55 лет) и старшее поколение (больше 55 лет) [6].

Представители названных сегментов становятся основными потребителями продуктов в сегменте спортивно-событийного туризма.

Структура расходов туристов представлена на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Структура расходов иногородних иностранных туристов в Санкт-Петербурге и области, % [3]

На диаграммах четко видно, что сегмент, к которому относятся услуги спортивно-событийного туризма — «развлечение, посещение событийных мероприятий» занимает значимую долю в расходах. Так, в структуре иногородних туристов эта статья составляет до 32 %, а у иностранных туристов — 19 %.

Всех клиентов, бронирующих спортивные или событийные туры в России, можно разделить на три группы: клиент-болельщик, клиент-любитель и корпоративные клиенты. Первая группа — это «профессионалы». Они отслеживают все спортивные мероприятия, точно знают, когда и куда хотят поехать, как удобнее организовать маршрут и какая категория билетов необходима. Клиент-любитель, напротив, предпочитает, чтобы ему подобрали подходящий вариант. Корпоративные клиенты — группа любителей какого-либо спорта, которые объединяются для совместного посещения значимого событий [8, с. 10–11].

Целевая аудитория ССТ в мире — активные туристы с доходом выше среднего, имеющие богатый опыт путешествий, а также компании, состоящие из нескольких человек (очень часто люди объединяются в небольшие группы для посещения спортивных событий) [2, с.79].

В России целевая аудитория ССТ совпадает с общемировой практикой. В таблице 2.1 предложена характеристика целевой аудитории ССТ России.

Таблица 2.1

Характеристика целевой аудитории спортивно-событийного туризма

Критерий сегментирования

Основные характеристики

доля, %

Пол

Большая часть туристов — мужчины

75

Возраст

От 25 до 45 лет

60

Доход

Выше среднего

55

Род занятий

Служащие (менеджеры, руководящие работники среднего звена, клерки, агенты по продажам)

75

Образование

Неполное высшее, высшее

90

Общественный класс

Средний класс — бизнесмены, госслужащие, делающие карьеру. Уровень дохода выше среднего. Жизненная позиция достаточно активная. Покупательская способность чуть выше среднего.

70

Город

Крупные города РФ — более 1 млн. человек

70

Личностная концепция (тип личности)

Творческий — характерен артистизм, хорошо развитое воображение. Данная аудитория воспринимает событие на уровне эмоций, хорошо усваивает визуальную информацию.

-

Степень использования предлагаемой услуги

Средняя степень приверженности продукции характеризуется отсутствием стойкого предпочтения данной услуге и конкретной турфирме. Эта аудитория принимает решение в зависимости от имеющихся мотивов.

-

Таким образом, целевая аудитория ССТ — молодежно-зрелая (40 % клиентов до 30 лет и 60 % клиентов 25–45 лет) дифференцируется по 2 категориям: спортивные фанаты (эконом-класс) и болельщики с доходом выше среднего уровня, требующие соответствующего качества услуг.

Рис. 2.2. Требования приверженцев к туристской поездке со спортивно — событийными целями [5, с. 13]

При выборе спортивно-событийного тура для целевой группы определяющее значение имеет сочетание факторов. В системе спортивно — событийного туризма выявлены взаимные соотношения ее компонентов и их связи с внешней средой, такие как требования к содержательной части поездки (рис.2.3.). Так, по мнению А. В. Коновалова особенностями приверженцев ССТ является:

-        ориентация на невысокую стоимость поездки;

-        необходимость наличия в поездке большого числа разнообразных спортивно-событийных экскурсий;

-        мобильность и выносливость.

Явной проблемой туризма региона является его сезонность. Так, для зимнего периода характерен минимальный спрос. Основная доля спроса приходится на период «белых ночей». Это легко объяснимо с точки зрения уникальной привлекательности города в этот период. Это происходит в связи с недостаточно развитым альтернативных направлений туризма, Одним из них может стать спортивно-событийный, который не имеет сезонности, но причине слабого развития, пока не может кардинально решить проблему сезонности.

Корпоративные потребители услуг ССТ — турфирмы. В настоящее время в Санкт-Петербурге действуют около 700 компаний. Из них внутренним туризмом занимаются 560 компаний. Многие компании специализируются на событийном туризме, из них в сегменте спортивно-событийного туризма на внутреннем рынке работают единичные турфирмы. В регионе разработаны специальные пакеты ССТ. Например, фирма «Солвекс» предлагает пакет «Болельщик» (поездки на чемпионаты мира по хоккею). Существуют турфирмы, которые оказывают услуги по организации поездок на игры болельщиков «Зенита» и хоккейного «СКА». В целом, следует признать, что этот сегмент рынка в регионе развит очень слабо.

Рис. 2.3.Количество турфирм по направлениям деятельности в регионах СЗФО [4]

На местные события ориентированы только несколько компаний. Например, существует возможность заказа тура на такие мероприятия: Кубок мира по современным танцам «Русские звезды» (турфирма «Турпрестиж»), Международные соревнования по спортивным бальным танцам «ST. PETERSBURG OPEN-2011» («Турпрестиж»), Санкт-Петербургская международная конная выставка «ИППОСФЕРА-2011». Открытые конно-спортивные соревнования («Турпрестиж»), Первенство России по водно-моторному спорту в классе «ФОРМУЛА БУДУЩЕГО» (UTS, «Трэвэл Поинт»), «XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ БАЛТИЙСКАЯ РЕГАТА» (парусный спорт) (UTS, «Трэвэл Поинт», «Румб»), Этап чемпионата мира по водно-моторному спорту в гонках F-1 (UTS, «Трэвэл Поинт»).

Системная работа турфирм по подготовке и продвижению на рынке спортивно-событийных продуктов не ведется. Большинство компаний, работающих в этом сегменте ориентированы на выездной туризм. Внутренние ресурсы почти не используются.

В целом, следует сделать вывод, что ограниченное число турфирм предлагает туры, основанные на местных ресурсах спортивно-событийного туризма. Преимущественно это зрелищные соревнования по водномоторному и парусному спорту, которые регулярно проходят на территории региона.

Исходя из изложенного выше можно сделать следующие выводы:

1)     Целевая аудитория ССТ России — молодежно-зрелая (40 % клиентов до 30 лет и 60 % клиентов 25–45 лет) дифференцируется по 2 категориям: спортивные фанаты (туристы эконом-класс) и туристы с доходом выше среднего уровня, требующие соответствующего качества услуг, и масштабных зрелищных спортивных событий.

2)     Приверженцы ССТ России предъявляют к продукту следующие требования: доступная цена, максимально полная информация и возможность общения, эффективное использование времени, профессионально-спортивная направленность турпродукта, возможность приобретения сувениров. Для России значение имеет сочетание названных факторов.

3)     Сегмент корпоративных потребителей услуг ССТ — турфирмы — в России развит слабо. Наибольший интерес у корпоративных потребителей вызывают крупные международные соревнования, которые в нашей стране проходят не так часто, поэтому о системной работе турфирм и их сильном влиянии на рынок говорить нельзя.

Литература:

1.      Алексеева О. В. Событийный туризм и ивент-менеджмент // Российское предпринимательство. № 6. Вып. 2 (186). 2011. С. 167–172

2.      Бабкин А. В. Специальные виды туризма Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 252 с.

3.      Возможности инфраструктуры туризма и инвестиций Санкт-Петербурга и Северо-Запада РФ Российский Союз Туриндустрии ТурЭкспертСервис Северо-Запад URL:http://www.csr-nw.ru/upload/file_content_91.pdf.

4.      Количество и специализация туристических компаний по регионам СЗФО Режим доступа: URL: http://www.csr-nw.ru/upload/file_content_91.pdf

5.      Коновалов А. В. Формирование условий развития спортивно-событийного туризма в регионе: автореф. дис.... канд. эконом. наук — СПб., 2007. — 22 с.

6.      Обзор текущего состояния и основных тенденций развития туризма в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург: ЗАО «МКД Партнер» URL:http://www.mcd-pkf.com/publication/hospitality/publ_13.html#_Toc280562973

7.      Программа партнерства между Санкт-Петербургом, Ленинградской областью и Юго-Восточной Финляндией «Санкт-Петербургский коридор — от видения к действию» URL:http://old.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/ecology/prog

8.      Увидеть своими глазами. Событийный туризм // BusinessTravel № 4, Май 2010. С.10–11

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle