Библиографическое описание:

Пикеева Е. Н. Метод проектов на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 534-536.

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению иностранному языку. Старые методики уходят в прошлое, а их место занимают инновационные методы и приёмы преподавания. Одним из самых эффективных на сегодняшний день методик преподавания иностранному языку является метод проектов.

Метод проектов — это деятельность учащихся, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы [1].

По мнению Ю. В. Рындиной, данный метод является «гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку, поскольку позволяет сосредоточить внимание школьников не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный: самостоятельно выделять проблему, формулировать гипотезу её решения, осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать полученные результаты на иностранном языке» [6, С. 468].

И. А. Фатеева выделяет следующие требования, которые необходимо учитывать во время работы с методом проектов:

-          рассмотрение значимой проблемы, которая требует наличия интегрированного знания для её решения (например, создание ряда репортажей из разных точек мира, объединенных общей тематикой; исследование проблемы демографического роста населения планеты; влияние осадков; влияние сленга на состояние современного английского языка);

-          теоретическая, практическая, нравственная, познавательная значимость результатов, полученных после применения метода проектов (например, выпуск газеты, журнала или иного печатного издания с репортажами; написание эссе);

-          самостоятельная работа учащихся;

-          структурирование основной части работы над проектом с указанием итогов;

-          применение на практике методов исследования, которые основываются на использовании определенной последовательности действий: нахождение проблемы и определение вытекающих исследовательских задач (возможно использование таких методов, как «круглый стол» и «мозговая атака»); выдвижение возможных гипотез решения этих задач; совместное обсуждение исследовательских методов (статистических, наблюдений, экспериментальных); обсуждение и выбор оформления итога работы (защита реферата, презентации, отчета и т. д.); систематизация собранных результатов и их анализ; оформление результатов, подведение итогов; озвучивание выводов, полученных в результате проделанной работы [7].

Необходимо также отметить, что проектная работа разделяется на подготовительные упражнения, которые служат как бы мостиком к выполнению проекта, и на работу над самими проектами.

Подготовительные упражнения могут быть на любые темы, по которым выполняются проекты. Ю. В. Рындина отмечает, что при работе с подготовительными упражнениями «одним из важных моментов является то, что акцент делается не на сообщение готовых знаний, а на побуждение учеников к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и сообщениям, а также «перенос на себя», то есть аппеляция к жизненному и речевому опыту учеников» [5, С. 611].

Многие учителя пытаются создать в классе ситуации, как можно приближенные к действительности и способствующие применению учениками знаний, полученных в процессе обучения. Наиболее эффективным средством в этом случае являются игровые ситуации или, как их называет психолог А. А. Леонтьев, «стимулирующие ситуации» [2]. Они могут быть использованы на любом этапе обучения и дают возможность обучать школьников неподготовленной речи в межтематическом плане.

При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Как это сделать? Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы.

Во-первых, решение проблемы проекта для практической и общественной пользы. Такое практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.

В-третьих, «по законам жанра» в работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать, но в неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей степени приобретают личностную заинтересованность в её решении. Это создаёт мотивацию личного участия в работе.

В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Та проблема, которая волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетная канва, которая заинтересует пятиклассников (например, мое школьное расписание, любимое домашнее животное), оставит равнодушными учащихся 8–9-х классов. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.

И, наконец, нельзя не назвать еще один мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.

Проектные задания предполагают большой объём работы для учителя. Он может сам предложить тему проекта, но чаще всего предлагают учащиеся, и учителю необходимо продумать, какой языковой материал будет необходимо повторить или обсудить с учениками заранее, какие вопросы будут рассматриваться в течение работы над проектом (чем длиннее проект, тем более детальной разработки он требует).

Время работы над проектом зависит от его темы и того, как учитель решил работать над проектом: на каждом уроке в течение двух-трех недель или же один час в неделю в течение более длительного времени. Несмотря на политику «невмешательства» в выполнение проектов, учитель должен интересоваться успехами и достижениями учеников: узнали ли они что-либо действительно новое, что они не знают, но хотят узнать, какие аспекты языка им необходимо повторить.

Использование проектной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других, учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности [3].

Необходимо подчеркнуть, что метод проектов не заменяет, а дополняет другие методы обучения. Работу над проектами целесообразно применять на всех ступенях обучения в школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это могут быть мини-проекты, затем они будут усложняться и расширяться. Формы предъявления проектов могут быть разными от открыток, стенгазет, альбомов, мультимедийных презентаций до объемных докладов, рефератов, разработок мероприятий и прикладных общезначимых проектов.

Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе. Работая над такими проектами целесообразно создавать объемные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения. Проекты такого типа могут использоваться полностью, а также фрагментарно. Текстовые материалы могут быть использованы учащимися для самостоятельной подготовки к урокам и итоговым аттестациям во внеаудиторное время.

На уроках иностранного языка более распространены учебные проекты. На их разработку требуется меньшее количество времени и, они небольшие по объему. Данные проекты предназначены для использования на конкретном уроке и имеют определенные цели. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса. Задача учителя: правильно сформулировать темы проектов, определить круг необходимых вопросов, направленных на реализацию целей и задач конкретного урока. Примерами таких проектов могут служить следующие темы: «How can we help the environment», «My role model», «My summer adventure» и многие другие.

Также большое значение в обучении иностранному языку играют мини-проекты. Учащиеся выполняют их дома при подготовке домашнего задания или непосредственно на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Основные формы мини-проектов: монологические и диалогические высказывания, таблицы, рисунки. Задача учителя: добиваться выполнения передачи точного конкретного содержания проекта. Тематика мини-проектов зависит от конкретных целей и тем текущих уроков, разрабатывается учителем и обсуждается с учащимися [4].

Таким образом, проект — это пять «П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация. Шестое «П» проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы и отчёты.

Подводя итоги, мы видим важность использования метода проектной работы, как одного из эффективнейших методов развития коммуникативных навыков на уроке иностранного языка, а использование различных видов проектов помогают учителю сделать проектное обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным для учащихся любого возраста.  

Литература:

1.                  Ахраменко Е. В. Проект на уроке английского языка [Текст] // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 404–406.

2.                  Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка [Текст] // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 5.

3.                  Кочетурова Н. А. Метод проектов в обучении иностранному языку [Текст] // Материалы Региональной научно — практической конференции «Английский язык в системе Школа — Вуз». — Новосибирск, 2003. — С. 52–59.

4.                  Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2–3.

5.                  Рындина Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Текст] // Молодой учёный.- 2013. — № 10 (57). — С. 610–612.

6.                  Рындина Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций) [Текст] // Молодой учёный. — 2013. — № 9 (56). — С. 467–469.

7.                  Фатеева И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании [Текст] / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 376–378.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle