Библиографическое описание:

Хусаинов В. Г., Губайдуллина Л. М. Систематизация содержания технического задания на проектирование объекта строительства // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 192-193.

Алгоритмизированный подход к составлению технического задания на проектируемый объект строительства позволит составителю задания системно отображать требования, предъявляемые к проекту.

Ключевые слова:строительство, проектирование, техническое задание, функции, процессы.

Последние годы характеризуются пополнением городов Закамского Региона Республики Татарстан объектами физкультурно-спортивного назначения. К сожалению уже начальные наблюдения за эксплуатацией многих из этих объектов показывают на наличие в их содержании характерных недоработок, негативно влияющих на эксплуатационные качества сооружений.

Несколько примеров: Набережных Челнах недавно был построен первый в городе открытый теннисный комплекс на три игровые площадки. Инвестор (объект строился по программе «Газпром — детям») не скупился на затраты, связанные со строительством. Однако недооценка того обстоятельства, что комплекс может быть не только средством активного времяпровождения детей, приобщения к теннису, но и «кузницей» подготовки спортсменов, а следовательно ареной теннисных турниров (Справка. На базе комплекса было создано отделение тенниса детско-юношеской спортивной школы), не позволило включить это сооружение в список объектов, могущих быть местом проведения соревнований даже регионального уровня. (Справка. Уровень подготовленности спортсмена-теннисиста оценивается по бально-рейтинговой системе, основанной на результатах участия спортсмена в турнирах).

Недостатки объекта дополняют и другие признаки неполноты реализации соревновательной функции объекта.

Подобные упущения, на первый взгляд малозначительные, присущи и другим, в целом добротным теннисным комплексам г. г. Альметьевск, Елабуга.

Другой пример. Просторные и капитальные спортивные залы крупнейшего вуза Набережных Челнов (в то время вуз носил название «Инженерно-экономическая Академия») были спроектированы и построены без учета того, что залы эти (по их основным показателям) могли бы стать объектом спортивной работы, а значит местом проведения соревнований любого уровня, от внутривузовского до федерального. (Справка. В Республике Татарстан традиционно проводится республиканская спартакиада вузов. Однако это спортивное мероприятие обходит стороной даже такие крупные города республики как Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Понятно, что Казань сейчас может проводить соревнования, турниры любого уровня (наследие Универсиады), но ведь спорт, состязательность не только для участников, но и для зрителей.) Проектировщики спортивных залов академии как будто не знали, что соревновательная функция спортивных сооружений является непременной и результирующей компонентой спорта, дающей оценку подготовленности спортсменов, средством развития культуры, пропаганды спорта, внесения в его содержание интригу, интерес, эмоции как участников, так и зрителей. В итоге удел вышеуказанных, в целом качественных, спортивных залов ограничился уроками физкультуры, спортивными и соревновательными возможностями внутривузовского характера.

Перечисленные пробелы в эксплуатационных характеристиках рассматриваемых объектов можно было бы списать на разовые издержки проектов, стихийность появления фрагментарных недочетов. Однако, анализируя указанные недоработки можно обнаружить, что их наличие носит системный характер, определяемый недостаточной глубиной проработки технического задания на проектирование указанных объектов.

Известно, что техническое задание по своему предназначению должно во всех подробностях отображать требования Заказчика к характеристике проекта. Факторы, определяющие функциональное содержание будущего объекта, многогранны. Как инструмент коммуникаций в связке общения «Заказчик –Исполнитель», техническое задание позволяет:

обеим сторонам:

-        представить (вообразить) готовый продукт;

-        выполнить попунктную проверку готового продукта;

-        уменьшить число ошибок, связанных с изменением требований в результате их неполноты или ошибочности;

Заказчику:

-        опираясь на собственные технические возможности и ресурсы осознать, что именно ему нужно;

-        требовать от Исполнителя проекта соответствия продукта всем условиям, оговоренным в ТЗ

Исполнителю (Проектировщику):

-        представить «технический облик» будущего объекта;

-        спланировать выполнение проекта.

Составление ТЗ в опоре только на профессиональный опыт его составителя, либо на показатели деятельности объектов — аналогов не исключают упущений в содержании этого документа. Многогранность обстоятельств, как факторов воздействия на содержание проектируемого здания (сооружения), повышает вероятность недоработок в ТЗ. Их наличие обнаружится только в процессе эксплуатации объекта, когда возможностей устранения их может уже не быть. Недостаточно продуманное, либо малоквалифицированно составленное ТЗ оборачивается издержками проекта, а впоследствии и самого объекта, построенного по этому проекту. «Видение» существа проектируемого объекта требует от составителя ТЗ глубокого понимания происходящих в нем процессов, условий их выполнения, учета технического прогресса в сфере эксплуатации этого объекта, а значит предварительных исследований, возможных расчетов и моделирования.

Авторами публикации предлагается алгоритм разработки ТЗ, основанный на составлении функционально-технологической схемы (ФТС) объекта. ФТС представляет собой систему отображения следующих вопросов:

1.                 Назначение сооружения (здания) (его функции);

2.                 Перечень решаемых задач (подфункций);

3.                 Способы реализации функций (технология процессов);

4.                 Средства реализации процессов, обобщенно говоря — инструментарий:

помещения, оборудование, инвентарь и т. д.

Вот как укрупненно будет выглядеть, к примеру, функционально-технологическое содержание спортивного сооружения — «Стадион».

Функции стадиона:

-       создание условий спортивной деятельности пользователей объекта;

-       повышение физической культуры населения активными методами;

-       предоставление возможности пассивного отдыха населения (присутствие в качестве зрителей спортивных мероприятий);

-       место проведения общественно-массовых мероприятий (концертов, праздников и т. д.)

Рассмотрим одну из функций — «Создание условий спортивной деятельности». Ее подфункциями являются виды спорта, культивируемые в учреждении — пользователе сооружением. Технологические процессы: учебный, тренировочный, соревновательный, вспомогательные (медобслуживание; административное обеспечение; подсобно-сопутствующие и т. д.). Составляется перечень требований, предъявляемых к условиям реализации указанных технологических процессов. В итоге формируется куст характеристик, определяющих содержание этой функции.

Подобным образом производится содержательное наполнение всех возлагаемых на объект функций.

Заключение

1.                 Алгоритмизированный подход к составлению технического задания позволит системно формировать характеристику проектируемого объекта.

2.                 Помимо профессиональной проектной деятельности предложенная методика может явиться элементом образовательного процесса высших учебных заведений, готовящих специалистов различных направлений жизнедеятельности.

Литература:

1.                 Техническое регулирование в строительстве. Аналитический обзор мирового опыта/ Под ред. А Серых.- snip. 2010.-889с.

2.                 Постановление Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»

3.                 Гост 19.201–78. Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению (кратко изложено содержание ТЗ)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle