Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 571-572.

Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, урок, дидактика, обучение, образование, классификация уроков.

The author attempts, focusing on the changing modern life guidance, consider the structure of today's lesson, determine its classification as well as the teacher's role in the implementation of the educational stage.

Keywords:Secondary school lesson, didactics, training, education, classification lessons.

Уроккакцелостнаясистема

Многие отечественные педагоги и учёные объяснили понятие урок с разных позиций. Рассмотрим некоторые из них. М. Н. Скаткин в своём труде «Дидактика средней школы» даёт следующее определение: урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся.             Согласно концепции М. И. Махмутова: урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения [2].

Обобщая выше приведенные определения, можно сделать вывод о том, что урок — это организованная система, обусловленная общей целью. Цель — предполагаемый, заранее планируемый результат (уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося) деятельности участников образовательного процесса. Составление урока начинается с определения его единой цели, которая подразделяется на задачи, выступающие в форме средств, направленных на достижение результата. В развивающем обучении постановка задач осуществляется учащимися, самостоятельное определение средств на пути к цели способствует осознанному восприятию материала урока, а также структуры занятия.             Какова же структура урока? Над этим вопросам работали многие отечественные ученые: Зотов Ю. Б., Кириллова Г. Д., М. Н. Снаткин и другие. Единой и постоянной схемы структуры урока педагогами и учёными не определено. Но все исследователи схожи в том, что структура урока должна отражать: закономерности: процесса обучения, усвоения, самостоятельной мыслительной деятельности, взаимодействия педагога и учеников.      Этапами урока, которые при своем взаимодействии отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение изученного с позиции проблемного подхода.

Классификация уроков

Типологии уроков посвящено много научных работ. Тем не менее, эта проблема остаётся спорной в современной педагогике. Рассмотрим несколько подходов к классификации уроков:

1)                 по дидактической цели;

2)                 цели организации и проведения занятий, содержания и способов проведения уроков;

3)                 по основным этапам учебного процесса.

Наиболее обобщенной и используемой является классификация, разработанная М. И. Махмутовым. Учёный предложил классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков: уроки изучения нового материала; уроки совершенствования знаний, умений, навыков; уроки обобщения и систематизации; уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков.          Однако в современных условиях образования данная классификация, по мнению автора, не эффективна: согласно Федеральному Государственному стандарту второго поколения новые знания учащиеся должны получать ежедневно на каждом занятии, применение операций анализа и обобщения изученного материала с учётом полученных новых сведений — обязательное условие для урока, операции самоконтроля и коррекции — необходимая составляющая целостности современного учебно-воспитательного процесса.

Роль учителя в реализации современного урока

Особую роль в создании, реализации и ценности урока несомненно играет педагог. Однако его позиция с течением времени заметно изменилась. Если раньше традиционно учитель и его действия были безоговорочным образцом для подражания на уроке, а способ мышления — примером в решении поставленных задач, то сейчас ситуация изменилась. Учащимся предлагается самим обозначить способы решения проблемы занятия, затем сравнить с предложениями учителя и доказать правоту одной из сторон. Стоит также особо отметить, что учитель оценивает доводы и мнения учащихся не только с точки зрения науки, но и с позиции толерантного отношения. Преподаватель на уроке приобретает роль ведущего, направляющего партнёра.  Сформулируем задачи, которые необходимо решить педагогу при планировании современного урока:

1.                 сформулировать проблему или наводящие на неё сведения;

2.                 продумать методы работы учащихся с учебным материалом;

3.                 подобрать подходящую к характеру занятия форму проведения (дискуссия, групповое исследования и т. п.);

4.                 учесть «риски» урока;

5.                 определить вид рефлексии (публичная, индивидуальная и т. д.).

Одним из главных условий при планировании каждого урока является учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, современный урок — это системное сотрудничество педагога и учащихся при котором последние в ситуации проблемы решают учебные задачи, находят пути применения решений этих задач, выделяют новые способы работы в процессе учебной деятельности. Классификация уроков подлежит, по мнению автора, существенному переосмыслению в силу современных реформ системы образования, а роль учителя (также претерпевшая существенные изменения) не должна сводиться исключительно к определению направления, руководствоваться следует обозначенными выше задачами.

Литература:

1.         Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М.: ACADEMIA, 2001. — 215 с.

2.         Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 368 с.

3.         Пидкасистый П. И. Педагогика. — М.: Высшее образование в России, 2004. — 608 с.

4.         Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — 416 с.

5.         Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971. — 206 с.

6.         Федеральный государственный образовательный стандарт (портал) [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 15.05.2014 г.)

7.         Филиппов В. М. Модернизация российского образования. — М.: Просвещение, 2003. — 375 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle