Библиографическое описание:

Иванова М. О., Чурикова Л. Н. Проблемы организации учебно-тренировочного процесса в зимнем полиатлоне // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 234-236.

В данной статье рассмотрены проблемы развития довольно молодого вида спорта — зимнего полиатлона. В ходе анкетирования высококвалифицированных тренеров были выявлены недостатки существующей системы подготовки полиатлонистов-зимников. Помимо качественного улучшения материально-технической базы, требуется разработка новых методик тренировки спортсменов с учетом достижений в науке и технике.

Ключевые слова: зимний полиатлон, материально-техническая база, учебно-тренировочный процесс.

В марте 2014 года президентом РФ был подписан указ о введении физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на территории страны. По нашему мнению, это будет способствовать повышению интереса населения к такому виду спорта как полиатлон. Если сегодня большинство молодых людей узнаёт о нем только лишь с поступлением в институт и, в среднем, начинают тренироваться с 17–18 лет, то через некоторое время, по нашему мнению, контингент занимающихся значительно помолодеет.

Полиатлон (летний и зимний) — комплексные спортивные многоборья, целью которых является развитие у занимающихся основных функциональных систем, физических качеств и прикладных навыков. Как уже упоминалось выше это «студенческий» спорт. Многие юноши и девушки с поступлением в институт серьезно увлекаются данным видом многоборий и добиваются успеха [3].

В программу зимнего полиатлона входит стрельба из пневматической винтовки, силовая гимнастика и лыжная гонка [2].

В отличие от других видов спорта, полиатлон сравнительно молодой вид спорта (существует с 1992 г.) и тренеры, работающие по данному направлению, сталкиваются с рядом проблем, что подтверждает проведенный нами опрос, в котором прияли участие 14 тренеров, имеющих высшее образование, стаж работы более 10 лет, высшую и I тренерские категории. Под их руководством 15 спортсменов выполнили норматив мастера спорта, 93 — кандидата в мастера спорта, 129 — первый разряд. Анкета была разработана с соблюдением рекомендаций, способствующих конкретному и объективному освящению интересующих нас вопросов [1].

Всем известно, что одним из обязательных условий успешной организации учебно-тренировочного процесса является наличие материально-технической базы. В зимнем полиатлоне — это стрелковый тир, спортивный зал, тренажёрный зал, лыжная база. Свой опрос мы начали именно с этого пункта. Ответы респондентов по многим вопросам совпадали. Так, большинство из них не имеет полноценного полиатлонного комплекса. Воспитанникам приходится постоянно «кочевать» от одной спортивной базы к другой, теряя много времени и сил на дорогу. Тренерам, в свою очередь, это необходимо учитывать в индивидуальных планах тренировок, сопоставляя все это еще и с учебной деятельностью спортсмена.

Более половины тренеров отметили нехватку спортивного инвентаря, в наибольшей мерее это коснулось пневматических винтовок и стрелковых костюмов. Несколько тренеров выразили недовольство качеством лыжной экипировки (табл. 1).

Таблица 1

Блок вопросов по материально-техническому оснащению

№ п/п

Вопрос

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

1

Имеется ли полиатлонный комплекс (стрелковый тир, спортивный зал, лыжная база)?

7 %

93 %

2

Имеется ли стрелковый тир?

50 %

50 %

3

Имеется ли лыжная база?

72 %

28 %

4

Имеется ли спортивный зал?

100 %

0 %

5

Достаточным ли количеством пневматических винтовок Вы располагаете?

64 %

36 %

6

Удовлетворены ли Вы качеством лыжного инвентаря?

80 %

20 %

7

Удовлетворены ли Вы условиями работы?

43 %

57 %

Как видно из таблицы материально-техническая база для занятий полиатлоном в Воронежской области находится на низком уровне. Не смотря на это достаточно высокий процент тренеров (43 %) удовлетворены условиями работы.

Второй блок вопросов нацелен на выявление структуры и особенностей построения годичного цикла подготовки полиатлонистов-зимников. В ходе анкетирования было установлено, что абсолютное большинство (86 %) специалистов на протяжении всего макроцикла уделяют больше времени лыжной подготовке. Так в среднем за недельный микроцикл они проводят 6–7 тренировок по лыжным гонкам, 1–2 — по силовой гимнастике и 1 — по стрельбе (Рис. 1). Однако, отвечая на вопрос о наибольшем вкладе упражнений в общий результат соревнований по зимнему полиатлону, 36 % опрошенных отдают предпочтение стрельбе, 28 % — лыжным гонкам, 21 % — силовой гимнастике, 14 % выступают за равнозначный вклад всех трех видов упражнений.

Рис. 1. Распределение времени между видами зимнего многоборья (в одном микроцикле) по мнению большинства тренеров

Анализируя результаты анкетирования тренеров по вопросу распределения времени между видами зимнего многоборья, следует отметить, что 36 % опрошенных придерживаются принципа концентрации на одном каком-либо виде многоборья, 43 % в своей практике используют принцип параллельного развития, остальные 21 % комбинируют принципы в зависимости от этапа подготовки.

43 % утверждают, что планировать стрелковую подготовку следует круглогодично, однако большинство придерживается мнения, что тренировочные занятия по стрельбе необходимо включать концентрировано в определенных микроциклах.

Обобщая сведения, полученные от респондентов об использовании данных научно-методической литературы при планировании средств и методов тренировки в макроцикле, следует отметить, что у специалистов сложились неоднозначные взгляды по этому вопросу. Нами было выявлено, что 43 % респондентов используют научную информацию, 7 % не обращаются к методическим разработкам, большинство (50 %) редко, но все же применяют результаты научно-исследовательской работы в своей практике, однако в большей мере ориентируются на личный опыт и интуицию (рис. 2).

Рис. 2 Использование научно-методической литературы

По вопросу применения средств срочной информации при подготовке спортсменов различной квалификации мнения специалистов распределись следующим образом: только 28 % дали положительный ответ, 72 % ответили, что используют редко. В основном средства срочной информации применяются в подготовке в силовой гимнастике (72 %) и лыжных гонках (64 %). В стрелковой подготовке, как показал опрос, никто из опрошенных средств срочной информации не применяет.

Единогласно было высказано мнение о том, что применение средств срочной информации повышает эффективность тренировочного процесса.

Анализируя ответы респондентов на вопрос о применение компьютерного стрелкового тренажера СКАТТ, было выявлено, что никто в своей практике его не использует.

Обобщая результаты анкетного опроса можно сделать заключение, что на большинство вопросов изучаемой проблемы у тренеров отсутствует единая точка зрения (W=0,25).

В ходе проведенного анкетирования было выявлено, что состояние материально-технической базы на сегодняшний день находится на низком уровне и далеко от совершенства. Такие условия не могут обеспечить высокоэффективного тренировочного процесса. Также мы пришли к выводу, что в настоящее время тренеры в своей работе по-прежнему действуют интуитивно, в большей степени опираясь на свой личный опыт, чем на научно-методические разработки и научно-обоснованные теории подготовки спортсменов, специализирующихся в зимнем полиатлоне. Также нельзя не отметить тот факт, что не смотря на большой прогресс в компьютерной технике, малый процент тренеров используют достижения науки в своей практике.

Литература:

1.   Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Пос. для ст-ов, аспирантов и преп. ин-тов физ. культ. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 134 с.

2.   Беляева, Н. А. Зимний полиатлон (троеборье: учебно-методическое пособие для студентов спортивного отделения всех специальностей / Н. А. Беляева, С. С. Горшков, С. А. Жуков. — М.: Гос. ун-т упр., 2012–65 с.

3.   Бирюков, А. Н. Организационно-экономические проблемы развития студенческого спорта на современном этапе / А. Н. Бирюков, О. И. Глущенко // Актуальные проблемы и перспективы развития студенческого спорта в Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции; УралГУФК. — Челябинск, 2011. — 565 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle