Библиографическое описание:

Шарф А. А. Проблемы реализации кластерной политики в России // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 435-437.

Как правило, кластеры принято рассматривать в виде объекта промышленной политики, ориентированного на рост конкурентоспособности государства, региона или отрасли. Но, на самом деле, сила кластера формируется еще на микроуровне, т. е. на уровне отдельных предприятий, которые способны производить пользующиеся спросом товары и услуги, в т. ч. путем внедрения новых технологий в производстве и сервисе. Таким образом, эффективность предпринимательского сектора и, следовательно, территориальных кластеров, непосредственно зависит от эффективности работы конкретных предприятий, ведь более успешные и производительные компании привлекают более грамотных и квалифицированных специалистов, обладают более полной и точной информацией, имеют более качественную систему управления и контроля, а также более крепкие конкурентные позиции в бизнес-среде.

Следует отметить, что на сегодняшний день при столь высоком уровне оперирования понятием «кластерная политика», до сих пор не предложено его наиболее четкого определения. Под этим термином обычно понимается набор инструментов, необходимых для формирования сетевых территориальных объединений (кластеров).

При этом, основным элементом кластерной политики выступает конкурентоспособность того или иного кластера. Другими словами, путем усиления конкуренции между предприятиями внутри кластера, достигается усиление позиций кластера в целом. Соперничество внутри кластера способствует поиску и выработке инновационных решений, новых способов организации производства, новых способов завоевания доверия и поддержки властей.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что кластерная политика аккумулирует в себе интересы отраслевой политики, региональной политики по поддержке предпринимательства, политике по привлечению инвестиционных ресурсов, инновационной политики.

Реализация кластерной политики позволяет свести к минимуму или полностью устранить те барьеры, которые тормозят взаимодействие между предприятиями, входящими в кластер. Поэтому органам власти должна отводиться существенная роль при проведении кластерной политики, в т. ч. в части создания инфраструктуры, обеспечения информационной прозрачности, помощи в привлечении ресурсов и др. Однако, в связи с различной направленностью деятельности кластеров, подходы к реализации кластерной политики также могут различаться.

В целом, существуют следующие типы кластерной политики [1, с. 22]:

1.      «Посредничество» — создание таких условий внутри кластера, при которых выстраиваются согласованные связи между предприятиями, входящими в кластер.

2.      «Ориентация на спрос» — создание взаимодополняющих отраслей, работа над формированием потребительских предпочтений.

3.      «Образование» — содействие повышению профессионального уровня специалистов предприятий-участников кластера и потребительской грамотности населения.

4.      «Внешние связи» — организация взаимодействия с соседними регионами в части налаживания торговых связей, реализация проектов по повышению инвестиционной привлекательности кластеров.

5.      «Инвестиции» — повышение эффективности привлечения и использования инвестиционных ресурсов, оценка инвестиционной привлекательности объектов инвестирования.

6.      «Инфраструктура» — создание благоприятных структурных условий (макроэкономических, институциональных и др.).

Несмотря на то, что реализация кластерной политики обещает потенциальный рост показателей экономики региона, на пути ее внедрения существуют и определенные проблемы, которые можно разбить по группам:

-        проблемы, присущие самому процессу реализации политики;

-        проблемы, присущие экономическому положению территории, на которой планируется реализация политики;

-        проблемы, связанные с особенностями реализации политики в различных отраслях экономики.

Сегодня имеется множество стратегий, тактик реализации кластерной политики, особое внимание уделяется тем, которые позволяют достичь максимального результата при минимальных затратах. Поэтому, наиболее значимой проблемой выступает поиск наилучшего варианта или способа организации кластерной политики. При этом следует иметь в виду, что если для одного кластера конкретная политика была успешной, то это не обязательно привет к успешности применительно к другому кластеру. Во избежание данной ситуации региональным властям необходимо четко представлять особенности подконтрольной территории, ее уникальность и потенциал.

Другой проблемой выступает подмена понятий, т. е. власти, стараюсь привлечь в свой регион потенциальных инвесторов, оперируя термином «кластер» как модным брендом. Например, в некоторых регионах крупные промышленные предприятия по политическим мотивам объявляются кластерами, хотя таковыми на самом деле не являются.

Кроме того, существует еще одна трудность реализации кластерной политики — это наличие различий в интересах между предприятиями, входящих в кластер, а также необходимость проведения мероприятий по сглаживанию конфликтов, возникающих между участниками кластера.

Также среди проблем реализации кластерной политики в регионах России можно выделить следующие:

-        малый бизнес все еще находится в стадии развития;

-        отсутствие необходимой инфраструктуры;

-        отсутствие доверительных отношений между представителями предпринимательства и органами власти.

Таким образом, в целях решения указанных проблем, необходима слаженная работа бизнеса и правительства, усиление взаимопонимания и сотрудничества между всеми участниками кластерной политики, и только тогда могут быть достигнуты положительные результаты. Для этого необходимо:

1)      Со стороны органов власти — выстроить четкую инфраструктуру, обеспечить ее функционирование, облегчить доступ предприятий к источникам инвестиционных ресурсов, работать над совершенствованием законодательной базы.

2)      Со стороны предприятий — наладить взаимодействие с образовательными учреждениями в целях повышения квалификации персонала, наладить конкурентные связи между участниками кластера в части производства и продвижения товаров, организовать внутри кластера объединенные сервисные структуры и зоны контроля качества.

Литература:

1.      Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. — М., 2005. — № 4. — С. 12–28.

2.      Лизунов В. В. Кластеры и кластерные стратегии [Текст]: монография / В. В. Лизунов, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев; М-во образования и науки РоссийскойФедерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. торгово-экономический ун-т, Омский ин-т (фил.), Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва Сибирского отд-ния РАН, Омская экономическая лаб. — Омск: ИП Скорнякова, 2012. — 277 с.: ил., табл.; 20 см.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle