Библиографическое описание:

Попов В. А., Котеленец Н. В. Усыновление детей в фостерных семьях США: правовой и психолого-педагогический аспекты // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 282-284.

В статье рассматриваются особенности усыновления детей в фостерных семьях США; изучены правовой и психолого-педагогический аспекты усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; представлена процедура усыновления детей «фостерными» семьями.

Ключевые слова: усыновление, фостерные семьи, законодательство США, дети-сироты.

This article is about the details of taking a child into foster care in the USA; in this article, the legal and psychoeducational aspects of adoption are examined as well as the procedure of adoption by foster families.

Keywords — adoption,foster families, legislation of the USA, orphans.

Актуальность проблемы усыновления детей в настоящее время обусловлена тем, что данный предмет обсуждения находит свое распространение во многих развитых странах, в том числе в США и России. Эта злободневная проблема волнует научное мировое сообщество, так как новая семья не способна заменить биологическую.

Суд признает родителей виновными в совершении правонарушений в отношении своих детей, жестоком обращении, неисполнении обязанностей по их защите и воспитанию. Анализ статистики показал, что, вследствие этих причин, ежегодно свыше ста тысяч несовершеннолетних в США остаются без попечения родителей. [1; с.235]

Среди самых распространенных форм устройства детей является «фостерная» семья. «Foster» в переводе с английского означает «воспитывать, ухаживать, покровительствовать». Причины помещения ребенка в приемную семью следующие: обеспечение его безопасности, угроза жизни и здоровью вследствие чрезвычайных обстоятельств (факта жестокого обращения); трудное жизненное положение родителей (отсутствие постоянного места жительства, заработка, потеря работы). [1; с.425]

За последние пятьдесят лет усыновление в США достигло статуса полностью социально приемлемой практики. Американские исследователи в области этой проблемы, Б. Джеффи и Д. Феннел, отмечают, что: «Никакая другая из форм замещающей заботы, предлагаемых детям или взрослым, ищущих детей, не создает того качества правовой, психологической и семейной принадлежности, которое создает усыновление». [1; с.426]

Анализируя современную модель устройства детей в США, известный американский ученый, Дж. Х. Холлингер, выделяет следующие особенности.

Наиболее существенной является необходимость получения добровольного согласия на усыновление от биологических родителей ребенка. Требование этого согласия является правомерным, так как они имеют естественные права на владение и контроль за своими детьми, а также собственнический интерес, который является преимущественным по отношению к требованиям любого другого лица или государства. [5; с.432]

Следующая особенность юридического акта состоит в том, что, как только требуемое согласие от биологических родителей получено, должно быть вынесено судебное решение, которое подтверждает, что кандидаты на принятие ребенка являются пригодными, и что усыновление будет содействовать его благосостоянию. Правовое заключение основывается на судебной оценке психологических отношений между ребенком и усыновителями, а также может осуществляться процесс обмена медицинской и социальной справочной информацией всех субъектов акта. [5; с.433]

Как только начинается данный процесс, прекращается любое взаимодействие и связь ребенка с его биологической семьей. Дж. Х. Холлингер отмечает: «Полное погружение ребенка в правовую и экономическую ткань семьи усыновителей способствует появлению устойчивой личной и психологической связи между ребенком и его усыновителями». [5; с.434]

Очередная особенность– тайная процедура усыновления и правовой записи в соответствующих документах. Данный юридический акт является закрытым для общественности, и при помещении представители обоих сторон, находящиеся под контролем агентства по усыновлению, чаще всего не знают друг друга. Даже находясь в специальном помещении, где биологические родители встречаются и общаются с новыми, они, как правило, не знают имен друг друга и по окончании процесса обычно не контактируют. Первоначальное свидетельство о рождении ребенка опечатывается и выдается новое, в котором содержится только имя усыновленного. [5; с.435]

Психологи подчеркивают, что процедура усыновления успешней осуществляется в тех случаях, когда ребенок пребывает в младенческом возрасте. Легко и быстро происходит адаптация младенца к новым родителям и дому, окружающей его обстановке. Но у малыша, усыновленного до 6 месяцев, может быть слабовыраженный «комплекс оживления». Если семейный ребенок при виде матери замирает, прислушивается к ее голосу, улыбается, смотрит в глаза, то у младенца, не имеющего семью, эти признаки могут отсутствовать. Психологи советуют новым родителям окружить ребенка вниманием и нежностью, постоянно разговаривать с ним, и тогда он догонит своих сверстников. В случае, если усыновители предпочли принять в свою семью подростка, то их ждут проблемы, с которыми им придется бороться на протяжении долгого времени, так как такие дети, возможно, подвергались насилию, переезжали от одних родственников к другим, пока не нашли постоянную семью. Подростки приносят с собой воспоминания о своей прежней жизни. Они, как правило, имеют серьезные эмоциональные и поведенческие трудности и часто страдают от сильно заниженной самооценки. [5; с.437]

Граждане США имеют богатый опыт усыновления больных детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем: синдром Дауна, ВИЧ, детский церебральный паралич, туберкулез и т. д. Всем известно, что в Голливуде Анджелина Джоли и Брэд Питт воспитывают шестерых детей. Из них трое биологических и трое приемных. Мэддокса они усыновили из Камбоджи; Захару — из Эфиопии, ее мать умерла от СПИДа, и девочка находилась в приюте. А также семья взяла на воспитание трехлетнего вьетнамского мальчика Пакса. Изменяя жизнь одного ребенка, родители чувствуют, что делают огромный вклад в изменение всего мира. Ими руководят высокие гуманистические идеи и оптимизм: вера в то, что они смогут поставить малыша на ноги или просто сделать его счастливее.

Необходимо подчеркнуть, что в ряде штатов налог на усыновление больного ребенка может отсутствовать. Учитывая, что стоимость международного усыновления достигает 30 000 $, эта привилегия является весьма ощутимой. Кроме того, правительство США выделяет крупные ежемесячные пособия по уходу за больными детьми. На этом льготы не заканчиваются: усыновленные дети имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и обучение в колледже. Все эти преимущества закреплены законодательно. Благодаря большому опыту, дети успешно интегрируются в общество через школу. [4; с.229] Необходимо отметить, что и в России принят закон, позволяющий детям, в независимости от состояния их здоровья, получать образование на равных условиях со здоровыми. Однако, российское общество пока не готово к таким изменениям, поэтому необходимо продолжать изучать американский опыт интеграции.

В жизни любой приемной семьи нередко возникают непредвиденные обстоятельства, которые могут повлиять на возможное усыновление ребенка. Так, например, это подтверждает событие, произошедшее в Калифорнии, когда 40-летнего мужчину лишили прав на опекунство только за то, что он имел неряшливый вид, находясь дома. Социальные работники решили, что таким образом он оказывает на детей негативное воздействие.

Приемные семьи получают небольшое денежное пособие на ребенка. В среднем оно составляет от $150 до $600 в месяц. Главной задачей социальных работников в этом случае является их твердое убеждение в том, что деньги не становятся главным стимулом для родителей, желающих взять ребенка на воспитание. В 2000 году в штате Нью-Йорк произошел страшный случай, когда семейная пара иммигрантов из Азии приютила 14 детей. Детские пособия родители тратили в основном на личные нужды, в то время как их воспитанники регулярно недоедали и ходили в старой, грязной, потрепанной одежде. [3]

Шансы на усыновление значительно снижаются в том случае, когда кто-либо из членов семьи курит или страдает хроническим, но не инфекционным заболеванием (астма или диабет). А также нежелательно, чтобы в «фостерной» семье содержались домашние животные, особенно служебные собаки (немецкая овчарка, ротвейлер, доберман, боксер и др.). Социальный работник обращает внимание на любую мелочь, которая может негативно повлиять на успешное психологическое развитие детей.

Замещающая семья в процессе выбора вправе обозначить возраст, этническую и религиозную принадлежность, внешность и характер ребенка. Это связано с тем, что родители не хотят выделяться из толпы. Очень редко происходит так, что афроамериканец воспитывается в белой семье или наоборот. Детям бывает трудно привыкнуть к новым традициям, культуре, а, в некоторых случаях, и к религии. [7]

Анализируя данную проблему на основе первоисточников, выясняются спорные вопросы. Многие, усыновленные в США из других стран не могут успешно адаптироваться в новой семье. Одной из причин является низкий уровень программ адаптации, а также невысокий контроль социальных служб. Нередки случаи, когда усыновленные погибают или становятся жертвами насилия. От рук усыновителей в США погибло 20 российских детей.

Именно по этой причине в Российской Федерации вышел закон «Димы Яковлева» (закон о запрете усыновления российских детей американцами, вступивший в силу с 1 января 2013 года). Не смотря на то, что принятый закон вызвал бурные дискуссии в Госдуме РФ, Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ, отмечает, что по официальным данным среди усыновленных детей американскими родителями лишь 5 % составляют дети с ограниченными возможностями. И, в отличие от американцев, россияне усыновляют больше детей-инвалидов. Павел Астахов считает, что мы должны развивать и поддерживать российские приемные семьи. [8]

Таким образом, в США, где накоплен достаточно большой опыт в области усыновления, имеются проблемы, связанные с процедурой осуществления данного юридического акта. Гражданам РФ необходимо использовать американский опыт с целью развития интеграции детей в общество через школу и успешной процедуры усыновления в стране с позиции законодательства.

Литература:

1.      Jaffe, Benson, and D.Fannel. How They Fared in Adoption: A Follow-Up Study. N.Y., 1970.

2.      National Council for Adoption (NCFA) //https://www.adoptioncouncil.org/

3.      http://www.nicwa.org//

4.      New York Domestic Relations — Title 1 — § 111. Whose Consent Required

5.      Hollinger J. H. Adoption Law and Practice. Vol.1. Ch.1. San Francisco, 2010.

6.      Child Welfare League of America (CWLA), Standards for Adoption Service, 1978).

7.      Goldstein J., Solnit A. J., Goldstein S., Freud A. The Best Interests of the Child. The Least Detrimental Alternative. N.Y., 1998

8.      http://www.politics.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle