Библиографическое описание:

Прощенко Е. А. Автоматизация учета контроля качества и профилактики брака выпускаемой продукции компании «Окна-Эталон» // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 66-69.

Одним из основополагающих факторов для успешной работы компании является правильное позиционирование на рынке. От этого зависит рентабельность бизнеса и ее будущее развитие. Все эти вопросы, безусловно, являются основным предметом размышлений любого предпринимателя, когда он думает о развитии своей компании.

Компания ЗАО «Окна Эталон», торгово-сервисная компания, занимается установкой окон и остеклением балконов в соответствии с самыми высокими стандартами качества. Компания по праву считается лидером, в области производства пластиковых окон в Приморском крае.

Главным направлением деятельности компании остается работа с частными клиентами, что позволяет полно удовлетворять их потребности — от проектирования окон, по индивидуальным заказам, до монтажа и обслуживания [1].

Для более наглядного отражения основных процессов работы предприятия, была построена функциональная модель в нотации IDEF0 «Производственная деятельность компании «Окна-Эталон».

Процесс Функционирования деятельности компании «Окна-Эталон» представлен на диаграмме нулевого уровня (рисунок 1).

Вся система представлена в виде одного блока «Деятельность компании «Окна-Эталон» и дуг, изображающих связи с функциями вне системы. На вход системы при этом подается заявка клиента, результатом деятельности предприятия является установленное проданное окно. Управляющими элементами данной системы являются законодательство, устав компании и ГОСТы, а механизмом — работающий персонал и оборудование производственного цеха.

Рис. 1. Контекстная диаграмма бизнес-процессов ЗАО «Окна-Эталон»

Декомпозируя диаграмму бизнес-процессов ЗАО «Окна-Эталон», система разбивается на четыре процесса «Формирование заказа», «Изготовление окна», «Продажа» и «Установка окна», указывая связи между ними. Заявление клиента является входным потоком для процесса «Замер окна». Управляющее воздействие устав компании относится ко всем процессам, ГОСТы к процессу «Изготовление окна» и «Установка окна», а законодательство только для продаж. Результатами процесса «Формирование заказа» является заказ на изготовление и установку, который в свою очередь является входящим для процессов «Изготовление окна» и «Продажа». Результатами процесса «Изготовление окна» является некачественное окно и изготовленное окно некачественное окно, которое является входящим потоком для процесса «Продажа», и выходящими данными договор об оплате, который является входящим для процесса «Установка окна», на выходе из процесса будет установленное, проданное окно. Результат представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Деятельность компании «Окна-Эталон»

Декомпозиция процесса «Изготовление окна» на три подпроцесса: «Проектирование окна», «Процесс изготовления» и «Проверка качества окна». Перенаправляются потоки входа и выхода, указываются внутренние связи между процессами.

Декомпозиция процесса «Изготовление окна» представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Декомпозиция процесса «Изготовление окна»

Для того чтобы отслеживать качество изготавливаемых окон на производстве, работает отдел технического контроля (ОТК).

ОТК следит за качеством продукции, которую выпускает предприятие. Осуществляет контроль качества готовой продукции и сырья, из которого она производится, так же следит за тем, чтобы процесс производства соответствовал стандартам.

Этапы контроля качества:

-          входной контроль качества комплектующих и материалов. Сотрудники ОТК производят контроль комплектующих на соответствие нормам и ГОСТам, а также на отсутствие механических повреждений и неровностей;

-          пооперационный контроль на соответствие технологического регламента;

-          контроль на линии сборки: при обнаружении дефектов в изделии на любом этапе сборки конструкции, данные изделия отбраковываются и отправляются на переделку, либо списываются;

-          заключительная проверка, чтобы убедиться, что технология производства окон полностью соблюдена. На стенде для остекления и контроля демонстрируется окно в рабочем режиме, проверяется прямоугольность конструкций, отсутствие повреждений и работоспособность фурнитуры [2].

Только после оценки готового окна по всем необходимым пунктам, в паспорт качества изделия заносится специальная отметка — «штамп ОТК». Окно отправляется на следующий этап — в зону отгрузки.

Специалисты ОТК тестируют не только готовые изделия, но и проводят систематические проверки оборудования.

Учитывая особенности деятельности компании, можно выявить некоторые недостатки в организации процесса контроля качества:

-          отсутствие возможности ведения журнала для фиксации сведений о неисправности оборудования;

-          возможность некорректного учета бракованных изделий, а именно запись каждой некачественной детали с пометкой даты и описанием брака;

-          невозможность сформировать отчет по некачественным деталям; отчет о неисправностях оборудования; заявления на передачу оборудования в ремонт.

Для устранения этих недостатков можно предложить автоматизировать процессы отдела контроля качества, относящиеся к браку и неисправностям на предприятии.

Для выбора наиболее эффективного решения для поставленной задачи будем учитывать все особенности и специфику автоматизируемого процесса.

Из всех предполагаемых вариантов необходимо остановиться на трех, наиболее подходящих и реализуемых проектах.

Было принято решение просмотреть возможные варианты уже разработанных ИС для подобных отделов. Из интернет — ресурсов были выбраны 2 наиболее подходящих варианта разработанной ИС для автоматизации учета контроля качества — «Универсальная программа учета 1.8» и «ТоргСофт» и автоматизация выбранного процесса, путем добавления к основному модулю системы 1С: Управление производственным предприятием 8 — дополнительного модуля, так же ранее разработанного.

Для правильного выбора направления автоматизации была составлена таблица сравнения отдельных характеристик каждого из предложенных вариантов.

Таблица 1

Таблица сравнений выбранных программных средств

Характеристика

Выбранные программных средств для решения задачи

Торгсофт

Универсальная программа учета 1.8

1С:Управление производственным предприятием 8

Стоимость покупки продукта, внедрения и настройки

12 000р

3 000р

155 000р

Абонентская плата на обслуживание в год

1800р

Настройка программы под данное предприятие

-

+

+

Разработанный интерфейс

+

+

-

Работа с несколькими пользователями

+

+

+

Высокая скорость работы

+

+

+

Импорт и экспорт данных

+

+

+

Ограничение прав доступа

+

+

+

Шаблоны документов

+

-

+

Построение отчетов

+

+

+

Настраиваемый учет по любым данным

+

+

+

Поиск по полям

+

+

+

Учет с помощью штрих-кода

+

-

+

Табличные поля

-

+

+

Списания товара как брака

-

+

+

Учет по серийным номерам

+

-

-

Учет брака

+

+

+

Статистическая отчетность

-

-

+

Все предполагаемые варианты автоматизации, подходят для отдела контроля качества. Все три программных продукта работают с учетом продукции, выводом отчетов о производстве и браке на производстве, но в данных программах есть и недостатки, не все функции удовлетворяют специфике отдела предприятия такие как использование шаблонов документов, настройка программы под данное предприятие, стоимость внедрения и обслуживания программы, а в некоторых системах наоборот имеет место избыток функций, которые ни как не будет использованы в ходе работы с ней.

Для поставленной задачи необходима программа с определенными функциями, программа, нацеленная только на учет, работающая с отчетами, с ограниченными правами доступа пользователей, программа не только учитывающая, но и выводящая статистику по браку за период, тогда как 1С предлагает расчеты по стоимости изделий и представляет большой перечень функций, в которых нет необходимости. Поэтому, в данном случаи можно предложить создать отдельную программу для автоматизации отдела качества, которая будет реализовывать следующие функции, касающиеся данного предприятия:

-          учет некачественных изделий выпущенных на предприятии;

-          учет неисправностей оборудования на предприятии;

-          создание отчетов о неисправностях и некачественных изделиях за период;

-          создание отчетов о неисправностях и некачественных изделиях на определенном оборудовании;

-          формирование заявления для передачи оборудования в ремонт.

Созданная программа позволит сократить время сотрудникам компании на ведение учета некачественных деталей и неисправностей оборудования, на создание отчетной документации для вышестоящего начальства и формирование заявления на ремонт оборудования со списком неисправностей и поломок данного станка.

Литература:

1.       Окна-Эталон: Компания [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.okna-etalon.ru/company/ свободный — Яз. рус.

2.       Доступные окна: Контроль [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dostupokno.ru/kachestvo/kontrol/21-kontrol свободный — Яз. рус.

3.       Техносервис: Производство пластиковых окон [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kyhnua4you.ru/proizvodstvo/ свободный — Яз. рус.

4.       Финансовый справочник бюджетной организации: Фиксируем неисправность оборудования [Журнал] — № 9 / Буданова Л. В. Год: 2013 / Рубрика: Документальное оформление

5.       freesoft.ru — Универсальная программа учета [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gosfinansy.ru/publication2/9325/89439/ свободный — Яз. рус.

6.       torgsoft.ua — Торгсофт [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://torgsoft.ua/ свободный — Яз. рус.

7.       1С предприятие 8: Управление производственным предприятием [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://v8.1c.ru/enterprise/ свободный — Яз. рус.

8.       1C предприятие 8.1: учимся программировать, 4-е издание; Автор: Кашаев Сергей Михайлович; Издание: «БХВ-Петербург» 2011 год; 368 ст.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle