Образование как инвестиции в человеческий капитал | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 7452 раза

Библиографическое описание:

Скачкова, Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал / Ю. А. Скачкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11040/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ни для кого не секрет, что XXI век — век инноваций, которые требуют от организаций и предприятий принципиально нового подхода к осуществляемой деятельности и понимания важности человека как основного стратегического ресурса. И ранее человек воспринимался как инструмент достижения различных целей предприятий, то в настоящее время мнение на этот счет в корне изменилось.

В экономике, основанной на знаниях, производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. В настоящее время все более популярной становится точка зрения, в соответствии с которой человеческий капитал — это наиболее ценный ресурс общества, имеющий гораздо большее значение, чем природные ресурсы или накопленное богатство [1]. Понятие человеческий капитал означает не только осознание решающей роли человека в экономической системе общества, но и признание необходимости инвестирования в человека, поскольку капитал приобретается и увеличивается путем инвестирования и дает длительный экономический эффект [2].

Понятие человеческий капитал достаточно сложное и многогранное. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время существует достаточное количество его определений, которые объединяют в две группы.

Первая группа дает определение человеческого капитала в узком смысле как некую совокупность знаний, умений, навыков и способностей индивидуумов, которые последние приобретают в процессе получения общего образования, профессиональной подготовки и практического опыта, которая позволяет принимать активное участие в общественном производстве.

Совершенно иное мнение у сторонников второй группы определений, для которых характерным является расширенный подход к понятию человеческого капитала. Здесь среди характеристик человеческого капитала, кроме имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, выделяются также мотивация, ценности и энергия, которые способствуют росту производительности труда и приносят доход [3].

Понятие человеческого капитала основывается на двух определениях образования — как ресурса (человеческий капитал) и как некой системы (в которой происходит его накопление), что делает возможным перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию.

С экономической точки зрения образование — это источник экономического роста.

Накопление человеческого капитала происходит как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и обучения послешкольного, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности. Причем умения и знания, полученные на предыдущих этапах обучения, повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как результат, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях. В высшем учебном заведении даются определенные профессиональные знания и навыки, возможность их применения на практике и получения первоначального представления о рынке труда в виде производственной практики. Также ВУЗ обеспечивает образовательные кредиты, котирующиесяна рынке труда и подтвержденные репутацией и именем вуза: дипломы бакалавра, специалиста, магистра и свидетельства о получении научных степеней. Но наиболее важной его функцией является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. На макроуровне высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны.

Конкурентоспособность страны определяет ее место в мировой экономике. Еще 15–20 лет назад в развитии фирмы решающее значение имела конкурентоспособность товаров и услуг. В конце ХХ столетия, с началом процессов всемирной экономической и политической интеграции, вопрос о конкурентоспособности фирм, отраслей и национальных экономик приобрел несколько иное содержание, которое определяется, прежде всего, качеством рабочей силы. В связи с этим необходимо заметить, что решающим фактором в экономическом развитии общества и в период индустриализации, и в период послевоенного возрождения экономики всегда был человек.

Теория осуществления затрат в повышении уровня квалификации работников в качестве капитала была выдвинула еще классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Она получила развитие в работах академика С. Г. Струмилина, В. С. Гойло, Р. И. Капелюшникова, В. И. Марцинкевича. Несколько позднее исследования в данном направлении велись С. А. Дятловым, С. А. Курганским, А. И. Добрыниным и др. [4].

Расходы, которые увеличивают производительные качества и характеристики индивида, «можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем», говорят теоретики человеческого капитала.

Отход от восприятия затрат на формирование качественно новой рабочей силы как исключительно потребительских стал возможным благодаря использованию термина инвестиции в отношении данных расходов, которые в свою очередь были признаны как производительные, поскольку вложения в человека способны приносить ощутимый долговременный экономический эффект.

К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

во-первых, расходы на образование, которые включают в себя общее и специальное, а также формальное и неформальное образование, подготовку кадров по месту работы и т. п., признаются наиболее очевидным и, возможно, наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной.

Во-вторых, расходы на здравоохранение также играют достаточно важную роль. Хорошее здоровье как результат расходов на профилактику различных заболеваний, качественное медицинское обслуживание, а также диетическое питание и улучшение жилищных условий продлевает срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих.

В-третьих, расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал. Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой рост издержек в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Иначе говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе будущий поток новых трудовых услуг.

Несмотря на то, что существуют различные формы инвестиций в человеческий капитал, образование в современном мире является одной из основных.

Каждое инвестиционное решение предполагает дилемму между потреблением, которое способно немедленно удовлетворить потребности, и инвестициями, способствующими созданию дополнительных возможностей для производства товаров и услуг в будущем. Выбор между потреблением и инвестициями базируется на экономическом анализе, проводящимся в широком социально-политическом контексте и принципиально неотделим от этого контекста. Это же справедливо утверждать и в отношении выбора между всевозможными альтернативными инвестициями в условиях ограниченности ресурсов.

Инвестиционные решения, касающиеся образования достаточно специфичны. Это связанно с двойственной характеристикой образования, заключающейся том, что, в сущности, образование представляет собой как потребление, так и инвестиции. До начала 60-х годов образование рассматривалось как одно из основных прав человека, в основном связанное с потреблением. В дальнейшем все более полно раскрывалась двойственная природа образования. При этом акцент переносился на характеристику образования как инвестиций в человека.

Для выбора между осуществлением инвестиций в физический капитал или в человеческий капитал стали актуальными вопросы о том, какой вклад вносит образование в экономический рост, как сравнить этот вклад образования с вкладом физического капитала.

Фактически понимание того, что инвестиции в человеческий капитал непосредственно вносят вклад в экономический рост, связано еще со временами Адама Смита, классические экономисты уделяли должное внимание необходимости расходов на получение и развитие умений и навыков человеком. Однако только в 1960-х годах Т.Шульц и Е.Дэнисон показали, что образование способствует росту национального дохода посредством усовершенствования умений и навыков рабочей силы.

Е.Дэнисон подсчитал, что между 1930 и 1960 гг. 23 % прироста выпуска продукции в США связана с повышением образования рабочей силы. T.Шульц (1963) разработал метод измерения вклада образования в экономический рост, основанный на изучении нормы отдачи инвестиций в человеческий капитал, которую сравнил с нормой отдачи инвестиций в физический капитал. Этот метод анализа привел к тому же выводу: существенная доля прироста выпуска продукции как в развитых, так и в развивающихся странах объясняется инвестициями в образование [5].

Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества [6].

Литература:

1.                  http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3447

2.                  Гришнова О. А. Экономика труда и социально-трудовые отношения.Учебник — М.: Проспект, 2011

3.                  http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-razvitie-chelovecheskogo-kapitala-v-rossii

4.                  Боровских Е. А. Эффективность инвестиций в человеческий капитал // Ярославский педагогический вестник. — 2012. -№ 1.

5.                  Тихонов А. Н., Обромешин А. Е. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты

6.                  http://www.careerist.ru

Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык, рынок труда.


Похожие статьи

Особенности инвестиций в образование и человеческий...

В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие

Ученые экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:  расходы на образование.

Человеческий капитал как определитель роста

человеческий капитал, экономический рост, образование, экономическое развитие, социальный капитал, развитие, высшее образование, физический капитал, канадская экономика...

Оценка рационального вида функции доходности инвестиций...

Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, стратегии развития науки и инноваций.

Когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост все в большей мере

Образование как инвестиции в человеческий капитал.

Развитие человеческого капитала как фактор экономического...

Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

К экстенсивным факторам экономического роста относятся: рост затрат капитала, труда, информации, а к интенсивным — технический прогресс...

Некоторые аспекты формирования человеческого капитала

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: - расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы

Влияние индекса развития человеческого капитала на рынок...

рабочая сила, человеческий капитал, россия, Китай, рынок труда, рыночная потребность, человеческий потенциал, взрослое население, высшее образование, производственно-коммерческий процесс.

Человеческий капитал как основной фактор инновационного...

Следовательно, исследования производства человеческого капитала в одном случае фокусируются на процессе реализации инвестиций в обучение человека, способствующих формированию знаний, навыков, качеств и черт.

Роль человеческого капитала в экономическом росте...

человеческий капитал, высшее образование, Узбекистан, экономический рост, качество жизни, творческий класс, инвестиция, образование, национальное богатство, уровень развития.

Становление и развитие теории человеческого капитала

человеческий капитал, способность, экономический рост, образование, высшее образование, общественное воспроизводство, вещественный капитал, рабочая сила, самый человек, Маркс.

Похожие статьи

Особенности инвестиций в образование и человеческий...

В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие

Ученые экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:  расходы на образование.

Человеческий капитал как определитель роста

человеческий капитал, экономический рост, образование, экономическое развитие, социальный капитал, развитие, высшее образование, физический капитал, канадская экономика...

Оценка рационального вида функции доходности инвестиций...

Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, стратегии развития науки и инноваций.

Когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост все в большей мере

Образование как инвестиции в человеческий капитал.

Развитие человеческого капитала как фактор экономического...

Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

К экстенсивным факторам экономического роста относятся: рост затрат капитала, труда, информации, а к интенсивным — технический прогресс...

Некоторые аспекты формирования человеческого капитала

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: - расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы

Влияние индекса развития человеческого капитала на рынок...

рабочая сила, человеческий капитал, россия, Китай, рынок труда, рыночная потребность, человеческий потенциал, взрослое население, высшее образование, производственно-коммерческий процесс.

Человеческий капитал как основной фактор инновационного...

Следовательно, исследования производства человеческого капитала в одном случае фокусируются на процессе реализации инвестиций в обучение человека, способствующих формированию знаний, навыков, качеств и черт.

Роль человеческого капитала в экономическом росте...

человеческий капитал, высшее образование, Узбекистан, экономический рост, качество жизни, творческий класс, инвестиция, образование, национальное богатство, уровень развития.

Становление и развитие теории человеческого капитала

человеческий капитал, способность, экономический рост, образование, высшее образование, общественное воспроизводство, вещественный капитал, рабочая сила, самый человек, Маркс.

Задать вопрос