Алгоритм управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 17.05.2014

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Гаибова, Т. В. Алгоритм управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза / Т. В. Гаибова, Р. И. Завалишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11039/ (дата обращения: 20.04.2024).

Основная цель научной деятельности — получение высококачественных результатов, обладающих высоким уровнем научной новизны. Достижение же таких результатов возможно лишь при надлежащем управлении всем процессом научной деятельности. Одним из этапов управления является оценка эффективности научной деятельности для формирования обратной связи. Недостатки существующих подходов к оценке приведены в статье [1, с. 232].

В статье [2, с. 44] был рассмотрен процесс формирования обобщенного показателя научно-исследовательской деятельности кафедры на основе частных критериев эффективности профессорско-преподавательского состава кафедры вуза. На основе этого показателя, имея инструмент стимуляции преподавателя, можно управлять эффективностью вузовской науки.

Заведующий кафедрой вуза имеет возможность перераспределять до 25 % бюджета времени, выделяемого на различные виды нагрузок, между различными видами деятельности педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава. Как правило, преподаватель заинтересован в проведении научных исследований и повышения своей степени и компетенции в сфере науки. Для повышения общего научного потенциала кафедры необходимо повышать эффективность деятельности каждого участника научно-исследовательской деятельности. Для решения этой задачи авторами был разработан алгоритм управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза на основе стимулирования преподавателей. Суть такого подхода заключается в распределении времени отдельного преподавателя на научную деятельность соответственно его эффективности в этом секторе.

Обозначим за  время преподавателя в часах на все виды деятельности для текущего временного периода. За длительность периода можно принять учебное полугодие или год. Задача управления будет заключаться в распределении нагрузки каждого участника по видам деятельности. В первую очередь необходимо отметить, что учебная работа является необходимой для выполнения преподавателем. Поэтому процесс распределения нагрузки следует начинать с этого сектора. Остаток времени идет на научно-исследовательскую и остальные виды деятельности. Обозначим коэффициенты соотношения распределяемого времени для учебной — , для научно-исследовательской — , для остальных видов деятельности — . Причем

.

Произведением каждого коэффициента на  получим время , ,  соответственно для учебной, научной и других видов деятельности для i-го преподавателя:

.

Необходимо принять во внимание, что коэффициенты  и  имеют обратно-пропорциональную связь. И, так как  не может равняться нулю, существует предел увеличения . Коэффициент  вычисляется по формуле

Таким образом, задачей системы управления будет получение коэффициента  для возможности распределения всей нагрузки для i-го участника научно-исследовательской деятельности на следующий период. Он будет формироваться на основе значений результативности, получаемых из базы данных. Множество видов работ, выполненных i-м участником в секторе научной деятельности, обозначим за . Тогда результативность i-го участника будет вычисляться по формуле

.

Задача управления заключается в перераспределении научной нагрузки, с целью максимизации общего научного результата кафедры. Поэтому целевую функцию центрального управления можно записать в виде суммы результатов научно-исследовательской деятельности всех преподавателей кафедры:

.

Уже на данном этапе существует возможность провести ранжирование всех участников по их эффективности в секторе научной деятельности в абсолютных значениях в виде таблицы. Такое представление вполне наглядно, но при автоматизированном управлении абсолютные значения показателей должны интерпретироваться ЭВМ таким образом, чтобы соответственно эффективности распределить бюджет времени на следующий период проведения научно-исследовательской деятельности. Чтобы не терять стимулирующую к развитию составляющую, нужно учитывать прогресс участника относительно его прошлых достижений в научной сфере. Учесть такие требования можно подходом, основанным на относительном измерении результативности. Вычисление нормированной к общей результативности ППС результативность i-го участника проводится по формуле

Таким же образом нормируем текущие коэффициенты , вычисленные в предыдущем периоде. В данном случае этот коэффициент отражает эффективность преподавателей предыдущего периода:

Таким образом, коэффициенты αi и qi становятся сопоставимыми и отражают степень их прошлых и текущих достижений в научной сфере. Следующей формулой вычисляется прогресс i-го участника научно-исследовательской деятельности.

Смысл коэффициента pi в том, что он отражает уровень прогресса i-го преподавателя в текущем периоде. Руководство кафедры будет осуществлять распределение научной нагрузки, путем определения плана научной деятельности для каждого из преподавателей — времени , отводимого на научную деятельность преподавателю, рассчитываемого согласно прогрессу преподавателя  за предыдущий период научно-исследовательской деятельности, обозначаемый . Текущий период, соответственно, обозначим за . Поскольку  вычисляется посредством коэффициента , то необходимо определить последний:

Выигрыш кафедры от распределения нагрузки выражается формулой:

В нашей задаче процесс проведения научно-исследовательской деятельности является периодическим. Интервалом времени проведения его является год или полугодие. Результаты проведения научно-исследовательской деятельности на  интервале используются для получения значений управляющего воздействия на  этапе. В данном случае управляющим воздействием является коэффициент , где  — множество участников научно-исследовательской деятельности, а управление производится посредством обратной связи. Коэффициент  вычисляется в процессе управления и является основным элементом системы, проходящим по цепи обратной связи. Первым этапом управления является определение значений  и . Затем происходит расчет показателей  и  в зависимости от значений ,  и .  возьмем приблизительно равным ,  — счетчик периода. Представим данный процесс в виде блок-схемы (рисунок 1).

Рис.1 Функция вычисления времени сектора научной и других видов деятельности

Теперь, имея все необходимые значения для планирования времени деятельности преподавателя, следует переход непосредственно к этапу проведения научно-исследовательской деятельности. В рамках проводимого исследования данный процесс представляется как черный ящик, входом которого будет количество времени . Выходом черного ящика соответственно будут измеренные результаты научно-исследовательской деятельности каждого участника.

Все результаты проходят взвешенное суммирование, вычисление коэффициента нормированного коэффициента и коэффициента NIi для следующего периода. Алгоритм представлен в виде блок-схемы на рисунке 2. Весовые коэффициенты считаются заданными экспертным составом до проведения процесса управления. Формулы вычисления pi сводятся в одну. Следом проводится расчет  и , которые и являются результатом процесса управления. Эти коэффициенты участвуют в формировании планов на следующий период проведения научно-исследовательской деятельности.

Рис. 2 Алгоритм расчета результативности НИД

Поскольку в таком алгоритме проводятся расчеты над массивами данных, рационально его использовать в составе экспертной системы поддержки принятия решений. Такая система будет включать в себя базу данных, содержащую значения частных критериев показателей эффективности каждого преподавателя.

Литература:

1.         Завалишин Р. И. Разработка обобщенного критерия оценки научной деятельности кафедры и его применение // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике: материалы X всероссийской научно-практической конференции / Оренбург: ОГУ, 2012. — С. 323–326.

2.         Завалишин Р. И., Гаибова Т. В. Алгоритм формирования обобщенного показателя эффективности научно-исследовательской деятельности кафедры вуза // Наука в исследованиях молодых: материалы III Международного научного форума студентов, магистрантов, аспирантов (Новосибирск, 17 мая 2013 г). — Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. — 180 с.

3.         Разработка методики оценки и управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза: отчет о НИР (итоговый); рук. Завалишин Р. И.; исполн.: Завалишин Р. И. — М., 2012. — 91 с. — № 3072/692-IV-ОЗ

Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская деятельность, научная деятельность, вид деятельности, коэффициент, обратная связь, предыдущий период, научная нагрузка, научная сфера, остальной вид деятельности, черный ящик.


Похожие статьи

Состав качественных и количественных характеристик результатов...

В статье рассматривается использование качественных и количественных характеристик, описывающих результаты научно-технической деятельности, для оценки результативности деятельности научных организаций.

Организация научно-исследовательской деятельности...

Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям — интересно учить, а администрации — интересно управлять этим процессом. К достижению мечты ведут разные пути.

К вопросу об организации научно-исследовательской работы...

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся.

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Виды представления результатов учебно-исследовательской...

работа, исследовательская деятельность обучающихся, вид представления результатов, вид, источник, исследовательский характер, исследовательская деятельность школьников, исследовательская деятельность, задача...

Фундаментальные, прикладные исследования и современный...

наука, изобретательская деятельность, поиск, знание, задача, практическая значимость, научно-исследовательская деятельность, мировая война, инженерная деятельность, процесс.

Использование средств информационных технологий при...

 рационально организовать научно-исследовательской деятельности студентов в ходе учебного процесса;  сделать НИРС более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия студента и вооружая интеллект новым знанием

Реализация ФГОС через организацию... | Молодой ученый

Реализация ФГОС через организацию проектно-исследовательской деятельности. Автор: Давыдова Елена Юрьевна.

Каждый ребенок должен иметь возможность постепенно уподобиться ученому, занимающемуся научной работой в разнообразных областях знания.

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

Научно-исследовательская деятельность.

Предмет деятельности. Научные знания в их связи с эмпирической реальностью. Социальная практика; экология; художественная самодеятельность и др.

Похожие статьи

Состав качественных и количественных характеристик результатов...

В статье рассматривается использование качественных и количественных характеристик, описывающих результаты научно-технической деятельности, для оценки результативности деятельности научных организаций.

Организация научно-исследовательской деятельности...

Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям — интересно учить, а администрации — интересно управлять этим процессом. К достижению мечты ведут разные пути.

К вопросу об организации научно-исследовательской работы...

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся.

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Виды представления результатов учебно-исследовательской...

работа, исследовательская деятельность обучающихся, вид представления результатов, вид, источник, исследовательский характер, исследовательская деятельность школьников, исследовательская деятельность, задача...

Фундаментальные, прикладные исследования и современный...

наука, изобретательская деятельность, поиск, знание, задача, практическая значимость, научно-исследовательская деятельность, мировая война, инженерная деятельность, процесс.

Использование средств информационных технологий при...

 рационально организовать научно-исследовательской деятельности студентов в ходе учебного процесса;  сделать НИРС более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия студента и вооружая интеллект новым знанием

Реализация ФГОС через организацию... | Молодой ученый

Реализация ФГОС через организацию проектно-исследовательской деятельности. Автор: Давыдова Елена Юрьевна.

Каждый ребенок должен иметь возможность постепенно уподобиться ученому, занимающемуся научной работой в разнообразных областях знания.

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

Научно-исследовательская деятельность.

Предмет деятельности. Научные знания в их связи с эмпирической реальностью. Социальная практика; экология; художественная самодеятельность и др.

Задать вопрос