Библиографическое описание:

Пахтусова Е. Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 532-534.

Умный всегда найдёт выход из любой сложной ситуации.

Ханс Рихтер

В настоящее время одним из главных требований современного образования, предъявляемых к выпускнику педагогического вуза, является «свободное владение иностранным языком на уровне делового общения в различных ситуациях, связанных с его профессиональной сферой деятельности» [7, С. 467]. Успех в решении обозначенной выше задачи во многом зависит от инновационных способов организации обучения студентов иностранному языку, одним из которых является метод кейсов.

Непосредственной целью метода является совместное обсуждение и анализ кейса, т. е. события, реально произошедшего в той или иной сфере деятельности и описанного авторами с целью возбуждения дискуссии в учебной аудитории.

Хотелось бы отметить, что использование данного метода на занятиях иностранного языка позволяет развить помимо языковых компетенций, также и общие компетенции: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; работать в коллективе и команде; эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, которые играют немаловажную роль в формировании грамотного специалиста.

Обычно кейс состоит из нескольких частей: описание конкретной ситуации; задания к этой ситуации; вспомогательная информация, необходимая для ее решения.

«В описании кейса должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения» [2, С. 61]. Ю. В. Рындина отмечает, что «одним из важных моментов является то, что акцент делается не на сообщение готовых знаний, а на побуждение студентов к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и сообщениям, а также «перенос на себя», то есть апелляция к жизненному и речевому опыту студентов» [6, С. 611].

Одним из важнейших требований в применении кейс-метода является реальность описываемых в ситуациях событий, поэтому конкретные ситуации разрабатываются на основе подлинных фактов. Источниками кейсов могут служить: новостные сообщения, газеты или журнальные публикации; художественные произведения, адаптированные для конкретных целей обучения могут так же подсказывать идеи к созданию кейса. Качественные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Использование научной литературы при разработке кейса придает ему большую строгость и корректность. Научная статья обычно характеризуется углубленным рассмотрением какого-либо вопроса; научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования; особенностью научного отчета является актуальность и новизна материала. Научные публикации могут выполнять в методе кейсов две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими кейсов посредством включения их в содержание, а вторая — в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для понимания кейса. Еще одним неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью [5].

Следует учитывать, что проблема не должна выходить за рамки речевых иноязычных возможностей студентов, поскольку её рассмотрение предполагает рассуждение и формулирование аргументов, контраргументов, выводов, своей точки зрения посредством известных языковых средств. Следовательно, проблема, поставленная в ходе дискуссии, должна отвечать следующим требованиям: быть доступной для разрешения студентами (т. е. опираться на уже имеющиеся знания); быть актуальной вообще и для участников дискуссии, в частности, с точки зрения профессиональной ориентации или жизненного опыта студентов; иметь противоречия как стимулятор для развёртывания дискуссии; служить основой формирования дискутивных умений; давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами, но не предоставлять полноты информации для решения проблемы, что обуславливает необходимость проведения поиска дополнительной информации; быть средством для формирования навыков критического и творческого мышления студентов; проблемная ситуация должна потенциально заключать в себе свойства динамичности, т. е. разрешение основной проблемы должно протекать на фоне решения цепи соподчинённых проблем, вытекающих одна из другой и показывающих причинно-следственные отношения между изучаемыми явлениями и процессами; формулировка и постановка проблемы не должна быть искусственным «навязыванием» студентам того или иного задания, а должны быть преподнесены так, как будто вызваны самим ходом изучения материала и вызывать внутреннюю потребность у самого студента в решении этих проблем [4, С. 54].

Кейс может быть представлен как в мультимедийном, так и в печатном виде, так же может быть дополнен наглядным материалом в виде фотографий, таблиц или диаграмм. Другими словами, метод кейсов — это инновационный метод обучения, который учитывает все особенности предмета «Иностранный язык» и формирует необходимые знания, умения и навыки. Данный метод направлен на решение определенной проблемы, но данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется преподавателем, исходя из условий реальной учебной ситуации, которая позволяет преподавателю определить проблему при организации процесса обучения аспекту языка или виду коммуникации.

Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена двумя тенденциями.

Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая обусловлена развитием требований к качествам личности специалиста, который помимо удовлетворения требованиям первой тенденции должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса.

Метод кейсов позволяет успешно развивать творческие способности студентов, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. Этот метод также способствует развитию умений свободно ориентироваться в современном мире, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность.

Безусловно, кейсы должны быть созданы в рамках программного материала по теме учебного курса, а также содержать реальную, актуальную с точки зрения обучения информацию.

Формально мы можем выделить следующие этапы работы студентов с кейсом:

1.                 Знакомство с кейсом.

2.                 Анализ информации.

3.                 Поиск решения.

4.                 Выявление преимуществ и недостатков каждого предложенного решения.

5.                 Оценка альтернативных решений.

6.                 Презентация результатов.

7.                 Оценивание учащихся.

8.                 Подведение итогов.

Преподаватель выступает в роли ведущего, направляющего дискуссию, задающего вопросы и фиксирующего ответы. Он выступает со вступительным и заключительным словом, поддерживает серьезный настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ кейса, а также результат работы с точки зрения объективности, обоснованности, систематичности и оптимальности.

Для успешной работы студентов с кейсом нужно:

-        Внимательно ознакомиться с условиями кейса, выделить ключевые моменты, исключая намеренно избыточную информацию.

-        Сформулировать и проанализировать проблемы, имеющиеся в кейсе.

-        Осуществить поиск необходимых сведений, отсутствующих в тексте кейса.

-        Следить за временем и возвращаться к условиям задания.

-        Распределить функции участников.

-        Помнить о том, что каждый участник должен проявить себя.

-        Поддерживать и письменно фиксировать любые идеи, полученные «мозговым штурмом».

-        Выработать единую позицию в группе.

-        Оформить результаты. Емко и полно их представить [1].

Основными критериями при оценивании результата работы с кейсом, по мнению Е. А. Беляковой, должны стать: степень решения проблемы, организация текста, взаимодействие с собеседником, лексическое оформление речи, грамматическое оформление речи, орфография и пунктуация, произношение [3, С. 193].

Критерии могут варьироваться в зависимости от типа ситуации. Важным условием является привлечение студентов к обсуждению оценки других студентов. Таким образом, они приобретают навык оценивания и собственных ответов, лучше понимают требования преподавателя и правила выставления оценки, понимание которых им потребуется во время педагогической практики и будущей профессиональной деятельности [3, С. 194].

Данный метод обучения иностранному языку на основе реальных или выдуманных ситуаций имеет огромные перспективы в профессиональной подготовке будущих специалистов. В обучении иностранному языку в вузе метод кейсов служит для создания языковой среды и условий формирования потребности в использовании иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия, интеграции знаний учащихся из разных областей вокруг решения одной общей проблемы, а также развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности.

Литература:

1.                  Айкина Т. Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов [Текст] // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. — 2013. — № 1 (129).

2.                  Андюсев Б. Е. Кейс — метод как инструмент формирования компетентностей [Текст] // Директор школы. — № 4. — 2010. — С. 61–69.

3.                  Белякова Е. А. Использование проблемных ситуаций на занятиях по иностранному языку в системе уровневого образования [Текст] // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 3. — Том II (Психолого-педагогические науки). — С. 191–195.

4.                  Клец Т. Е. Проблемная ситуация как основная единица обучения иноязычному дискуссионному общению [Текст] // Труды Псковского политехнического института. Псков: Изд-во ППИ, 2010. — № 13. — С. 52–55.

5.                  Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id =3&a=info&id=2600.

6.                  Рындина Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Текст] // Молодой учёный.- 2013. — № 10 (57). — С. 610–612.

7.                  Рындина Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций) [Текст] // Молодой учёный. — 2013. — № 9 (56). — С. 467–469.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle