Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 16.05.2014

Статья просмотрена: 602 раза

Библиографическое описание:

Холов, Ю. Ш. Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы / Ю. Ш. Холов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 604-606. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11028/ (дата обращения: 25.04.2024).

В июле 2011 года Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Хилари Клинтон в ходе своего визита в Индию озвучила Стратегию нового Шелкового пути (СНШП), которая направлена на развитие экономики Афганистана путем создания разветвленной сети региональных транспортно-экономических связей между Центральной и Южной Азией. В стратегии Афганистан играет связующую роль между рынками двух регионов, что позволяет стране интегрироваться в региональные экономики и будет содействовать развитию его экономики. Стратегия нового Шелкового пути призвана в конечном итоге создать общий экономический рынок между регионами. Инфраструктурные проекты должны создать много рабочих мест, а транзитные страны получать выгоду от реализации газопровода из Центральной в Южную Азию [1].

Реализация Стратегии нового Шелкового пути состоит из программных и аппаратных средств. К программным средствам Стратегии входят либерализация торговли, сокращение торговых барьеров и препятствий, усовершенствование системы управления по упрощению процедур пересечения границ для ускорения таможенного оформления, повышение инвестиционного климата, преодоление бюрократизма, искоренение коррупции и т. д. Аппаратные средства включают в себя создание новых объектов инфраструктуры, таких как электрические сети, железные дороги, дороги, нефте- и газопроводы, которые будут соединять центральноазиатских стран, Афганистан и стран Южной Азии.

Высшие официальные лица США, такие как Госсекретарь США Х. Клинтон, заместитель госсекретаря Бернс, помощник Госсекретаря по делам Южной Азии Блейк, заместитель помощника Госсекретаря С. Элиот, Специальный представитель Вашингтона в Афганистане и Пакистане М. Гроссман и другие активно продвигают идею Стратегию нового Шелкового пути, совершая официальные визиты в страны регионов. США прилагают большие усилия для привлечения других стран в этот проект. Так, в Нью-Йорке в ноябре 2011 года состоялось Министерское совещание по новому Шелковому пути при участии госсекретаря Клинтон и сопредседателя встречи — министра иностранных дел Германии, министров иностранных дел и старших должностных лиц из 27 стран и международных организаций.

Наиболее значимыми механизмами и экономическими проектами в плане продвижения интересов СНШП являются Региональная конференция экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA) и Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС).

Региональная конференция экономического сотрудничества по Афганистану была инициирована в 2005 году в качестве форума и направлена на стабилизацию ситуации в Афганистане и способствованию региональной экономической интеграции Южной и Центральной Азии. До сегодняшнего для состоялись 5 форумов в Афганистане, Индии, Пакистане, Турции и в Душанбе. На последнем форуме были определены 17 инфраструктурных строительных проектов, включая автомобильные и железные дороги, проекты по энергетики, инвестиции, развитие человеческих ресурсов, транзиту, пограничного контроля и транспортировки.

Сотрудничеству с ЦАРЭС-ом также придается важное значение в реализации Стратегии. ЦАРЭС призвано содействовать развитию транспорта, торговли и энергетики в центральноазиатских странах и прилегающих областях [3]. При активной содействии международных организаций, в первую очередь Азиатского банка развития реализовываются ряд больших проектов в рамках ЦАРЭС. Так, за все время своей деятельности ЦАРЭС предоставило более 16 миллиардов долларов в виде инвестиций в 120 проектов, большая часть которых приходится на транспортные проекты. В общей сложности это 92 проекта. К ним относятся строительство шести поперечных транспортных связок; кроме этого, построены и обновлены трассы длиной в 3600 км, произведена укладка около 2000 км железных дорог. Энергетические проекты составляют 28 из остальных 38 проектов, также имеются 10 проектов по развитию торговли.

В стратегии большое внимание уделяется социально-экономическим аспектам. Так, при помощи привлечения частных инвестиций и развития частного сектора планируется создать множество рабочих мест. Важной особенностью социального аспекта Стратегии является вовлечение участия женщин и их занятость. В июле 2011 года в Бишкеке и в марте 2014 года в Душанбе состоялись экономические симпозиумы женщин стран Центральной Азии. Основной темой конференций являются борьба за экономические и социальные права женщин в Южной Азии. В конференциях обсуждаются новые тенденции для расширения возможностей женщин в странах Центральной Азии и Афганистана. В данных мероприятиях принимают участие представители общественных движений и объединений, женщины-руководители частных предприятий, лидеры системы образования и гражданского общества из США, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и Афганистана.

Стратегия нового Шелкового пути имеет цель налаживания стабильных торговых связей между странами регионов, создание транспортного коридора между Центральной и Южной Азией, где Афганистан будет играть связующую роль, строительство и запуск газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), энергопоставки Центральная Азия-Афганистан-Южная Азия (CASA-1000) и др.

В плане продвижения торговых связей между странами наблюдается определенные позитивные результаты. Так, в 2010 году между Пакистаном и Афганистаном был подписан Соглашение о транзитной торговле, в соответствии с которой планируется открытые 18 пропускных пунктов. Также, был урегулирован вопрос въезда афганских грузовиков в Пакистан. Также две ключевые страны Южной Азии Индия и Пакистан в 2011 году договорились об открытии в Вагахе нового перехода. В том же году Таджикистан и Киргизия подписали соглашение о включении Афганистана в Соглашение о транзитных перевозках, которая направлено на улучшение условий транзитных перевозок, повышение их эффективности. Наиболее важными достижениями в плане реализации Стратегии нового Шелкового пути являются постройка нескольких мостов на реке Пяндж между Таджикистаном и Афганистаном, открытие автомобильных трасс между Пакистаном и Афганистаном и запуск железной дороги, соединяющая Узбекистан с Афганистаном в 2012 году, которое заложило основу для строительства других железнодорожных путей из Афганистана в соседние страны. Интерес к строительству железных дорог в Афганистане проявляют и другие страны двух регионов. Так, Индия планирует построить железную дорогу, соединяющая двух государств для транспортировки железной руды из Афганистана. Также, между Туркменистаном и Афганистаном подписано рамочное соглашение о строительстве железной дороги из Туркменистана в Афганистан. Подобные планы имеются и у Ирана.

Проект «Центральная Азия — Южная Азия» (CASA1000) является многосторонним энергетическим форматом сотрудничества и занимает важное место в СНШП. Цель проекта заключается в использовании богатого гидроэнергетического потенциала стран Центральной Азии для развития Афганистана и Пакистана [2]. Предполагается ежегодная транспортировка около 1300 мегаватт электроэнергии в Южную Азию, отсюда и название проекта. В рамках CASA-1000 будут построены линии электропередачи общей протяженностью более 1,2 тыс. км, а также необходимые подстанции, для передачи в Афганистан и Пакистан избыточного объема электроэнергии, вырабатываемой летом существующими гидроэлектростанциями в Кыргызстан и Таджикистане.

В конце марта 2014 года Совет директоров группы Всемирного банка одобрил финансирование в размере $526,5 млн. в виде грантов и кредитов для данного проекта. Общая стоимость проекта оценивается в $1,17 млрд., остальные средства для финансирования CASA-1000 будут предоставлены рядом других партнеров по развитию, включая Исламский банк развития и Агентство США по международному развитию.

Проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) предполагает экспорт туркменского газа в Афганистан, Пакистан и Индию. Планируется, что ежегодная пропускная способность газа будет составлять 33 млрд. куб.м. в течение 30 лет. Газ будет распределяться следующим образом: из 90 млн. куб. м в сутки 14 млн. пойдут в Афганистан, Пакистан и Индия получат по 38 млн. куб. м. В 2012 году между Пакистаном, Индией и Туркменистаном был подписан Соглашение о покупке и продаже природного газа. Тем не менее, переговоры еще не завершены. Трубопровод предполагается ввести в эксплуатацию в 2018 году. Предполагается, что общая стоимость проекта по окончанию строительства достигнет $10–12 млрд.

 Реализация Стратегии нового Шелкового пути будет занимать достаточно долгое время и пока рано говорить об успешности или провальности этого проекта. Реализация Стратегии сталкивается с множеством проблем, такие как нестабильность регионов, низкий уровень региональной торговли, межгосударственные проблемы, терроризм и экстремизм, нищета. Наиболее серьезной проблемой Стратегии является нестабильность в самом Афганистане, так как все проекты Стратегии (строительство железных дорог, транспортировка газа, электричества и продуктов, привлечение инвестиций и т. д.) непосредственным образом зависит от стабильности в Афганистане. Также Стратегия частично исключает и является конкурентом другим региональным проектам России (Евразийский Союз) и Китая (Новый Шелковый путь). С геополитической точки зрения Стратегия нового Шелкового пути направлена на уменьшение зависимости стран Центральной Азии от России и Китая.

Литература:

  1. The United States’ «New Silk Road» Strategy: What is it? Where is it Headed? U. S. Department of State. Remarks. Robert D. Hormats, Washington, DC. — URL: http://www.state.gov/e/rls/rmk/2011/174800.htm..(дата обращения 13.05.2014.)
  2. Всемирный банк, “ Проект по развитию регионального электроэнергетического рынка Центральной Азии и Южной Азии “ (CASA 1000), —URL:www.worldbank.org/projects/P110729/central-asia-south-asia-electricity-trans-mission-trade-project-casa-1000. (дата обращения 01.05.2014)
  3. Linn J. Central Asian Regional Integration and Cooperation: Reality Or Mirage?// EDB Eurasian Integration Yearbook 2012.Almaty: Eurasian Development Bank,2012. Стр.111.
Основные термины (генерируются автоматически): Афганистан, Пакистан, Шелковый путь, Южная Азия, проект, Центральная Азия, Стратегия нового, Таджикистан, дорога, Туркменистан.


Похожие статьи

Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы

Афганистан, Шелковый путь, Центральная Азия, США, Пакистан, концепция возрождения, региональная энергосистема, региональная торговля, экономическое сотрудничество, Южная Азия.

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Центральная Азия, Узбекистан, Великий Шелковый Путь, Европа, Афганистан, железнодорожная линия, Азия, мировая экономика, Иран, Юго-Восточная Азия.

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

Шелковый путь, Экономический пояс нового, Центральная Азия, Китай, морской Шелковый путь, Россия, Европа, КНР, рамка проекта, географическая рамка нового.

Центральная Азия как объект влияния треугольника...

Китай— новый покровитель Центральной Азии. В начале 2000-х годов КНР стал важным игроком в центральноазиатском регионе.

– присоединения нестабильных Афганистана и Пакистана к политически устойчивой Центральной Азии

Политические аспекты концепции «Экономического пояса...»

В статье доказывается своеобразие политического характера разработанной в КНР официальной концепции «Экономического пояса Шелкового пути». Ключевые слова: Великий Шелковый путь, Экономический пояс Шелкового пути, политика КНР в Центральной и Южной Азии.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для...

Эта дорога свяжет центральную Азию и Турцию, проходя через Азербайджан и Грузию. Китай стремится построить новые скоростные железнодорожные пути во многих азиатских странах. По сообщениям СМИ из Китая и Гонконга...

Логистический потенциал международного проекта «Новый...»

Шелковый путь имел несколько маршрутов через Среднюю Азию с выходом к Средиземному морю.

Одним из ключевых факторов реализации стратегии Нового Шелкового пути является ускоренное развитие необходимых компетенций.

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках...

До обретения независимости Узбекистаном, ещё 2000 лет назад, Великий Шёлковый путь открыл новую страницу в летописи

Центральная Азия уже больше не могла вступать в политические, экономические, культурные, транспортно- коммуникационные отношения с Китаем.

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Территориально проект охватывает Центральную, Южную и Западную Азию и Евразию. Продвигая «Шелковый путь» и подобные проекты в Западной и Южной Азии, КНР в еще большей степени обращается на Запад [7]...

Похожие статьи

Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы

Афганистан, Шелковый путь, Центральная Азия, США, Пакистан, концепция возрождения, региональная энергосистема, региональная торговля, экономическое сотрудничество, Южная Азия.

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Центральная Азия, Узбекистан, Великий Шелковый Путь, Европа, Афганистан, железнодорожная линия, Азия, мировая экономика, Иран, Юго-Восточная Азия.

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

Шелковый путь, Экономический пояс нового, Центральная Азия, Китай, морской Шелковый путь, Россия, Европа, КНР, рамка проекта, географическая рамка нового.

Центральная Азия как объект влияния треугольника...

Китай— новый покровитель Центральной Азии. В начале 2000-х годов КНР стал важным игроком в центральноазиатском регионе.

– присоединения нестабильных Афганистана и Пакистана к политически устойчивой Центральной Азии

Политические аспекты концепции «Экономического пояса...»

В статье доказывается своеобразие политического характера разработанной в КНР официальной концепции «Экономического пояса Шелкового пути». Ключевые слова: Великий Шелковый путь, Экономический пояс Шелкового пути, политика КНР в Центральной и Южной Азии.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для...

Эта дорога свяжет центральную Азию и Турцию, проходя через Азербайджан и Грузию. Китай стремится построить новые скоростные железнодорожные пути во многих азиатских странах. По сообщениям СМИ из Китая и Гонконга...

Логистический потенциал международного проекта «Новый...»

Шелковый путь имел несколько маршрутов через Среднюю Азию с выходом к Средиземному морю.

Одним из ключевых факторов реализации стратегии Нового Шелкового пути является ускоренное развитие необходимых компетенций.

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках...

До обретения независимости Узбекистаном, ещё 2000 лет назад, Великий Шёлковый путь открыл новую страницу в летописи

Центральная Азия уже больше не могла вступать в политические, экономические, культурные, транспортно- коммуникационные отношения с Китаем.

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Территориально проект охватывает Центральную, Южную и Западную Азию и Евразию. Продвигая «Шелковый путь» и подобные проекты в Западной и Южной Азии, КНР в еще большей степени обращается на Запад [7]...

Задать вопрос