Библиографическое описание:

Фарукшина Ю. М. Оценка инвестиционной привлекательности организации // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 419-421.

В статье рассматривается понятие инвестиционной оценки организации, факторы, определяющие ее, составляющие оценки инвестиционной привлекательности организации.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность организации, анализ инвестиционной привлекательности, факторы инвестиционной привлекательности.

Современное экономическое пространство требует от организации высокую конкурентоспособность. Данное требование заключается в том, чтобы организация имела постоянное развитие, отличилась гибкостью в изменяющихся условиях экономической среды, смогла предложить потребителю продукцию, отличающуюся современностью, качеством, и в целом удовлетворяющую потребителя. Развитие организации основывается на регулярных инвестициях, которые требуются как в производстве, так и в научно-технических разработках, а также на другие цели, заключающиеся в получении положительного эффекта. Привлечение инвестиций обусловлено инвестиционной привлекательностью организации. Под инвестиционной привлекательностью организации в современной литературе понимают комплексный показатель характеризующий целесообразность инвестирования средств в данную организацию.

Инвестиционная привлекательность организации зависит от множества факторов. Зачастую к ним относятся политическая и экономическая ситуация в стране и регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, экономическая ситуация в отрасли, квалификация персонала, финансовые показатели и т. д. В данной статье мы рассмотрим понятие оценки инвестиционной привлекательности организации, а также проанализируем методы её повышения.

На сегодня организациям известно несколько путей привлечения финансирования. Среди самых распространенных способов привлечения инвестиционных вложений: займы в кредитных организациях, привлечение инвестиций на фондовом рынке (выпуск облигаций, проведение IPO и SPO), привлечение стратегического инвестора.

Займы в кредитных организациях как механизм привлечения финансирования самый простой, однако, один из самых затратных. При реализации такого способа привлечения финансирования денежные средства оформляются в виде банковского кредита, и основные условия займа определяются кредитором, то есть банком, на основании установленной в данном конкретном банке кредитной политики. В связи с такими условиями, финансирование предоставляется компаниям, которые могут подтвердить платежеспособность и предоставить необходимый залог стоимостью больше кредитного займа. Если организация становится банкротом, она возвращает займ за счет собственных средств, уставного капитала, продажи основных средств производства.

Обращение за инвестициями к фондовым рынкам, поиск стратегического инвестора требуют от организации прозрачной отчетности, контроля за финансовыми потоками, прозрачности бизнеса. Высокая инвестиционная привлекательность предприятия может обеспечить высокую вероятность получения инвестиции.

Э. И. Крылов дает целостное определение инвестиционной привлекательности организации понимая под ней экономическую категорию, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции [3].

В экономической теории существует классификация инвесторов в зависимости от целей, которые они преследуют. Так, различают два типа инвесторов: финансовые и стратегические.

Инвесторы финансового типа отличаются тем, что стремятся к максимизации стоимости организации, и собственно имеют только финансовый интерес — получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта, также они не стремятся к приобретению контрольного пакета, не стремятся сменить менеджмент организации.

В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными организациями и фондами, фондами венчурных инвестиций. Сделки финансовых инвесторов в большинстве своем проходят на вторичном рынке и лишь косвенно приносят предприятию дополнительные инвестиции. Но в то же время покупка ценных бумаг организации приводит к росту рыночной капитализации организации. Рост ценных бумаг предприятия и прибыль с дивидендов или купонов приносят прибыль инвестору [1].

Инвестор стратегического типа, отличается стремлением получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности, стремлением к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании, активным участием в управлении компанией. Стратегический инвестор стремится инвестировать в компании из смежных отраслей, сроки инвестирования, как правило, не ограничены им.

Специфика особенность российского инвестора состоит в том, что инвестор стремится к получению полного контроля над финансируемым бизнесом [4].

Выделяют внешние и внутренние факторы, которые влияют на инвестиционную привлекательность организации.

Внешние факторы — это те факторы, которые не зависят от результатов хозяйственной деятельности предприятия. К ним относят:

Первый фактор, относящийся к внешним факторам — это инвестиционная привлекательность территории, включающая в себя такие параметры как политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, развитость соответствующей отрасли рынка, человеческий потенциал территории. Оценка инвестиционной привлекательности государств и регионов — это профессиональная деятельность рейтинговых агентств, например такие как, Standard&Poors, Moody’s, Fitch, Эксперт РА.

Второй фактор, определяющий инвестиционную привлекательность — инвестиционная привлекательность отрасли, которая включает в себя уровень конкуренции в отрасли, текущее развитие отрасли, динамику и структуру инвестиций в отрасль, стадию развития отрасли.

При инвестиционном анализе организации данные параметры очень важны. Инвестиционная привлекательность отрасли характеризуется рядом параметров, наиболее существенными из которых является: темп роста объемов производства, темп роста цен на факторы производства, финансовое состояние отрасли, наличие инноваций и степень НИОКР [2].

Состояние инвестиционной привлекательности отрасли определяется влиянием ряда факторов: макроэкономическая среда, экологическая безопасность, состояние инфраструктуры, уровень производственного процесса в отрасли, кадровая составляющая, финансовая среда.

К внутренним факторам, определяющим инвестиционную привлекательность относят факторы, которые зависят непосредственно от результата хозяйственной деятельности предприятия [2]. Именно внутренние факторы, определяют инвестиционную привлекательность организации, и являются главным механизмом ее регулирования. Среди внутренних факторов выделяют следующие:

Финансовое состояние предприятия как внутренний фактор, оценивается на основе следующих показателей: коэффициента соотношения заемных и собственных средств, коэффициента текущей ликвидности, коэффициента оборачиваемости активов, рентабельности продаж по чистой прибыли, рентабельности собственного капитала по чистой прибыли [1].

Организационная структура управления компанией как внутренний фактор ее инвестиционной привлекательности состоит из доли миноритарных акционеров в структуре собственников компании, степени влияния государства на компанию, степени раскрытия финансовой и управленческой информации, доли чистой прибыли, выплачивающейся компании за последние годы.

Степень инновационности продукции компании, также влияет на инвестиционную привлекательность организации.

Стабильность генерирования денежного потока и уровень диверсификации продукции компании, являются основными внутренними факторами на ряду с вышеназванными в формировании инвестиционной привлекательности организации.

Существует не мало источников, которые используются для получения информации о деятельности интересующей организации, их также классифицируют на внешние и внутренние.

В качестве внешних источников выступают: архивы банков, отчеты консалтинговых, аудиторских агентств, информация о предприятии в СМИ, данные фондового рынка, информация от партнеров предприятия.

Низкая частота внутренних источников информации связана с подготовкой квартальной или годовой отчетности и включают в себя: бухгалтерская отчетность, внутренние финансовые отчеты, внутренние управленческие отчеты, документы планирования, налоговая отчетность, уставные документы [3].

Проводя анализ инвестиционной привлекательности организации необходимо учитывать следующие его компоненты:

Анализ потенциальной прибыли, который заключается в исследовании альтернативных вариантов вложений, сравнение прибыльности и уровня риска.

Финансовый анализ, позволяет изучить финансовую устойчивость предприятия, прогнозировать развитие предприятия на основе имеющихся данных.

Рыночный анализ актуален при оценке перспектив товара на рынке, насыщенностью рынка аналогичными товарами.

Технологический анализ заключается в исследовании технико-экономических альтернатив проекта, различных вариантов использования имеющихся технологий; поиск оптимального для данного инвестиционного проекта технологического решения.

Оценить организационную и административную политику на предприятие позволяет управленческий анализ. Также управленческий анализ позволяет выработать рекомендации в части, организационной структуры, организации деятельности, комплектования и обучения персонала.

Экологический анализ — это оценка потенциального ущерба окружающей среде проектом и определение необходимых мер, смягчающих и предотвращающих возможные последствия;

Социальный анализ — определение пригодности вариантов проекта для жителей региона в целом [1].

Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности организация, это процесс всестороннего анализа организации, и результат этой оценки заключается в построении ясного представления об организации и ее способности оправдать инвестиционные вложения.

Литература:

1.      Асаул А. Н. Корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний [Текст] / А. Н Асаул., М. П Войнаренко., Н. А. Пономарева, Р. А. Фалтинский– М.:АНО «ИПЭФ», 2008. — 288 с.

2.      Боди З. Принципы инвестиций [Текст]: Пер. с англ. / З. Боди, А. Кейн, А. Маркус — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. — 984 с.

3.      Ендовицкий Д. А. Анализ инвестиционной привлекательности организации [Текст] /. Д. А. Ендовицкий. — M.: Издательский дом «КноРус», 2010. –- 374 с.

4.      Крылов Э. И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Э. И. Крылов, В. М. Власова, М. Г. Егорова, И. В. Журавкова — М.: Финансы и статистика, 2003. — 190 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle