Библиографическое описание:

Киселев М. И., Шаркова Т. И. Исторические предпосылки формирования понятий «милосердия» и «благотворительность» // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 613-616.

На сегодняшний день современное российское общество идет по пути как светского, так и духовного развития. Особую значимость приобретают вопросы общественной благотворительности и милосердия как неотъемлемых атрибутов современных обществ. Актуальность статьи заключается в мотивации современного общества осуществлять благотворительность, которая иной раз приобретает современную форму спонсорства, а не истинной «творящей благо» деятельности с милосердным позывом. Сейчас «модно» участвовать в благотворительной деятельности, выступать благотворителем, но всегда ли это стремление носит характер бескорыстной помощи нуждающемуся или все-таки есть некая латентная цель. Для более детального рассмотрения вопросов благотворительности и милосердия считаем необходимым рассмотреть взаимосвязь понятий милосердия, благотворительности в современном обществе. В современных условиях само понятие благотворительности заново переосмысливается через устойчивые языковые формы: благотворительные мероприятия, благотворительные акции, благотворительные организации. Так что же есть благотворительность на сегодняшний день, и существует ли истинная ее ценность сегодня, чтобы ответить на этот вопрос необходимо проследить развитие этого понятия на всех исторических этапах, включая современность. Изначально мы рассмотрим формирование стадий благотворительной деятельности в Европе, а затем обратимся к историческим этапам благотворительности в России, что поможет наглядно проследить эволюцию представления о данном понятии и в дальнейшем поспособствует формированию точки зрения относительно благотворительности на сегодняшний день.

Итак, особенности помощи в догосударственный период мировой истории развивались на основе общественного инстинкта взаимоподдержки как средства выживания и инстинкта сострадания как социально-компенсационного средства при увечьях, немощи и других обстоятельствах. Эти общественные инстинкты позже закрепились на уровне сознания под влиянием накопленного исторического опыта и религиозных верований. Дружественные связи и взаимопомощь в первобытном обществе имели не только коллективный, межобщинный, межплеменной, но и индивидуальный характер. Зарождение социальной помощи в древних государствах Востока было обусловлено государственными нормами официального законодательства и частной филантропией. Известно, что в ряде законов месопотамских правителей содержались требования к богатым не притеснять бедных, оказывать помощь сиротам, немощным людям, вдовам. Что касается основ социальной помощи и призрения в античных государствах, то в роли филантропов в эпоху античности выступали некоторые правители и богатые люди. «В античной Греции и Риме оказывалась разнообразная благотворительная помощь нуждавшимся. Важнейшими ее компонентами были: филантропическая раздача беднякам из числа свободных граждан хлеба, денег, одежды; зарождение меценатства как покровительства науки и искусства со стороны состоятельных людей и др.». [1, с. 65]. Но в то же время благотворительность никаким образом не касалась рабов, которые имели статус «вещей» и собственности. Период церковно-монастырской благотворительности в средние века был ознаменован тем, что христианство в период средневековья постепенно распространилось во всех европейских странах, став государственной религией. И благотворительная деятельность была возложена на попечение церкви. Монастыри и церкви располагали немалыми средствами для осуществления богоугодных дел. Под их началом действовали больницы, госпитали, приюты. Специальные монашеские ордена проводили большую работу по оказанию помощи бедным и обездоленным. На начальном этапе государственного призрения нуждающихся слоев населения которое приобрело системный характер лишь в период позднего средневековья, включало в себя меры содействия организации попечительств (надзора) за бедными, контроля за организацией муниципалитетами общественных работ, а также создание работных домов, приютов, лечебниц, госпиталей для бедных. Как уже отмечалось, в Европе получила распространение практика организации общественных работ силами городских самоуправлений. При местных приходах создавались попечительства о бедных. Эти и другие формы общественного призрения стали получать государственную поддержку, что нашло свое правовое оформление на законодательном уровне. Социальная помощь за рубежом в новое время (вторая половина XVII — начало XX в.): происходит развитие массовой бедности и нищеты, что приводит к дестабилизации ситуации в ряде европейских стран, сопровождавшейся акциями протеста и революционными взрывами. В таких условиях власти стали активнее и системнее заниматься государственным призрением, которое обеспечивало не только оказание помощи нуждающимся, но выполняло и социально-стабилизирующую функцию. Появляются эдикты и рескрипты по борьбе с нищенством. «К важнейшим направлениям государственного призрения, получившим распространение в новое время, можно отнести: создание благотворительных школ для детей бедноты; учреждение для бедных и нищих социальных заведений, сочетавших функции принуждения и призрения (работные и рабочие дома, общие госпитали); содержание на государственный счет приютов, богаделен, лечебниц и других социальных заведений для нетрудоспособных бедных, сирот, немощных, больных, инвалидов; организация общественных работ; введение государственного социального страхования и др.». [1, с. 110–111]. Благотворительная деятельность в конце XIX — начале XX в. начинает приобретать статус профессиональной деятельности и вскоре развивается формирование социальной работы как профессиональной деятельности. В рассматриваемый период по инициативе некоторых государственных, муниципальных органов, учреждений общественной благотворительности стала вводиться практика обеспечения гарантированным заработком добровольных помощников в сфере социальной помощи. Новая профессия социального работника приобретала общественное признание, будучи востребованной самой жизнью.

Подводя итог становлению и развитию благотворительности в Европе можно выделить тот факт, что потребовалось немало времени для формирования действительно эффективной помощи и поддержки беднякам, малоимущим, всем нуждающимся, которая вышла на «новый уровень», став не только призрением на государственном уровне, но и реформировалась до уровня профессиональной деятельности, что безусловно положительно повлияло на оказание благотворительности в целом.

Анализируя этапы становления благотворительности в России, нужно выделить, что филантропия зародилась в Архаический период истории (конец III- пер. половина II века до н. э.). На этом этапе формируются основные проформы поддержки и помощи, основанные на общинных нормах поведения, оккультизме, сакральных смыслах. Но эти некие модели взаимопомощи были лишь отправной точкой для возникновения того понятия благотворительности, которое мы имеем на данном этапе развития. Следующий исторический период, княжеской и церковно-монастырской благотворительности (до V в н. э) при котором происходит изменение парадигмы общественной помощи и поддержки. С принятием христианства князем Владимиром в Киевской Руси происходит становление благотворительности как таковой. В подтверждение тому служит Устав 996 года, в котором князь официально вверил обязанность духовенству общественного призрения; определил десятину на содержание храмов и монастырей. Церковь всегда являлась центром социальной поддержки всем неимущим, больным и убогим. Традиции, которые были заложены киевскими князьями, были продолжены их приемниками. В период общинно церковной благотворительности (до нач.XVI в) происходит становление и объединение русского государства и предпринимаются попытки к развитию общественной помощи, но на данном этапе систематическая законодательная деятельность в этой сфере не подразумевалось. Но на данном этапе еще существовала эгоцентрическая подоплека данного вопроса «Древний русский благотворитель, «христолюбец» менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования…Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель» [2, с. 29].Стоит отметить, что ярким этапом общественного призрения, является период государственной благотворительности (до начала XX века). Инициатива развития мер общественной призрения на государственном уровне принадлежит Императору Петру I. В это время создаются, на государственной основе различные богадельни, интернаты и человеколюбивые общества под главенствованием членов императорской семьи. К концу XIX века начинает оформляться довольно четкая система государственного призрения, и устанавливаются платные должности для лиц, намеренных заниматься благотворительностью профессионально. В результате чего можно предположить, что зарождаются первые истоки благотворительности как профессиональной деятельности в России. Рассматривая государство в XX веке на фоне нестабильной обстановки в стране и впоследствии образования социалистического государства, благотворительность снизила значимость в основном за счет идеологических убеждений. В советский период, благотворительная деятельность не приветствовалась, поскольку государство полностью брало на себя выполнение социальной функции. Благотворительной деятельности как пережитку прошлого, был положен конец. Социальное обеспечение объявлялось правом каждого человека, потерявшего трудоспособность или оказавшегося в социальной нужде. Но, впоследствии, с переходом к рыночной экономике и изменения социально-экономических реалий в 90-е гг. XX столетия практический интерес к благотворительности возрос.

Россия на всем своем историческом пути приобщалось к «любви к ближнему» и развивало ту филантропическую деятельность, которая так была необходима для усовершенствования и прогресса государственного устройства. Необходимо отметить, что благотворительность — является деятельностью, понятие которой зависит от различных исторических этапов, осуществляется на основании определенного менталитета общества, его религиозной или политической идеологии на данный исторический период. Именно ввиду этих аспектов целесообразно рассматривать направления, формы и методы осуществления благотворительности.

Рассмотрев исторические этапы становления благотворительности можно сделать вывод о том, что данная деятельность пользовалась популярностью начиная с догосударственного периода истории и заканчивая современностью. Помогая бедным и нищим на основе частной благотворительности, каждый преследовал собственную цель, кто-то поступал в расчете на замаливание прощение собственных грехов за счет призрения, кто-то руководствовался истинным милосердием и соображениями о моральных ценностях, которые побуждали его к совершению благотворительных поступков. Необходимо выделить тот факт, что наиболее многочисленных среди российских благотворительных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. И стоит отметить, что ими в действительности движет не корыстные цели, а истинное человеческое милосердие.

Таким образом, рассматривая сходство понятий милосердия и благотворительности, можно отметить, что милосердие имеет под собой духовное начало и является неким мотивом для осуществления благотворительной деятельности, которая в свою очередь имеет материальный аспект. Милосердие есть сострадание и человеколюбие. Милосердие побуждает человека осуществлять благотворительность, то есть жертвенную, бескорыстную помощь, «творить благо» руководствуясь нравственными идеалами и принципами, но на деле не всегда бывает именно так. Однако, в современном обществе можно наблюдать так называемую «благотворительную деятельность» частных компаний, а точнее некую «спонсорскую помощь», которая несет в себе не столь милосердный акт поддержки, сколько свой собственный интерес, к примеру, самореклама или уменьшение оплаты налогов. Исходя из вышесказанного можно предположить, что понятия «милосердие» и «благотворительность» интерпретируются, в большей степени, от этапа развития и потребностей общества, чем первоначального их значения.

Литература:

1.                  Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб, пособие для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 448 с.

2.                  Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 8–9 апреля 2009 г., г. Шахты: в 2 т. / редкол.: С. И. Ершова [и др.].– Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009.– Т.2. — 344 с. — С. 285–289.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle