Библиографическое описание:

Бурко Р. А., Брагина Е. А. Религия как форма духовной культуры // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 651-653.

XX-XI вв. — это время научно-технической революции, автоматизации, компьютеризации, когда на первое место выходят материальные потребности и ценности людей, в основе которых лежат принципы прагматизма, утилитаризма. Именно поэтому необходимо очень большое внимание уделять духовной культуре, составной частью которой является религия, которая выступает как форма отражения материальной культуры в сознании человека.

Главный признак религии — не вера в Бога, а вера в сверхъестественное. Религия — это совокупность идей, настроений, действий и организаций, связанных с верой в сверхъестественное. Она представляет собой сложное общественное образование, в структуре которого выделяют 3 основных элемента: религиозное сознание выступает как форма отражения окружающего мира и, включающее религиозную идеологию и религиозную психологию; религиозный культ — система символических действий верующих: молитвы, обряды, посты, праздники; религиозные организации — объединения последователей той или иной религии. Религия является составной частью духовной культуры человечества, которая является формой отражения материальной культуры в сознании человека. Религия (с лат.) — благочестие, набожность, это есть связь человека со сверхъестественным, т. е. с Богом.

В современном мире религии принадлежит очень важная роль. Те ценности, которые принято считать общечеловеческими, формировались и развивались, как правило, в рамках различных религиозных систем. Истина религии заключена не в знаниях о ней, аргументах и доказательствах тех или иных утверждений. Религия допускает возможность необыкновенных вещей, называемых чудесами; но главное в том, что люди находят утешение и надежду в вере, открывают человеческую сущность через ее связь с чем-то высшим, понимаемым как божественное. В этом люди признают олицетворение вечности бытия, ощущают свою значимость и сопричастность к чему-то, что исполнено глубокого смысла. Религия предлагает человеку целостную картину мира, наполненную морально-ценностным смыслом, способствует мировоззренческим поискам. Религия — это общественное явление с собственным историческим развитием в конкретных социально-экономических условиях. А еще религия — ориентир и сокровище для тех, кто ее исповедует. Последователи всякой религии утверждают, что она дарит им бесчисленные знания и ощущения, которые приносят настоящую радость. Вопросы о религии всегда связаны с вопросом соотношения знания и веры, с формированием идеалов, ценностей, жизненных ориентаций, которые неизбежно встают перед человеком. Характерно, что религию стали изучать сравнительно недавно, начиная с эпохи Просвещения, когда сакральное стали объяснять рациональными, рассудочными методами познания. Поэтому в философии (объяснении) религии возобладало профанное направление, доступное всем и каждому, что исказило смысл сакрального из-за упрощения его содержания. Это привело, в конечном счете, к тому, что религию объявили «опиумом народа», способами обмана и самообмана людей. Не отрицая роли религии в обществе, материалисты отказались от основательного ее изучения, свели ее содержание к социокультурному фактору. В результате теология многим стала казаться надуманной и несущественной для повседневной жизни, а понятия «религия» и «церковь» смешались.

В России слово «религия» вошло в обиход сравнительно недавно — вместе с эпохой Просвещения. Народ прежде говорил иначе — «вера», «вероисповедание». Введение в обиход нового для россиян слова имело политический смысл, преследовало утверждение приоритета государственного права, а не церковного; приоритета власти светской, а не духовной.

Принудительная атеизация общественной жизни в советское время привела к отрицанию всего религиозного. Сейчас эта ситуация обернулась своей противоположностью, однако поведенческие стереотипы продолжают мешать формированию представлений о равенстве в вопросе свободы совести, вероисповедания и свободы воли. Духовность — сложное понятие, используемое, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Понятие «духовное» включает в себя то, что человек сам прочувствовал, выстрадал, сделал своим, без чего он чувствует себя лишенным чего-то важного. Рассудочно-прагматический подход к вере, как считалось ранее, не естественен. Но в XX-XI вв. он возможен, так как в обществе господствует рационально-прагматическое мировоззрение и для современного поколения важно знать то, во что оно верит. Там, где невозможно познать религию с «научной» точки зрения, методом логических умозаключений, помогает образ. Поэтому религия тесно связана с искусством и литературой. Но это уже будет отождествление религии с моралью и даже с духовной культурой в целом. Некоторые определения религии сводят ее к мистике. Но для почитания нужна вера, а следствием почитания выступает культ. Эти слова — ключевые для религии.

Вера — главный признак религии. Без веры в богов религии нет. Вера является центром религиозного сознания. Она подразумевает такое отношение к объектам и явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств.

Религию нельзя сводить к мистике и мифологии, но ее нельзя и отличить от них ни по чувству, которое сходно у этих трех отраслей культуры, ни по специфике обрядов, которые религия заимствует у мистики и мифологии. Отличительной чертой религии по сравнению с мистикой и мифологией является элемент универсальности в социальном смысле, общий у нее с философией и наукой, но от философии и науки религию отличает отсутствие у нее рациональности. Религия общечеловечна (хотя мировых религий всего несколько) в том смысле, что любой человек может стать приверженцем религии, которая его устраивает. Ученые подчеркивают, что религиозное чувство началось с культа усопших предков. Смерть была первой тайной; она указывала человеку путь к другим сущностям, возвысила его мысль от видимого к невидимому, от преходящего к вечному, от человеческого к божественному. Смерть можно рассматривать как один из источников появления духовной культуры в целом и религии в частности.

Верующий относится к Богу с любовью и страхом, с почтением, восторгом, надеждой, чувствами вины и раскаяния. И Бог, со своей стороны, как учит, например, христианство, тоже эмоционально реагирует на человеческое поведение и отношение к нему: проявляет заботу, любовь, доброту, милосердие, гневается на грешников, оказывает милость к падшим, вознаграждает праведников. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

Религия выполняет культурологическую роль: она задает спектр универсальных культурных понятий, определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религия осуществляет свою культурологическую роль при помощи определенных средств. К ним относятся храмы, святилища, религиозное искусство, реликвии, утварь, одеяния. Использование в рамках культа различных видов искусства (музыка, живопись, архитектура, танец и пр.) усиливает религиозные чувства и способствует удовлетворению эстетических потребностей. Подчеркнем, что именно религия способствовала развитию чувства, а вместе с тем и мысли. А духовность и есть, по сути, способы развития мысли и чувства. Ни магия, ни мистика, ни умозрительность не достигают таких результатов в развитии мысли и чувства, как религия. Тем самым она способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; выходу его за пределы узкоземного существования. Религия также осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.

Основным методологическим инструментом при изучении религии является философия. Современное религиоведение философично, т. е. направлено на постижение «пути веры — внутреннего самораскрытия по отношению к являющемуся в откровении Богу» (М. Шелер). Часть религиоведения — феноменология — наука о происхождении религии, которая как бы возвращает к истоковым началам вероучения. Рассматривая религиозное видение мира как опыт непосредственный и так сказать идеальный, поддающийся интуитивному анализу, религиоведение с полным рациональным правом признает его возможность. Поскольку атеизм отрицает саму возможность религии, то философское религиоведение методологически оправдывает религиозное мировоззрение перед лицом современной культуры. Оно описывает опыт веры по его сущности, адекватно анализируя опыт человека как жизнь, создающую саму себя, как движение телесности, чувствующую само себя.

Религия как форма духовной культуры выполняет следующие функции:

-          мировоззренческая (формирует общее представление о мире в целом);

-          компенсаторная (компенсирует слабость человека перед природой, социальными проблемами и иными объективными факторами негативного характера);

-          регулятивная (регулирование человеческих отношений и индивидуального поведения определенными идеями, нормами, установками, традициями, ритуалами, правом, моралью, предписаниями);

-          культуротранслирующая (осуществление культурной преемственности поколений);

-          интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъединение индивидов в группы и социальные институты) и некоторые другие функции.

Изучение религии особенно важно в наше время, в нашей стране, где новые идеалы еще только формируются. Еще не так давно шла борьба с религией, а ныне звучат призывы к ее возрождению в качестве основы культуры и даже государственной идеологии. Но не только культура возрождается вместе с религией, растут правонарушения, преступления, которые вновь провоцируют борьбу с религиозным мировоззрением как таковым. Степень религиозности человека выражается в его отношении к окружающему миру.

Литература:

1.      Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 2001.

2.      Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

3.      Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle