Спиральная модель социальных инноваций (European Commission, European Union) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Ю. А. Спиральная модель социальных инноваций (European Commission, European Union) / Ю. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11006/ (дата обращения: 19.04.2024).

В работе анализируется подход Европейской комиссии (EuropeanCommission, European Union) к определению сущности социальных инноваций. Раскрываются виды социальных инноваций, а также ключевые проблемы, по которым крайне необходима разработка и внедрение новаторских идей. Указывается, что реализация социальных инноваций проходит по этапам спиральной модели.

Ключевые слова: социальные инновации, Евросоюз, спиральная модель инноваций, условия реализации социальных инноваций.

По мнению J. Hanh, L. Andor и других членов European Commission, разработка социальных инноваций должна быть возложена не столько на органы государственной власти, государственных служащих, сколько на обычных граждан, предприятия и организации, которые с ними максимально взаимодействуют [3, p. 5]. Это дает возможность лучше удовлетворить как коллективные, так и индивидуальные запросы населения. Стимулирование инноваций, сферы предпринимательства и всего общества — основа Европейской Стратегии 2020 года. Процесс разработки и внедрения социальных инноваций состоит из следующих элементов:

1)                  выявление новых / неудовлетворенных социальных нужд, а также нужд, которые не получили адекватной обратной реакции;

2)                 разработка новых решений в ответ на эти социальные нужды;

3)                 оценка эффективности новых решений, направленных на удовлетворение социальных потребностей;

4)                 повышение соответствующими организациями эффективности социальных инноваций. Причем оценка осуществляется в рамках трех видов социальных инноваций:

4.1 социальные инновации спроса, отвечающие на те потребности, которые традиционно не рассматриваются рынком или существующими учреждениями, и которые направлены на улучшение качества жизни наиболее уязвимых групп в обществе (молодежь, мигранты, пожилые люди, социально исключенные люди);

4.2 перспективы социального вызова, фокусирующиеся на инновациях для общества в целом путем интеграции социальных, экономических и экологических аспектов;

4.3 фокус на системные изменения — самый амбициозный из трех видов, объединяющий два вышеупомянутых, при котором изменения достигаются за счет процесса организационного развития и кардинальных изменений в отношениях между учреждениями и заинтересованными сторонами.

Основная цель, при этом, заключается в создании именно социальных изменений. По сравнению с нововведениями, разработка и реализация социальных инноваций обусловлены возникновением некого дополнительного мотива: достижением социальной миссии.

На сегодняшний день, основные инновационные проекты в Европе развиваются в направлении решения следующих проблем:

1)                 миграция и старение населения стран Европейского союза (30 % из 200 млн. человек международных мигрантов проживали (с 2005г.), либо проживают в Европе. По данным Международного валютного фонда, отношение пенсионеров к работающему населению к 2050 году увеличится до 54 % и только 49 % мужчин в возрасте от 55–65 лет будут работать);

2)                 загрязнение воды, изменение климата и поиск новых источников энергии (20 % поверхностных вод стран Евросоюза находятся в серьезной опасности сильного загрязнения, а 50 % водно-болотистый угодий находятся под угрозой исчезновения);

3)                 «цифровой» разрыв общества (83 % европейских компаний, внедряющих новые решения из области цифровых технологий преодолели проблему нехватки рабочей силы (42 % компаний) и укрепили положительную репутацию в обществе (38 %). При этом, порядка трети европейцев никогда не использовали Интернет. В значительной степени эта группа людей в возрасте от 65 до 74 лет [4]. Преодоление такого «цифрового разрыва» может помочь также членам неблагополучных социальных групп стать равноправными участниками «цифрового» общества. Особенно это касается потенциально востребованных услуг, таких как электронное обучение, получение услуг посредством сайтов организаций здравоохранения и др.);

4)                 бедность и связанные с этим тенденции: социальная изоляция, детская бедность (несмотря на то, что Европа является одной из самых процветающих регионов мира, один из шести европейцев живет за чертой бедности. Причем, по данным European Commission, порядка 7 млн. чел. живут менее, чем на 5 евро в день [2]);

5)                 неравенство в социальном обеспечении, получении услуг в сфере здравоохранения;

6)                 несправедливая торговля и развитие местного производства [5].

Следует признать, что эти тенденции тесно переплетаются между собой, сопровождаются огромными проблемами их разрешения, и, в то же время, являются полем возможностей социальных инноваций.

Социальные инновации реализуются в несколько стадий. Сначала они предстают как идеи (Ideas), которые затем трансформируются в пробную версию, либо некие прототипы (Prototyping and piloting). В том случае, если апробация инновационного проекта принесла успех, разрабатывается механизм ее дальнейшей поддержки в стадии реализации (Implementation), возможно, в качестве нового предприятия или новой стратегии в уже существующей организации. Заключительная стадия (Implementation) — внедрение социальной инновации в большем масштабе таким образом, чтобы новый проект оказал действительное влияние на людей и стал частью обычной жизни. Указанные стадии образуют так называемую спиральную модель социальных инноваций (рис. 1).

Рис. 1. Спиральная модель социальных инноваций [3]

Сложная задача высших органов власти заключается в выявлении тех идей, которые являются наиболее перспективными для того, чтобы перевести их на пилотную стадию и определить, какие из инновационных проектов могут улучшить уже реализуемые модели на практике. Необходимо, чтобы органы власти разработали программы, которые будут стимулировать переход портфеля проектов из одной стадии на следующую.

Одним из важнейших вопросов, разрабатываемых членами European Commission, является определение ответственных лиц в органах государственной власти за поддержку и развитие социальных инноваций. При этом активно обсуждаются проблемы включения социальных инноваций в реальную жизнь с учетом возможного риска и принимая во внимание имеющийся передовой опыт [1].

Активное развитие Центров социальных инноваций (CSI — Centre for social innovation) за рубежом как социальных предприятий, способствует ускорению внедрения инноваций в жизнь общества. Говоря о социальных изменениях, сотрудники подобных центров по всему миру указывают на то, что социальные изменения — это результат синергетического взаимодействия чрезвычайно сложных составляющих. На стыке инноваций находятся условия окружающей среды, социальные условия и отдельные индивиды. То, что способствует развитию социальных инноваций предстает как некое пространство, которое обеспечивает взаимодействие людей с новыми идеями, связей с такими людьми, а также соответствующей инфраструктуры для превращения зарождающихся идей в некий реально достижимый план [6]. На рисунке 2 представим ключевые характеристики условий реализации социальных инноваций.

 
 
 

Рис. 2. Характеристики условий реализации социальных инноваций (составлено с использованием [6])

Несмотря на то, что исторически, многие из наиболее важных социальных инноваций были реализованы в результате случайных процессов, приведших к новым идеям, которые уже впоследствии были поддержаны органами власти, представляется, что внедрение социальных инноваций может стать организованным процессом. Эффективная программа в области развития тех социальных инноваций, которые будут широко распространены, помогут значительно повысить качество жизни населения и уровень общественного развития. Это определяет ключевую роль государственного сектора на региональном и местном уровне.

Литература:

1.      Empowering people, driving change: Social Innovation in the European Union. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. — 176 p.

2.      Eurostat/EU-SILC: Community Statistics on Income and Living Conditions. (сайт). URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu (дата обращения: 05.03.2014)

3.      Guide to social innovation / European Commission. Belgium: European Union, 2013. — 72 p.

4.      This is European social innovation / European Commission. Belgium: European Union, 2010. — 32 p.

5.      Social innovation research in the European: Policy Review / European Commission. France: European Union, 2013. — 64 p.

6.      http://socialinnovation.ca — Center for social innovation



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-12-02013-р¬_Урал_а) «Устойчивое развитие территорий в условиях постиндустриальной экономики: оценка и управление»)

Основные термины (генерируются автоматически): инновация, Европа, CSI, государственная власть, идея, орган власти, получение услуг, спиральная модель.


Ключевые слова

социальные инновации, Евросоюз, спиральная модель инноваций, условия реализации социальных инноваций., условия реализации социальных инноваций

Похожие статьи

Применение инновационных технологий в государственном...

Ключевые слова:государственное управление, инновационные технологии, европейские стандарты, реформа государственного управления, социальные инновации.

В большинстве случаев организация предоставления услуг — это функция местных органов власти, которая...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

Евроатлантическая модель подразумевает наличие всех стадии инновационного цикла: от возникновения инновационной идеи до

Основой успеха стала выработка политики поддержки бизнеса, что явилось результатом многолетней активно работой государственных органов.

Международный опыт разработки моделей регионального...

По этой причине поиск эффективных региональных моделей является одним из ключевых вопросов развития государственных институтов во всем мире.

Это такие объединения, как Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, Ассамблея регионов Европы...

Инновации в сфере предоставления государственных...

Концепция «Электронного правительства» несомненно является инновацией в сфере предоставления государственных и муниципальных

 набор Internet-услуг, предназначенных для того, чтобы местные органы власти и разные слои населения приобщались к средствам...

Современные зарубежные модели местного самоуправления

В США центральные партии, которые имеют представительства на местах, активно участвуют в выборах в местные органы государственной власти и самоуправления, и поэтому могут влиять на политическую активность жителей регионов, тем самым...

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Общественный контроль выгоден как обществу, так и органам государственной власти.

Политическая идея о подотчетности органов власти пронизывает всю историю США.

Это ознаменовало рождение «аудиторской модели» гражданского надзора — одного из двух видов...

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого...

Существующая модель взаимодействия органов власти и малого бизнеса — это три

Необходимо полное поощрение государством перехода бизнеса на внедрение инноваций.

Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления в...

Рационализация политической власти как платформа для...

Исследована проблема рационализации политической власти как платформы для общественных инноваций в постнациональном государстве, определены понятия «рационализм», «постнациональное государство».

Государство и право в пространстве транзита: от «идеальной...»

Подобное «лечение» института власти может быть «назначено» в случае выявления того или иного нарушения. Подобное выявление возможно как государством самостоятельно, так и в лице конкретных органов государственного контроля.

Похожие статьи

Применение инновационных технологий в государственном...

Ключевые слова:государственное управление, инновационные технологии, европейские стандарты, реформа государственного управления, социальные инновации.

В большинстве случаев организация предоставления услуг — это функция местных органов власти, которая...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

Евроатлантическая модель подразумевает наличие всех стадии инновационного цикла: от возникновения инновационной идеи до

Основой успеха стала выработка политики поддержки бизнеса, что явилось результатом многолетней активно работой государственных органов.

Международный опыт разработки моделей регионального...

По этой причине поиск эффективных региональных моделей является одним из ключевых вопросов развития государственных институтов во всем мире.

Это такие объединения, как Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, Ассамблея регионов Европы...

Инновации в сфере предоставления государственных...

Концепция «Электронного правительства» несомненно является инновацией в сфере предоставления государственных и муниципальных

 набор Internet-услуг, предназначенных для того, чтобы местные органы власти и разные слои населения приобщались к средствам...

Современные зарубежные модели местного самоуправления

В США центральные партии, которые имеют представительства на местах, активно участвуют в выборах в местные органы государственной власти и самоуправления, и поэтому могут влиять на политическую активность жителей регионов, тем самым...

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Общественный контроль выгоден как обществу, так и органам государственной власти.

Политическая идея о подотчетности органов власти пронизывает всю историю США.

Это ознаменовало рождение «аудиторской модели» гражданского надзора — одного из двух видов...

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого...

Существующая модель взаимодействия органов власти и малого бизнеса — это три

Необходимо полное поощрение государством перехода бизнеса на внедрение инноваций.

Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления в...

Рационализация политической власти как платформа для...

Исследована проблема рационализации политической власти как платформы для общественных инноваций в постнациональном государстве, определены понятия «рационализм», «постнациональное государство».

Государство и право в пространстве транзита: от «идеальной...»

Подобное «лечение» института власти может быть «назначено» в случае выявления того или иного нарушения. Подобное выявление возможно как государством самостоятельно, так и в лице конкретных органов государственного контроля.

Задать вопрос